Media Review

Связанный с Потаниным фонд инвестировал €50 млн в стартап экс-главы Yota

29.12.2020
Источник: РБК

Фонд Winter Capital, крупнейший инвестор которого Владимир Потанин, вложил €50 млн в компанию Arrival: ее основал экс-глава Yota Денис Свердлов для производства электромобилей. Всего компания привлекла €260 млн и проведет IPO.

Фото: arrival.com

Фонд Winter Capital Partners, крупнейшим инвестором которого является «Интеррос» Владимира Потанина, вложил €50 млн в британского разработчика технологий для производства электромобилей и электробусов Arrival. Об этом говорится в проспекте Arrival, направленном в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (U.S. Securities and Exchange Commission, SEC).

В середине ноября Arrival объявила о слиянии с компанией CIIG Merger, чтобы выйти на американскую биржу Nasdaq в начале 2021 года.

Представитель Winter Capital и основатель Arrival Денис Свердлов отказались от комментариев.

Что известно про стартап

Arrival в 2015 году основал экс-глава телекоммуникационного оператора Yota и бывший замминистра связи Денис Свердлов. Компания разработала собственное программное обеспечение, компоненты, новые материалы и модульные платформы для электромобилей второго поколения. Электромобили первого поколения — это существующие автомобили на горючем топливе, модифицированные с помощью замены бензинового или дизельного двигателя электрическим. Технология второго поколения позволяет производить электромобили дешевле, уверяют в компании: модели, выпущенные по технологии стартапа, будут продаваться по той же цене, что и аналоги с бензиновыми или дизельными двигателями, смогут проезжать до 300 миль (около 480 км) без подзарядки и обойдутся в обслуживании до 50% дешевле.

Производство машин Arrival планирует запустить на «микрофабриках» объемом производства до 1 тыс. электробусов или 10 тыс. электрофургонов в год стоимостью $45–50 млн. Ожидается, что капитальные затраты будут вдвое меньше, чем у крупных автопроизводителей, строящих заводы по выпуску 100 тыс. автомобилей в год, указано в проспекте. Сейчас строятся две подобные «микрофабрики» — в Великобритании и США.

Электробусами Arrival заинтересовались власти Москвы, которые уже обсуждали возможность их тестирования.

«Arrival сможет поставлять нам электробусы только в случае, если они разместят свое производство на территории России», — говорил в октябре 2020 года заммэра Максим Ликсутов.

Как Arrival привлекала инвестиции

Примерно за год (с конца 2019 года до октября 2020 года) Arrival провела инвестиционный раунд на €260 млн при оценке компании в €3 млрд, следует из ее проспекта, в котором помимо Winter Capital приняли участие:

  • южнокорейские производители автомобилей Hyundai и Kia — инвестировали вместе €100 млн и договорились о стратегическом партнерстве по глобальному внедрению коммерческих электромобилей;

  • американский инвестфонд BlackRock, который вложил $118 млн, или еще €100 млн. Средства пойдут в том числе на строительство первого завода в Южной Каролине;

  • компания UPS (€10 млн), специализирующаяся на услугах экспресс-доставки и логистики, которая также подписала со стартапом контракт стоимостью $1,2 млрд на покупку 10 тыс. фургонов с опционом на поставку еще 10 тыс. автомобилей.

Объем привлеченных средств РБК подтвердил источник, близкий к стартапу.


В ходе объединения с CIIG Merger (SPAC — специальная техническая структура, созданная для упрощения выхода компаний на биржу) Arrival планирует привлечь еще $660 млн (около €540 млн).

«Мы выйдем на положительный денежный поток в 2023 году. Того объема средств, который мы привлечем сейчас, достаточно для того, чтобы поддерживать рост до момента, когда мы станем прибыльными», —говорил Свердлов журналу Forbes.

Фонд Kinetik, бенефициаром которого является Свердлов, будет контролировать компанию и после слияния — у акционеров Arrival в объединенной компании будет 88,1%, из них у Kinetik — около 76,4%, а у новых инвесторов — около 7% (из них у Winter Capital — 1,4%). Для размещения на бирже объединенная компания была оценена в $5,4 млрд, или €4,42 млрд. Но исходя из котировок CIIG Merger на Nasdaq, которые выросли втрое после объявления о слиянии, объединенная компания уже стоит более $19 млрд, или €15,6 млрд.

Зачем Winter Capital стартап Свердлова

У большинства международных инвесторов есть интерес к «чистым технологиям» и всему, что связано с возможностями ускорить глобальную декарбонизацию (достичь снижения выбросов парниковых газов), говорил ранее управляющий директор Winter Capital Василий Николаев. Рынок коммерческого транспорта огромный, а присутствие электротранспорта на нем сейчас минимально, даже в Европе и США, добавлял он. К тому же, по его словам, в этом сегменте рынка уже успешно развивается ряд компаний: разработчик электромобилей Rivian, который привлек $2 млрд на последнем частном раунде при оценке компании в $8 млрд, Hyliion с рыночной капитализацией $3,8 млрд и Nikola, капитализация которой составляет $9,76 млрд.

Помимо этого «Норильский никель» (Потанин его крупнейший акционер и президент) еще в конце 2017 года договорился о партнерстве с немецкой BASF, которая строит завод по производству сырья для аккумуляторов электромобилей в финской Харьявалте по соседству с никель-кобальтовым заводом российской компании.

«Норникель» подписал соглашение на поставку на этот завод никеля и кобальта (объемы поставок по нему не раскрываются). Планировалось, что производство запустят уже в конце 2020 года и он будет обеспечивать сырьем для батарей около 300 тыс. электрокаров в год (с возможностью увеличения мощностей). Но строительство завода еще не завершено, отмечал Потанин на Дне инвестора компании 1 декабря.

Представители Winter Capital и «Норникеля» не стали комментировать, связана ли инвестиция в Arrival c партнерством «Норникеля» с BASF. Свердлов также отказался комментировать возможность партнерства Arrival c заводом BASF.

Авторы: Тимофей Дзядко, Светлана Бурмистрова.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы первыми быть в курсе новостей венчурного рынка и технологий!

Место проведения: