Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Новости

На «Открытых инновациях» обсудили технологии развития человеческого капитала

21.10.2019

В первый день форума «Открытые инновации» РВК организовала дискуссию «Education on-demand tools. Платформы и технологии развития человеческого капитала». Спикеры обсудили ведущие мировые и российские образовательные технологии, тенденции их дальнейшего развития и ориентиры, которые необходимо учитывать для их эффективного внедрения.

Открыл дискуссию генеральный директор РВК Александр Повалко. Он обозначил вызовы, связанные с цифровой трансформацией, которые сейчас стоят перед образованием — как в мире, так и в России. 

«Одна из главных задач — упростить доступ к образовательным технологиям, сделать их по-настоящему всеобщими. Люди должны получить возможность самостоятельно выбирать стратегию своего обучения, и цифровые технологии должны помогать им в этом. Для решения назревших задач РВК участвует в ряде проектов, связанных с развитием технологий в образовании. Это проекты в рамках программы «Цифровая экономика» и двух национальных проектов — «Наука» и «Образование». Речь идет о больших инвестициях. Необходимо сделать так, чтобы эти деньги были потрачены на наиболее эффективные образовательные проекты и решения», — отметил Александр Повалко.

Генеральный директор и основатель Alison Майкл Ферик рассказал о платформе для управления человеческим капиталом — одной из крупнейших в мире. 

«На платформе Alison проходят бесплатное обучение 14 млн человек, для которых открыто более 5 тыс. различных курсов, 2 млн уже получили образование и стали ее выпускниками. Alison позволяет экспертам в своей области бесплатно публиковать материалы по любому предмету на любом языке, открывая новую эру свободной глобальной передачи знаний и навыков. Традиционные системы обучения не подходят для этой цели — они слишком медленные, дорогие и недоступные для массового потребителя. С другой стороны, 15 крупнейших работодателей США уже не считают наличие классического диплома обязательным условием для приема на работу. Их больше интересуют те навыки и знания, которыми обладает претендент, а не то, как он их получил», — заключил Майкл Ферик.

Тему развития современных образовательных платформ продолжил Люсиан Косинши, региональный директор Minerva Schools — еще одной платформы управления человеческим капиталом. 

«Мы готовы работать со всеми системами образования — как классическими, так и самыми современными и высокотехнологичными. Но образование не сводится только к получению знаний, задача, которая сейчас стоит перед ним — расширять культурный и географический кругозор обучающихся. Мы не знаем, как мир будет выглядеть через 20 лет, какие навыки будут автоматизированы, какие профессии наиболее востребованы. Понятно одно: необходима такая система обучения, чтобы человек, приходя на работу в корпорацию, не слышал фразу "забудьте все, чему вас учили в вузе"», — рассказал Люсиан Косинши.

Тема разрыва между практиками в корпорациях и тем, чему учат в университетах, не раз поднималась в дискуссии. Алевтина Черникова, ректор МИСиС, отметила: 

«На моих встречах с представителями корпораций все чаще поднимается вопрос расширения знаний и навыков, которые получает современный инженер. Он должен иметь, помимо знаний по специальности, навыки управления коллективом, иметь юридическую подготовку и даже правильную речь. Одним из решений этой задачи может стать непрерывное профессиональное образование, которое университеты должны развивать вместе с корпорациями».

Максим Спиридонов, основатель и генеральный директор «Нетология-Групп», считает, что перестройка образовательных процессов, связанная с внедрением новых технологий, находится в самом начале пути. 

«Образование находится в состоянии турбулентности и будет перестраиваться еще 5-10 лет. Это надо признать и стать бенефициаром этого процесса. Традиционное образование версии 1.0 нащупывает инструменты, снимает географические границы и со временем сменит версию на 2.0, когда эти инструменты станут коммерчески эффективными. В итоге все упирается в способность человека работать с самим собой. Тот, кто не сможет быть эффективным учеником, будет выброшен на обочину», — отметил Максим Спиридонов.

Ярослав Кузьминов, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», придерживается иной точки зрения. Он считает, что подход к обучению должен быть гибким и учитывать индивидуальные особенности каждого студента. Ярослав Кузьминов выделил четыре основные причины, по которым необходимо введение новейших образовательных технологий. 

«Первое — это финансовая доступность. Бедные получают знание такого же качества, что и богатые. Второе — расширение выбора. Студент может брать уроки у тех преподавателей, которых он считает самыми лучшими и подходящими именно ему. Третье — дистанционное обучение сложным навыкам с использованием VR-технологий, симуляционных программ и даже ролевых игр. И четвертое — адаптация способностей конкретного ученика к курсу. Есть талантливые ученики, есть отстающие. И программы должны модифицироваться для каждого из них», — считает Ярослав Кузьминов.

«Мы будет продолжать накапливать стек методологий и технологий использования цифры в образовании. Самое опасное в этой истории — слепая вера в единственное выбранное решение. Перед нами огромный прекрасный мир возможностей, которые надо использовать, сохраняя способность к рефлексии», — подвел итоги дискуссии Александр Повалко.



Справочная информация

О РВК

АО «РВК» — государственный фонд фондов, институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Уставный капитал АО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных АО «РВК», достигло 27, их суммарный размер — 51,3 млрд руб. Доля АО «РВК» — 26,8 млрд руб. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний достигло 202. Совокупный объем проинвестированных средств — 17,8 млрд руб.
www.rvc.ru

Место проведения: