Media Review

Как закалялся EdTech: российский рынок в контексте глобальных трендов

08.09.2020
Источник: РБК

Фото: Unsplash

Российский EdTech-рынок переживает неоднозначные времена. Массовый переход пользователей в онлайн подверг его стресс-тесту, который выдержали не все, но создал и небывалые перспективы для развития и выхода на новые рынки.

Обеспечение качественного, доступного образования и развитие программы lifelong learning в этом году вошли в число приоритетов ООН (вместе с борьбой с голодом и экологическими вызовами). ЮНЕСКО считает, что устранить неравные возможности должны технологии, прежде всего — сервисы для удаленного школьного обучения. Всемирный экономический форум (ВЭФ) инициировал программу «Образование 4.0», чтобы приблизить его к нуждам современной экономики. Программа предполагает запуск международного маркетплейса знаний, где учебные заведения мира смогут делать совместные образовательные проекты на одной онлайн-платформе.

EdTech поможет переобучить жертв роботизации

Разрыв в навыках на рынке труда увеличивается вместе с изменениями структуры экономики. Эксперты ВЭФ считают, что к 2025 году автоматизация упразднит 75 млн рабочих мест в мире, но создаст еще больше — 133 млн. Их займут специалисты с новыми квалификациями и диджитал-навыками, дефицит которых бизнес ощущает уже сейчас. Только в России сегодня не хватает миллиона ИТ-специалистов. А согласно исследованию РАНХиГС, через десять лет будет роботизировано 20,1 млн рабочих мест (это почти половина мест официально трудоустроенных россиян).

Даже если не брать в расчет футуристические прогнозы, тренд очевиден. Компания Forrester, проведя опрос, выяснила, что в 2019 году почти половина предприятий увеличила расходы на софтовых роботов (которые обычно используются для автоматизации рутинных операций), а две трети планировали сделать это в течение 2020 года. И если какие-то сомнения у них еще оставались, пандемия COVID-19 помогла правильно расставить приоритеты.

Учитывая это, общество уже сегодня нуждается в инструментах обучения и переквалификации, которые может предоставить EdTech. Они будут востребованы и большим числом работодателей: опрос HR-служб компанией Deloitte показал, что предприятия предпочитают переучивать нанятых сотрудников, а не искать новых.

Онлайн-образование — драйвер социальных изменений

В обучающие технологии верят также визионеры-инвесторы и идеологи Кремниевой долины. Они вкладываются в EdTech-платформы, сотрудничают со школами, реформируют программы. В 2019 году сфера вновь привлекла рекордные объемы вложений — $18,66 млрд (годом ранее — $16,34 млрд).

EdTech (вместе с EcoTech и BioTech) — популярное направление для частных impact-инвестиций, т.е. для вложений состоятельных людей в общественно значимые направления.

Например, проект инновационного образования в африканских школах Bridge International Academy поддержал широкий круг инвесторов по всему миру, включая Learn Capital и Rethink Education, и фонды impact-инвестиций Omidyar Network и CDC. Компания Марка Цукерберга и Присциллы Чан Chan Zukerberg Initiative вложила $1,6 млн в проект для персонализированного детского образования Jefferson Education Exchange.

В Россию тоже начинает проникать идеология частных impact-инвестиций в образование. Например, основанная венчурным инвестором Магомедом Мусаевым компания GVA запустила программу Teen start, где школьников 12–15 лет обучают предпринимательству и готовят к запуску стартапов. Каждый второй проект доходит до стадии продаж.

«Задача акселератора — сформировать ранний пласт предпринимателей, независимых от государства и не загнанных в жесткие рамки. Школьники запускают свои первые в жизни стартапы — не важно, успешные или нет, ведь неудачи в инновационных индустриях ценны как опыт. К окончанию вуза у такого предпринимателя будет три-четыре проваленных проекта — а значит, первый настоящий бизнес будет более продуманным. Экосистема частных инноваций формирует почву для развития бизнеса в стране», — объяснил РБК генеральный директор и партнер GVA Замир Шухов.

Темпы роста

Согласно оценкам Global Market Insights, объем рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд в 2019 году. Ожидается, что он будет расти в среднем на 8% ежегодно — до $375 млрд в 2026-м.

Аналитики связывают это со многими факторами, включая проникновение технологий, актуализацию принципа lifelong learning и борьбу с неравным доступом к образованию. Одним из решений последнего может стать применение искусственного интеллекта. По прогнозу Accenture, к 2040 году ИИ-технологии смогут обеспечить поддержку полного среднего образования для 110 млн учеников и программ переквалификации для 3,3 млн соискателей.

Фото: EPA / ТАСС

Российский сегмент EdTech занимает только 1% в глобальном масштабе, но растет более быстрыми темпами. По данным «Интерфакс Академии», рынок цифрового образования в России на конец 2019 года достиг 45–50 млрд руб. Сегмент b2c оценивается в 38,5 млрд руб. (данные из совместного исследования TalentTech, EdMarket и «Нетологии»). Крупнейшие ниши — дополнительное школьное образование и образование взрослых — генерируют 10 млрд руб. и 19 млрд руб. соответственно. Прогнозы роста всего рынка, не учитывающие последствия коронавируса, сводятся к 60 млрд руб. к 2023 году.

Эффект пандемии

Пандемия COVID-19 неоднозначно повлияла на крупнейшие ниши рынка.

— b2c-сегмент

Его участники отмечают возросший интерес к формату. По словам Тамары Кочаровой, соосновательницы и совладелицы Training Space (OBLAKO Group), доход компании от ряда клиентов увеличился в пять-десять раз. Александр Ларьяновский, управляющий партнер SkyEng, считает, что, судя по прошлым кризисам, сегмент бизнес-образования останется востребованным. Люди предпочитают вкладываться в образование именно в периоды, когда экономика «на краю пропасти». Работодатели вновь будут диктовать условия на рынке труда, как это случалось после 2009 и 2014 годов, и будут тщательнее подходить к анализу навыков сотрудников, отмечает он в своей колонке для Inc. Russia.

— Школьное дополнительное образование

За время самоизоляции использование школьных сервисов выросло на порядок. Это обусловлено тем, что многие платформы ускоренно внедряли новые бесплатные инструменты. Но возросшая нагрузка на платформы, технические проблемы и низкая цифровая грамотность всех участников процесса привели к отторжению формата удаленного обучения. Недавний опрос SuperJob показал, что почти 40% родителей школьников недовольны организацией онлайн-учебы.

«Экстремальная цифровизация этого сегмента, с одной стороны, играет на руку рынку. С другой, онлайном дети переполнены настолько, что дополнительные занятия их уже мало интересуют. Более того, наблюдается тотальная агрессия родителей по отношению к онлайн-образованию. Все это ставит в очень непредсказуемое положение ряд средних компаний в сегменте, продажи которых упали до минимума, — говорит Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2. — Кроме того, на рынке сказывается падение покупательской способности из-за кризиса и безработицы. В России и без того средний показатель трат семьи на образование был на уровне 0,3–4% (для сравнения: в Китае он достигает 25%). Сейчас эта статья расходов пересматривается в меньшую сторону».

— Дополнительное образование взрослых

Спрос в этом сегменте в период самоизоляции рос скромнее — в среднем в два-три раза, но с сопоставимым влиянием на продажи. Например, у GeekBrains число студентов на платных курсах увеличилось почти на 90%, у «Лекториума» — в три раза, у 4brain.ru — в 2,5 раза. SkyEng отметил двукратный рост числа заявок на все индивидуальные занятия для взрослых и детей. При этом большинство платформ открывали бесплатный доступ к части контента.

Многие участники рынка уверены, что потенциал цифрового образования не удалось реализовать во время пандемии из-за малого интереса государства к диалогу с компаниями. Это основное препятствие для внедрения технологий в госсистему образования на всех уровнях.

Фото: EPA / ТАСС

«Массовый переход на диджитал произошел с таким скрипом и болью, что все — родители, учителя, директора школ — ждут возвращения к партам и устаревшим методам обучения, — отмечает Замир Шухов. — В целом рынок справился крайне плохо не из-за отсутствия продуктов, инноваций или стартапов, а потому что нет диалога между людьми, принимающими решения и распределяющими бюджеты, и теми, кто способен решать эти проблемы. Нужно объединять экспертизу на уровне государств, бизнесов, рынков».

У EdTech в России — больше возможностей

В десятке крупнейших EdTech-компаний России большая часть предоставляют услуги дополнительного образования, остальные продают платформенные или программные решения. При этом в ведущей нише сохраняется потенциал для стартапов, что наглядно демонстрируют последние сделки. Так, в начале года российский стартап Novakid (онлайн-школа английского языка) привлек $1,5 млн со стороны венчурных фондов Leta Capital и BonAngels. В апреле Leta Capital инвестировал $1 млн в еще один российский проект — виртуального репетитора английского языка с элементами искусственного интеллекта MyBuddy.ai. Последняя сделка — проекция одного из главных трендов цифрового образования. По данным Deloitte, инвестиции только в американские EdTech-проекты на основе ИИ превысили $2,3 млрд в период с 2016-го по первый квартал 2019 года. Популярность технологии обусловлена возможностями алгоритмов в персонализации обучения.

Сегодня для российских стартапов в сфере EdTech складывается благоприятная экосистема. В развитии этого направления заинтересованы практически все крупные ИТ-компании страны, включая «Яндекс», Mail.ru Group, МТС, «Ростелеком», а также государство в лице «Сколкова». Кроме того, развивается рынок частных инвестиций. Так, в мае этого года образовательная онлайн-платформа «Умназия» привлекла от группы лиц $1 млн, которые планирует использовать на развитие проекта в России и на экспансию в Индию и Южную Америку.

С EdTech-стартапами проще выйти на международный уровень

Иностранные рынки сегодня дают много возможностей для масштабирования отечественных проектов. Так, «Алгоритмика» оперирует в 15 странах, включая США, Мексику, Австралию, Индию и Израиль, где активно продвигает модель франшизы.

При этом выход на зарубежные рынки требует особого внимания к локализации. Платформа «Учи.ру», которая присутствует в странах БРИКС, США, Канаде, Индонезии и Вьетнаме, учитывала местные особенности: например, знания китайских школьников по математике в среднем выше, чем по миру, а в Индии образовательные продукты чаще используются через смартфоны. В LinguaLeo существенно адаптировали формат в Бразилии, где аудитория предпочитает стандартизированные обучающие курсы и краткосрочную подписку. Для освоения других рынков (сервис также стартовал в Турции и Испании) компания запустила платформу, позволяющую любому пользователю перевести интерфейс сайта на родной язык.

Участие в EdTech-акселераторах может увеличить шансы на привлечение иностранных инвестиций, особенно на бурно развивающихся азиатских рынках. В Индии вложения в EdTech на фоне пандемии выросли, в то время как в других сферах динамика снизилась. В Китае после восстановления инвестиционной активности в марте отрасль стала одним из двух лидеров по объему сделок. Азиатские стартапы лидируют в рейтинге EdTech-единорогов HolonIQ. Тройка, занимающая верхние строчки — Byju's, Yuanfudao и VIPKid, относится к сфере детского дополнительного обучения. Это еще раз доказывает связь рынка с глобальной повесткой дня.

Невзирая на временную нестабильность экономики, в мире назрел глобальный заказ на образовательные технологии. Об этом говорят и позиции международных организаций, и стратегии венчурных инвесторов. Некоторые экспертные прогнозы не исключают, что следующим ИТ-гигантом, подобным Apple, Amazon или Google, в десятилетней перспективе станет именно онлайн-школа.

Автор: Лилия Ахмадеева.


Место проведения: