Media Review

Искусственный интеллект поднимут за три года

27.11.2017
Источник: Коммерсантъ.

Рынку прогнозируют резкий рост

Российский рынок искусственного интеллекта и машинного обучения ждет взрывной рост, рассчитывают эксперты. По итогам 2017 года он достигнет 700 млн руб., а уже к 2020 году вырастет до 28 млрд руб. Такой рост вполне реален даже с учетом того, что российские компании в этой отрасли пока инвестируют только в самые очевидные решения, считают участники рынка.

Объем рынка искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения (МО) в России по итогам 2017 года составит 700 млн руб., говорится в отчете TAdviser и «Инфосистемы Джет». К 2020 году рынок вырастет в 40 раз — до 28 млрд руб., прогнозируют компании. Драйверами рынка станут финансовый сектор, ритейл и промышленность, считают авторы исследования. По данным опроса 100 компаний из крупного и среднего бизнеса, около четверти респондентов уже используют технологии МО. 57% опрошенных уверены, что их затраты на ИИ и МО в ближайшие три-пять лет будут расти, причем, по предположению, около трети из них — на 15–20% в год. Для сравнения: по оценке IDC, общемировые расходы на системы ИИ (включая аппаратное и программное обеспечение и соответствующие услуги) увеличатся с $8 млрд в 2016 году до $46 млрд в 2020 году.

В 2007–2017 годах на исследования и разработки в области ИИ в России государство выделило около 23 млрд руб., оценивается в исследовании. Лидеры по объему госфинансирования — проекты для госсектора, транспортной отрасли, обороны и безопасности. Наиболее активно госсектор внедряет системы поддержки принятия решений, распознавание изображений и видео. Среди уже имеющихся примеров применения ИИ и МО в бизнесе в отчете отмечается опыт сервиса HeadHunter, который повысил производительность за счет автомодерации резюме: если в 2016 году усилиями 20 сотрудников обрабатывалось в среднем 20 тыс. новых резюме в день, то в 2017 году на обработку 30 тыс. резюме требуется только 12 сотрудников. Кроме того, «М.Видео» использует машинное обучение для формирования товарных рекомендаций и повышения конверсии покупок на сайте, а «Яндекс» применяет эти технологии в голосовом помощнике «Алиса».

Прогнозируемый рост вполне реален, поскольку ИИ и МО будут проникать практически во все области IT, считает руководитель направления «Инновационные решения» группы «БДО Юникон» Дмитрий Буслов.

«Оценка 2017 года мне кажется даже несколько заниженной», — добавляет он. Оценка текущего объема рынка пессимистична, согласен директор по развитию продуктов «Рамакс интернейшнл» Николай Ситников. Он полагает, что объемы должны быть в несколько раз больше, а темпы роста — ниже.

«Просто в России бизнес быстрее выучил урок: не так важна технология, как важно ее практическое применение», — поясняет господин Ситников.

В ближайшие три года стоит ожидать роста прежде всего на рынке МО, где появляется все больше успешных примеров внедрения прикладных решений, а рынок ИИ начнет существенно расти в районе 2020 года, считает эксперт.

Объемы российского рынка оценивать сложно, констатирует гендиректор «ABBYY Россия» Дмитрий Шушкин. Многие компании уже реализуют пилотные проекты в сфере ИИ, но пока не раскрывают данные об инвестициях; кроме того, размер рынка сильно зависит от того, что относить к ИИ, поясняет он. Согласно проведенному Accenture в 2017 году опросу российских компаний, в ближайшие три года они планируют инвестировать во встроенный ИИ (31,1%), машинное обучение (30,2%) и обработку данных на естественном языке (27,4%), приводит данные господин Шушкин.

«Наши компании прагматичны в выборе решений: их интересует высокий возврат инвестиций в перспективе двух-трех лет. В приоритете не технологии, которые со временем изменят рынок, а решения, без которых уже просто невозможно идти вперед», — считает он.

Автор: Кристина Жукова


Место проведения: