Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Новости

В РВК обсудили корректировку механизмов регулирования венчурных инвестиций

06.02.2020

4 февраля по инициативе РВК состоялось заседание комитета при Рабочей группе АСИ в рамках исполнения поручения Президента РФ, посвященное анализу правоприменительной практики в области венчурных инвестиций и консолидации предложений от участников рынка по изменению нормативно-правовой базы, которые определяют допустимые случаи и объём невозврата венчурных инвестиций.

Во встрече приняли участие эксперты РВК, Роснано, Фонда «Сколково» и представители инвестиционного сообщества. Встреча была организована комитетом, созданным при Рабочей группе, которая занимается реализацией поручения Президента РФ №ПР-2199 от 18 сентября 2019 года. Согласно этому документу, Правительство РФ, совместно с АСИ, Счетной палатой РФ, Генеральной прокуратурой РФ и институтами развития должны в срок до 1 июня 2020 года предложить поправки в нормативно-правовую базу, регулирующую допустимые случаи и объем невозврата венчурных инвестиций с участием госкапитала в технологические проекты. Председателем комитета является заместитель генерального директора – инвестиционный директор РВК Алексей Басов.

Открывая совещание, Алексей Басов отметил, что перед участниками комитета стоит масштабная задача — предложить государству набор инструментов, которые изменят природу регулирования венчурного рынка, создадут сбалансированную систему контроля, которая будет учитывать интересы всех представителей индустрии. 

«Наша задача состоит в том, чтобы проанализировать и дать квалифицированную оценку системе государственных инвестиций в самом широком смысле. Как показывает практика, современное законодательство, созданное в этой сфере, является работоспособным, но правоприменительная практика нуждается в корректировке. Ключом к решению этой проблемы является признание за государством, наравне с другими участниками делового оборота, права на риск. Вместе с тем, необходимо дать четкое определение тому, что значит добросовестное действие участников рынка, в каких случаях эти действия необходимо признать неквалифицированными, а в каких злонамеренными. Мы должны на выходе представить максимально комплексную методику с широким набором инструментов оценки, которая позволит надзорным органам четко разграничить ответственность всех участников рынка».

По словам директора по правовым вопросам РВК Ирины Мониной, действующие механизмы, используемые в настоящее время для господдержки венчурной деятельности, нуждаются в корректировке. Отсутствует на уровне закона определение венчурной инвестиционной деятельности, учитывающее ее повышенный риск, который компенсируется сверхдоходностью отдельных проектов при убыточности остальных. Кроме того, государство сегодня не готово при выходе на венчурный рынок принимать на себя предпринимательские риски, наравне с частными игроками. При этом само понятие «предпринимательский риск» должно быть четко описано в законодательстве, чтобы не допускать множественных трактовок. 

«Венчурные инвестиции — это особая зона риска. Часто случается так, что компания не «выстрелила» в силу объективных причин, а не потому, что были допущены ошибки менеджментом. Мы это называем «предпринимательский риск», и нужно ясно прописать, что является его критерием. И когда государство хочет на равных с частными инвесторами иметь доступ к доходам от вложений в передовые технологии, оно должно в полной мере разделять с частными инвесторами предпринимательский риск».

В качестве еще одного фактора, сдерживающего развитие венчурного рынка, Ирина Монина назвала отсутствие единой методики оценки эффективности венчурных проектов с участием государственного капитала. 

«Важно также посмотреть на роль каждого игрока венчурного рынка. У инвестора, управляющей компании и портфельной компании разные роли, задачи, смыслы управления деньгами. Необходимо включить в методику оценки их работы раздел, который бы включал в себя корпус инструментов, разработанных на основе лучших мировых практик».

Директор департамента развития и планирования Фонда «Сколково» Сергей Израйлит в качестве меры по совершенствованию нормативно-правовой базы предложил внести уточнение в бюджетный кодекс, согласно которому бюджетные деньги, потраченные на венчурные проекты, должны рассматриваться как средства стимулирующего характера. В этом случае будет изменено целевое предназначение средств, что снимет дополнительные риски с инвесторов и предпринимателей. 

«В бюджетном кодексе нам нужна отдельная мера, которая бы говорила, что инвестиции в венчурные проекты носят заведомо стимулирующий технологический характер. Моя идея в том, чтобы венчурное инвестирование выдавать из бюджета под единым флагом. Мы создаем инструмент, который называется венчурное, технологическое или экспериментальное финансирование, и дальше говорим о том, что весь жизненный цикл, начиная от прямого посева и образовательных программ для стартапов, и заканчивая пред-IPO и продажей стратегу, весь этот инструментарий доступен рынку».

При этом, чтобы исключить злоупотребления со стороны недобросовестных менеджеров, Сергей Израйлит предложил ввести «гигиенический минимум» — набор мер, который должен соблюдать каждый управляющий. 

«Поддерживаю, что надо бороться со злоумышленниками. Должен быть «гигиенический минимум», который каждый управляющий таким портфелем обязан сделать. Если он это сделал, то к нему нет уголовных претензий».

Заместитель генерального директора по стратегии АО «Роснано» Алексей Качай предложил дополнить систему мер возможностью участникам рынка защищать свои права в третейском суде. 

«Я считаю, что нам важно предложить государству широкий пакет предложений. Венчурная отрасль обладает некоторой особенностью, поэтому защищать интересы сообщества должны люди, которые понимают нашу специфику. Есть форма третейских судов, давайте ее сюда добавим».

Подводя итог заседанию, Алексей Басов поручил участникам комитета детально проработать и прислать свои предложения в срок до 10 февраля 2020 года.  



Справочная информация

АО «РВК» — государственный фонд фондов, институт развития венчурной отрасли Российской Федерации. Основные цели деятельности АО «РВК»: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ). Уставный капитал АО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных АО «РВК», достигло 29, их суммарный размер — 64,4 млрд руб. Доля АО «РВК» — 37,3 млрд руб. Количество портфельных компаний фондов РВК — 180. Совокупный объем одобренных к инвестированию средств — 15,9 млрд руб. www.rvc.ru

Место проведения: