Media Review

Итоги года: 11 самых обсуждаемых в России технологических явлений 2016 года

20.12.2016
Источник: vc.ru

Редакция vc.ru составила список самых обсуждаемых в России технологических проектов и явлений в 2016 году — в него вошли как стартапы, появившиеся за последние 12 месяцев, так и более старые проекты, которые дали повод для громких заголовков.

FindFace

Российский сервис для распознавания лиц FindFace появился в феврале 2016 года — его создали на основе технологий компании N-Tech.Lab, представители которой еще в декабре 2015 года обошли команду Google на мировом чемпионате по распознаванию лиц The MegaFace Benchmark.

FindFace быстро набрал вирусную популярность благодаря возможности найти человека во «ВКонтакте» по его фотографии — в СМИ стали появляться публикации о пользователях сервиса: кто-то обнаружил незнакомых девушек, которых случайно запечатлел шесть лет назад, кто-то снимал случайных людей в метро, а затем находил их в соцсетях, кто-то даже стал преследовать и деанонимизировать российских порноактрис, а также искать вандалов.

Создатели сервиса научились монетизировать свои достижения, представив, помимо премиум-аккаунтов, платную платформу для бизнеса и набор инструментов для интеграции технологии — на протяжении года появлялись новости о совместных проектах с казино в зоне «Приморье», «Билайном», «Сбербанком», «Битрикс24».

В декабре 2016 года издание Bloomberg опубликовало фильм о российской технологической отрасли, одним из главных героев которого стал создатель FindFace Артем Кухаренко. В том же месяце компания объявила об интеграции с Twitter.

Фотография Андрея Мимы, который при помощи FindFace сумел найти двух девушек, которых случайно снял во время прогулки в Петербурге MSQRD Белорусский проект MSQRD родился в конце 2015 года и быстро набрал популярность в начале 2016 года — фотографии и видео с «масками» публиковали звезды и популярные пользователи соцсетей, а их подписчики находили приложение благодаря тому, что его создатели, среди других приемов, решили добавлять на каждый снимок водяной знак с названием сервиса. Популярность проекту также принесли маски с лицами знаменитых персонажей, в особенности Леонардо Ди Каприо.

Приложение MSQRD 

Набрав более 10 млн пользователей за три месяца и оказавшись на верхних строчках рейтингов магазинов приложений во многих странах без вложений в маркетинг, основатели проекта заключили сделку с Facebook, продали технологию соцсети и стали ее сотрудниками. Сумма сделки не разглашалась.

До приобретения Facebook создатели MSQRD экспериментировали с партнерскими масками — в частности, с брендом игры World of Tanks. Также они привлекли $1 млн инвестиций при помощи ментора проекта Юрия Гурского и фонда Gagarin Capital Николая Давыдова.

Технологии MSQRD уже интегрированы в другие проекты Facebook — в частности, Facebook Live. Сам MSQRD попал в списки лучших приложений по версии Google и Apple. Вскоре после анонса сделки с Facebook другие социальные сервисы также стали внедрять схожую технологию — к примеру, ICQ.

Prisma

Проект по художественной переработке фотографий, созданный под руководством сотрудника Mail.Ru Group Алексея Моисеенкова, летом этого года оккупировал все социальные сети, породил множество последователей (среди которых — проекты от Mail.Ru Group, «ВКонтакте», Google и Facebook) и запустил новую моду на использование нейронных сетей в бизнесе.

Вскоре после успешного запуска сервиса Моисеенков покинул холдинг, привлек инвестиции от бывшего работодателя, а также фонда Gagarin Capital и компании-владельца хостера Servers.com, стал экспериментировать с партнерскими фильтрами и новыми функциями.

Среди них — бот для Telegram, прямые трансляции в Facebook (почти сразу же соцсеть отключила доступ к этой функции для сервиса) и обработка изображений на самом устройстве, а также раздумывать о монетизации сервиса как платформы.

К концу ноября 2016 года сервис ежедневно использовали 1-1,2 млн человек, а ежемесячная аудитория достигала 19 млн человек. Кроме того, Prisma вошла в список лучших приложений года по версии журнала Time, а также единовременно возглавила ежегодные рейтинги Google и Apple.

Snapchat

Snapchat появился еще в 2011 году, но так не сумел набрать популярность в России — даже несмотря на внедрение аудио- и видеовызовов в марте этого года. Тем не менее, изобретенный и популяризованный сервисом способ общения при помощи исчезающих снимков, линз, рисунков и коротких видеороликов оказал в уходящем году существенное влияние на другие масштабные проекты.

Социальная сеть Facebook, основатель которой Марк Цукерберг так и не сумел договориться с создателем Snapchat Эваном Шпигелем о приобретении стартапа за $3 млрд (по ноябрьским данным, компания может оценивать себя уже в $25 млрд), последовательно внедряет в свои сервисы функции, аналогичные особенностям Snapchat.

Самоуничтожающиеся истории появились в Instagram и Messenger, а также тестируются в WhatsApp. Facebook даже запустила для американских школьников отдельное приложение Lifestage, вдохновленное сервисом Шпигеля. Находки Snapchat перенимают и другие сервисы — в частности, российский мессенджер ICQ.

Кроме того, в 2016 году компания представила специальные солнечные очки с камерой для съемки коротких видеороликов — совершив неожиданный разворот в сторону разработки и продажи устройств, а не сервисов.

World of Tanks

Игровые проекты на «танковую» тематику появились давно, но в 2016 году обсуждения на эту тему не утихали в бизнес-среде — во многом благодаря небольшой рекламной войне между Wargaming, Mail.Ru Group и Gaijin Entertainment, а также маркетинговым усилиям белорусских разработчиков World of Tanks.

Они, среди прочего, запустили «танкомобили» в сотрудничестве с «Яндекс.Такси», представили специальную версию внедорожника «УАЗ Патриот», раскрасили самолет Boeing 737-300 авиаперевозчика «Белавиа», привлекли в качестве консультанта актера Стивена Сигала (правда, для игры на морскую тематику — World of Warships).

Основатель компании Виктор Кислый в феврале 2016 года вошел в список долларовых миллиардеров Bloomberg, а в мае попал на обложку очередного номера журнала РБК.

Telegram

Если в прошлом году внимание прессы и пользователей было приковано к Telegram благодаря ботам, то сейчас мессенджер стал ассоциироваться с каналами — представленным в сентябре 2015 года инструментом для общения с аудиторией, лишенным привычной обратной связи в виде лайков и комментариев.

Свои каналы стали заводить СМИ, бренды, лидеры мнений — модная игрушка превратилась в самостоятельное медиа, которое позволяет узнать последние новости, ознакомиться с конспирологическими теориями, получить профессиональные знания или списки новой литературы.

Pokemon Go

Игра в дополненной реальности Pokemon Go вышла в начале июля этого года. Ее путь был ярок, но недолог — в России игра даже не успела официально запуститься (хотя как минимум в Москве в какой-то момент насчитывалось более миллиона игроков по данным МТС), но интерес к ней во всем мире стал падать уже через месяц после запуска, если судить по данным инвестаналитиков и показаниям сервиса для отслеживания частоты поисковых запросов Google Trends.

Тем не менее, проект успел поставить ряд рекордов — к августу он преодолел порог в 100 млн загрузок, стал самой скачиваемой игрой на iOS за первую неделю с момента релиза и сумел заработать беспрецедентные для мобильных игр $600 млн за 90 дней, а также стать поводом для множества маркетинговых, рекламных и PR-акций.

Например, «Сбербанк» предложил страховку для игроков, «Рокетбанк» — рокетрубли за пойманных в банке «Открытие» покемонов, глава «Билайна» заявил о готовности отключать доступ к игре сотрудникам на корпоративных тарифах, в Sports.ru запустили отдельное издание об игре, а мэрия Москвы разработала альтернативу Pokemon Go с Иваном Грозным и Бонапартом.

Игру обсуждали в интернете, на телевидении и на улицах, гадали, сколько миллионов вложено в ее раскрутку, запрещали на предприятиях, советовали, как использовать ее образ в рекламе, но уже в сентябре Pokemon Go потеряла лидерство в рейтинге самых доходных игр американского App Store, и посвященные ей дискуссии плавно сошли на нет.

«ВКонтакте»

В этом году крупнейшая российская соцсеть решилась на радикальный шаг, представив полный редизайн своего сайта и алгоритмическую ленту. Новый интерфейс заочно обсудили основатель «ВКонтакте» Павел Дуров и операционный директор соцсети Андрей Рогозов, а бывший пресс-секретарь компании Георгий Лобушкин опубликовал старые концепты редизайна «ВКонтакте» от Артемия Лебедева в ответ на критику от известного дизайнера.

Пользователи по традиции стали писать петиции за возвращение прежнего интерфейса и грозились покинуть соцсеть навсегда, что не помешало ей в ноябре обойти LinkedIn и Reddit в списке самых посещаемых сайтов мира по версии Alexa.

Блокировка Pornhub, Rutracker, LinkedIn

Внимание к себе приковал Pornhub — не столько благодаря ярким маркетинговым акциям, сколько после блокировки в России в сентябре по решению районного суда Воронежской области.

Инфоповодом успели воспользоваться сразу несколько российских компаний — Aviasales запустила поисковик билетов в стиле Pornhub, «ВКонтакте» предложила порносайту открыть официальное сообщество и верифицировала его в официальных цветах, другие бренды в честь блокировки стали предлагать тематические скидки и обновлять логотипы.

В январе Роскомнадзор заблокировал крупнейший российский торрент-трекер Rutracker, а вслед за ним и второй по популярности сайт той же тематики Noname Club. Владельцы Rutracker запустили «зеркало» сайта, контент на котором буквально отражен зеркально. Оно доступно и по настоящий момент.

Третья из громких блокировок года произошла в ноябре — Роскомнадзор объявил об ограничении доступа к социальной сети LinkedIn, руководство которой обвиняется в нарушении закона «О персональных данных».

Проекты Элона Маска

Американский предприниматель Элон Маск не только продолжил развивать Tesla, SolarCity и SpaceX, но также сделал несколько громких заявлений — к примеру, анонсировал систему межпланетных перелетов и объявил о намерении организовать экспедицию на Марс и колонизировать планету.

Незадолго до этого он оказался в центре внимания по более печальному поводу — на пусковой площадке SpaceX произошел взрыв во время тестирования ракеты.

За месяц до рассказа о новой космической программе Маск представил «солнечную» черепицу — покрытие для домов с солнечными батареями, которое будет выпускать SolarCity после покупки ее другой компанией Маска — Tesla. Которая, в свою очередь, планирует выпускать грузовики и микроавтобусы, а также развивать каршеринг.

Летом Tesla пережила громкий скандал — один из обладателей электромобиля компании погиб во время использования автопилота.

Не утихают и обсуждения вокруг Hyperloop Transportation Technologies и Hyperloop One, двух компаний, которые планируют создать «транспорт будущего» на основе идей Маска. В последнюю неоднократно инвестировал российский предприниматель Зиявудин Магомедов.

Theranos

В этот список компания, которая занималась разработкой инновационного метода проведения анализа крови по одной лишь капле, попала благодаря своему яркому падению — предпосылки появились еще в 2015 году, когда журналисты The Wall Street Journal уличили компанию в подтасовке результатов медицинских исследований, однако только в 2016 году стало окончательно ясно, что Theranos обречена.

Весной появились сообщения о расследовании регуляторов по отношению к компании, которое было возбуждено в результате «серьезных нарушений, подвергающих риску здоровье пациентов», в июле основателя компании Элизабет Холмс на два года отстранили от работы над анализами крови, на компанию наложили денежный штраф и ввели над ней общественное наблюдение.

В июне состояние Холмс, которую ранее называли «самой молодой женщиной-миллиардером», упало до нуля по оценкам Forbes. Несмотря на общественное давление, предпринимательница не сдалась и в августе представила новое устройство — мини-лабораторию для проведения исследований в домашних условиях.

В октябре стало известно, что компания планирует закрыть все лаборатории для проведения клинических испытаний, а также оздоровительные центры, и сократить 340 человек — почти половину штата. Сразу после этого один из фондов подал на Theranos в суд за «обман ради привлечения инвестиций» — в общей сложности компания привлекла $724 млн.


Место проведения: