Media Review

Тренды 2021 года: ИТ для «agile space»

«Цифровая трансформация» офисов идет масштабная, а учитывая к сжатые сроки — можно сказать, жесточайшая. Это характерно для разных пространств — от складов до больниц — но мы сделаем особый акцент именно на офисах, которые крайне показательны.

«Мы находимся сейчас на пике развития цифровизации офисных пространств», — говорит Ольга Сладкова, руководитель группы по поддержке продаж мультимедийных систем «Инфосистемы Джет».

Для ИТ-индустрии это важно по трем причинам. Во-первых, потому, что современный офис является «smart building» и под новые задачи требует изменений в своих служебных «умных системах» — кондиционирования, вентиляции, отопления, наблюдения и т. д. Во-вторых, трансформация будет нужна в ИТ-инфраструктуре, обслуживающих повседневные задачи пользователей в «гибких пространствах». Наконец, в-третьих, для современного офиса бывают нужны такие digital-сервисы, которые недавно не могли себе представить даже футуристы.

«Офис» или «удаленка»: тезис, антитезис, синтез

Цифровые технологии в организации рабочих процессов важны, но определяют далеко не все. Сотрудники по-разному проявляют себя в зависимости от формата рабочих отношений, «удаленка» тут не исключение.

«Нет универсального рецепта, как сделать работу удаленно такой же эффективной, как и в офисе, — говорит Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS. — По своим наблюдениям могу сказать, что во многих компаниях сотрудники разделились на два типа: одни стали относиться к работе более поверхностно ввиду отсутствия очного контроля со стороны руководства, другие, наоборот, стали более проактивными».

Каждый формат — и «удаленка» тоже, разумеется! — требует определенных дополнительных мер контроля и техник управления персоналом на разных уровнях. Обеспечение возможности выбирать удобное место для работы потребует усилий и вложений, но результат того стоит: увеличится продуктивность сотрудников, вырастут бизнес-показатели компании. В этом уверен Алексей Лукацкий, консультант по интернет-безопасности Cisco, напоминая, что при внедрении новых форматов в российском представительстве вендора производительность сотрудников выросла на
10–40%.

В недавнем «доковидном» прошлом возможностями удаленной работы пользовались, по большей части, руководители да креативные профессионалы. Для этих категорий «удаленка» наиболее проблематична — свежие мысли очень часто приходят в ходе брейнштормов и живых обсуждений у кулера, в курилке, на обеде и т. д., а это не перенесешь в digital. Все остальное довольно просто «оцифровать» — как повседневную деятельность, так и особые форматы. Например, GenerationS успешно реализовал ряд проектов с партнерами, для чего потребовалось перенести в онлайн разнообразные мероприятия — церемонии открытия, демо-дни, питч-сессии и т. д. — причем все прошло успешно, хотя, как отмечает г-жа Петрова, иногда требовало новых подходов к организации и более тщательного отношения к деталям.

Однако люди хотят общаться как онлайн, так и вживую, что будет отражено и в организации как back-, так и front-офисов. Например, «Альфа-банк» создает новые отделения в концепции Phygital (physical + digital), сочетая лучшие практики из физического и цифрового опыта общения сотрудников с клиентами. В организации «гибридных» схем многое будет определять специфика деятельности компаний.

В 2021 году предприятия будут искать новые формы организации работы, используя созданный в 2020 году фундамент. Одним из перспективных решений, как предполагают в компании «Аванпост», будет так называемый «jump seat» — посменный режим работы, когда по определенным периодам в офисе присутствует часть сотрудников, например члены одной рабочей группы.

Россияне весьма позитивно воспринимают гибкие форматы. Например, вторым по значимости критерием при выборе работодателя оказались возможности удаленной работы и гибкого графика, которому отдали предпочтение 58% опрошенных, как сказал Владимир Химаныч, управляющий директор по работе с персоналом «Райффайзенбанка», выступая на круглом столе «Цифровизация рынка труда», проведенном Ассоциацией менеджеров и Mail.ru Group, со ссылкой на собственные исследования банка. На первом месте, разумеется, уровень оплаты, которому отдали предпочтение 85%.

Офисы: «лучше меньше, да лучше»

Локдауны нанесли мощный удар по сегменту офисной недвижимости. Например, в 3 квартале 2020 года был установлен антирекорд на московском рынке — количество арендованных и приобретенных офисов класса «А» составило 47 700 кв. м, что оказалось минимальным квартальным значением за последние пять лет, как сообщает «Москвич Mag» со ссылкой на данные CBRE, международной консалтинговой компании в области недвижимости. Новые офисные площади вряд ли будут вводить в эксплуатацию в прежних количествах, но имеющиеся потребуют значительной внутренней переработки и переосмысления парадигм использования, причем как со стороны арендующих, так и арендаторов.

Внутри офисов происходят значительные изменения. Тренд на отказ от «open space» начат давно, сейчас он акцентирован эпидемией. На смену идет концепция «agile space», которая для новых условий оказалась подходящей практически идеально. В зависимости от текущих потребностей «гибкие пространства» допускают трансформацию под нужные задачи: размещение проектных команд разного размера, проведение семинаров, переговоров, деловых встреч или, предположим, вечерних мероприятий. При таком подходе удобно и естественно образующиеся излишки площади оперативно сдавать в аренду/субаренду, а при недостатке пространства — арендовать его у соседей.

Shared-использование ресурсов требует ИТ-поддержки, даже если речь об офисных помещениях. Например, в agile-офисе Научно-технического центра «Газпром нефти» кроме привычных стационарных рабочих мест есть ряд трансформируемых помещений разных типов — пространства под «гибкие рабочие места», коворкинги, вмещающие от 10 до 100 человек, форум для проведения видеопрезентаций, обладающий широкими возможностями настройки на тип проводимых мероприятий, и трансформируемый лекторий, который может быть превращен в зал для конференций представительского уровня или в выставочную зону. Для увеличения эффективности использования площадей нового типа пришлось создавать и внедрять электронную систему внутреннего бронирования!

«Чем воздушнее и легче выглядит проект, тем необычнее он реализуется на практике», — говорит Илья Пехов, старший менеджер проектов Центра сетевых решений «Инфосистемы Джет».

Для управления имеющимися площадями в agile-реальности аналогичные решения потребуются как офисам, так и бизнес-центрам, только ИТ позволят эффективно трансформировать в доступных пределах доступные пространства разного назначения и планировать их shared-использование. Появление «Uber» для офисов, коворкингов и выставочных площадей/залов, скорее всего, произойдет в ближайшем будущем, причем оно тоже должно будет учитывать гибкость доступных пространств.

Базовая инфраструктура должна быть пластичной

Изменения в офисах потребуют масштабных изменений в управляющей ИТ-инфраструктуре помещений. Например, для «гибкого офиса», скорее всего, нужно будет создавать новую сетевую инфраструктуру, чтобы получить возможность быстро перепрофилировать сегменты в зависимости от изменений в отдельных помещениях: размер, предназначение, а иногда и арендаторы.

Кроме того, актуальным становится переход с Wi-Fi 5 на Wi-Fi 6.

«Количество пользователей Wi-Fi на одну точку растет, количество устройств при этом увеличивается кратно — с рабочего компьютера сотрудники проверяют почту, по планшету ведут ВКС-собрание, в смартфоне договариваются о встрече, в смарт-часах строят расписание. Уже сейчас нас окружает множество IoT-устройств, границы применимости которых становятся шире, — говорит Сергей Яранцев, руководитель направления беспроводных технологий «Инфосистемы Джет». — Wi-Fi 5 часто не способен обеспечить нужды современного офиса, но Wi-Fi 6 — точно сможет».

Заметим, что такое происходит как в офисах, так и в помещениях другой специализации, например, в медицинских центрах, инфраструктура ряда которых эпидемия потребовала гибкости, характерной для agile-пространств. Сейчас на одного человека на территории лечебного учреждения включая медицинский персонал, приходится в среднем по 3,2 подключенных устройства, говорит Михаил Комаров, руководитель подготовки сетевых решений Aruba, компании Hewlett Packard Enterprise, в России. Это могут быть планшеты для ведения записей о состоянии пациента, персональные планшеты и смартфоны медицинских специалистов. Кроме этого, напоминает г-н Комаров, современные «умные здания» оснащены большим числом разнообразных IoT-устройств, обеспечивающих безопасность, ресурсосбережение и комфортную работу. А также не стоит забывать и о высокотехнологичных медицинских аппаратах, которые требуют сетевых подключений.

Обновление офисов будет идти в непростое время. Большинство руководителей организаций (64%) ожидают снижения выручки, как сообщает сообщает ТАСС со ссылкой на исследование «Доверие к цифровым технологиям — 2021», проведенное PwC. Однако инвестиции в развитие офисных пространств приведут к снижению издержек и увеличению производительности труда, поэтому деньги на соответствующие проекты найдутся как у бизнеса, так и у госструктур.

Но на ситуацию надо смотреть шире: внедрение новых форматов занятости — например, вышеупомянутого «jump seat» — и появление новых вариантов использования офисных пространств потребует от ИТ-компаний умения быстро работать с программными и аппаратными решениями, как для их локального развертывания, так и для внедрения в качестве составных элементов в комплексы информационных систем предприятий. Однако, чтобы раз за разом делать такое быстро и просто, надежно, а также дешево, должны произойти изменения на уровне корпоративных заказчиков.

«Нужно выстраивать новую конфигурацию всех корпоративных ИТ-систем», — уверен Андрей Конусов, генеральный директор компании «Аванпост».

Про побочные эффекты новых требований к офисам

Ситуация интересна рядом побочных эффектов, один из наиболее значимых для канала — изменение спроса на профессиональное оборудование для дизайнеров и проектировщиков. Разумеется, новые пространства не появятся сами собой, для их возникновения потребуются усилия дизайнеров, архитекторов и девелоперов. Огромный фронт работ возникнет у многих креативных студий и проектных бюро, а эта деятельность потребует мощных ИТ-инструментов, что стимулирует спрос, прежде всего, на рабочие станции, профильный софт, широкоформатные принтеры и прочую профессиональную периферию.

Пример специализированной периферии, актуальность которой возрастет, — новинки в серии DesignJet, представленные НР в начале осени. Интересно, что наряду с моделями Т200 и Т600 была представлена линейка Studio, ориентированная на специалистов в архитектуре/строительстве/проектировании, которые выполняют творческую работу, а поэтому высоко ценят эстетику дизайна своих инструментов. Обновленный софт, улучшенная конструкция и компактность позволят эффективно использовать новинки НР как в традиционном, так и в домашнем офисе, отметил Гуайенте Санмарти, вице-президент и генеральный директор подразделения широкоформатной печати HP.

Что дальше?

Наиболее распространенными локациями, использующими синтез физических и цифровых практик взаимодействия, будут, разумеется, офисы. На втором месте по количеству, скорее всего, окажутся учебные заведения, но тенденция охватит локации разных типов. Реализации могут быть причудливыми и изящными.

Про практики front-офисов «Альфа-банка» мы уже говорили, аналогичным путем идет «Сбербанк», который при этом смотрит шире и делает ставку на мультифункциональные отделения, изначально приспособленные под разные активности посетителей. В новых отделениях банка будут присутствовать кафе, детские уголки, постаматы и продвинутые банкоматы с интегрированными биометрическими решениями и расширенной функциональностью: через них можно будет заказать такси, купить билет в кино, заказать еду и т. д. В планах уже в 2021 году открыть по 2–3 отделения нового формата в каждом регионе страны, по словам Александра Ведяхина, первого зампреда правления «Сбербанка».

Новые форматы развивают торговые сети, например, «М.Видео-Эльдорадо», который начал движение в данном направлении еще до коронакризиса.

«Классическая система разделения продаж по каналу формирования заказа, когда продажа с сайта — онлайн, в магазине — офлайн, уже не отражает ни все возможные сценарии поведения клиента, ни бизнес-процессы компаний, успешно реализовавших омни-модель и эволюционирующих дальше», — сказал тогда Энрике Фернандес, гендиректор «М.Видео-Эльдорадо».

Фронт работ для профильных интеграторов, дизайнеров и проектировщиков будет значительным, а каналу нужно подготовиться к поставкам большого количества компонент для обновляемых ИТ-инфраструктур.

Автор: Александр Маляревский.


Место проведения: