Media Review

Транспортные стартапы: на чем мы будем ездить или даже летать

10.11.2020
Источник: СБЕР Про
Проект: Технологические конкурсы НТИ

Когда разговор заходит про российские стартапы в сфере транспорта, то почему-то всегда вспоминается «Ё-мобиль». Этот проект миллиардера Михаила Прохорова был попыткой сделать российский электромобиль, но потерпел крах. С тех пор настолько же нашумевшей попытки создать в России новый транспорт, пожалуй, не было. Но это не значит, что их нет. У нас разрабатывают и беспилотные автомобили, и дроны для перевозки людей и грузов, и электромобили, и летающие мотоциклы.

В России довольно сильная инженерная школа, которая позволяет реализовывать такие проекты. Но есть проблема: сложно привлечь инвестиции. В прошлом году стартапы в сфере транспорта привлекли 570 млн рублей инвестиций. С одной стороны, это пятая по популярности категория после решений для бизнеса, игр и развлечений, образования и искусственного интеллекта. С другой — почти весь объём этих денег достался компании GetTransfer, которая разрабатывает сервис по заказу трансфера из аэропортов. Этот стартап привлёк раунд на 520 млн рублей.

Вот список интересных транспортных компаний, которые пытаются изменить индустрию. Сразу оговорюсь: в этот список не входят ИТ-сервисы вроде такси и заказа трансфера.

Электромобили

Последователей у прохоровского «Ё-мобиля» довольно много. Правда, тут скорее не его заслуга, а огромная популярность Tesla и растущий интерес потребителей к этому сегменту. Начать надо с того, что в Москве, например, уже ездят электробусы КамАЗа и ЛиАЗа. В этой сфере экспериментирует и концерн «Калашников», который показывал небольшой трёхколёсный электрокар «Иж UV-4», который можно использовать в качестве служебного транспорта, и концепт электрического ретромобиля на базе «ИЖ-Комби».


Есть и частные инициативы. Предприниматель Денис Щуровский в Тольятти пытается сделать компактный электромобиль Zetta. Этот стартап уже получил 285 млн рублей от Минпромторга и почти 50 млн рублей от Фонда развития моногородов. Минпромторг даже собирается экспортировать электромобиль в Индию, Пакистан, Иорданию, Египет и Германию. Правда, серийное производство Zetta ещё не начато — не хватает денег. В сентябре Фонд развития промышленности отказался дать Zetta кредит на 100 млн рублей. Теперь стартап перенёс начало серийного производства на период после 2020 года.

Самым успешным частным российским проектом в сфере электромобилей на сегодняшний момент можно считать, пожалуй, стартап Arrival Дениса Свердлова, который производит электробусы и электрические минивэны. Он раньше возглавлял Yota и был заместителем министра связи. Правда, этот проект лишь отчасти российский. Он зарегистрирован в Лондоне, там и собирают автобусы. Но программное обеспечение для них разрабатывают в Санкт-Петербурге. В январе этого года Arrival стал единорогом: привлёк 100 млн евро от Hyundai и Kia при общей оценке бизнеса более 3 млрд евро. А в октябре поднял ещё один раунд — на 118 млн долларов.

Беспилотники

Беспилотный транспорт — одно из наиболее перспективных направлений. Компания Cognitive Technologies сделала совместное предприятие со Сбером, чтобы разрабатывать беспилотную сельскохозяйственную технику. Беспилотные проекты есть ещё у КамАЗа и ГАЗа. Но это всё крупные компании. А что со стартапами?

Этой зимой НТИ проводила конкурс беспилотников «Зимний город». Проект, чей автомобиль смог бы проехать 50 километров за 3 часа, получил бы 175 млн рублей. Победителей не было, никто не уложился в указанное время. Ближе всех был автомобиль петербургской компании StarLine. Вообще, StarLine — довольно крупная компания на рынке автобезопасности (делает сигнализации и не только). А беспилотный автомобиль — её дочерний проект. Он финансируется за счёт самой компании, которая вложила в него десятки миллионов рублей, сторонние инвестиции не привлекались.


Среди заметных проектов в этой сфере можно ещё отметить BaseTrack. Этот проект разрабатывает технологию беспилотного перемещения не только для автомобилей, но ещё для дронов, сельхозтехники и так далее. При этом основатель BaseTrack Андрей Вавилин не верит, что в ближайшее время автомобили станут полностью беспилотными, всё равно потребуется присутствие человека. И технологии BaseTrack как раз упрощают управление автомобилем. Например, технология «виртуального рельса» позволяет автомобилю удерживаться в полосе без помощи водителя. Это помогает сэкономить 20% топлива.

Летающие

В этом сегменте самым раскрученным проектом является, пожалуй, Hoversurf. Его основал предприниматель Александр Атамонов в 2016 году. Hoversurf делает летающие мотоциклы с четырьмя винтами. За время существования Hoversurf успел привлечь 2,4 млн долларов инвестиций, договориться о партнёрстве с полицией Дубая, открыл тестовую площадку в Калифорнии. Компания ещё несколько лет назад собрала предзаказы на свои летающие мотоциклы, но в продаже они пока не появились. Похожий летающий мотоцикл разрабатывал и концерн «Калашников». Правда, представлен он был как концепт, о появлении в продаже не сообщалось.


Ещё один похожий российский проект — Flyka. Он разрабатывает не мотоцикл, а огромный дрон, который сможет перевозить человека. Пока компания находится на стадии прототипа. В следующем году планирует начать сертификацию и полётные испытания. Над такими дронами с вертикальным взлётом для перевозки человека в мире работает довольно много компаний, включая Uber. Главная их проблема, помимо безопасности, — сертификация и полёты в городе. То есть компаниям надо не только построить работающие дроны, но ещё и доказать, что их можно безопасно использовать в городах.

Ситуация лучше с дронами для перевозки грузов. Там не так остро стоит вопрос о безопасности человека. Такой беспилотный грузовой дрон разрабатывает, например, компания «Аэроксо». Одна из моделей сможет перевозить груз до 80 килограммов и летать со скоростью до 180 километров в час. Руководит этим проектом Элдар Разроев. В своё время он был гендиректором «Евросети», потом советником министра связи. Ещё грузовые дроны делают, например, компания Copter Express и казанский проект Skyf (компания «ОКБ Авиарешения»). Последний пытался попасть в книгу рекордов Гиннесса после того, как его дрон смог поднять 100 килограммов груза.

Проблема всех подобных стартапов в сфере транспорта в том, что технологически многие решения уже можно реализовать. Но их трудно внедрить в повседневную жизнь. Беспилотникам нужно доказать, что они безопасны и могут ездить по дорогам. Дронам — что их можно использовать в городской среде хотя бы для доставки грузов. Часто такое доказательство означает внесение поправок в законодательство и разные регламенты. Но это время и деньги. А в России таким проектам довольно трудно привлечь венчурные инвестиции, поскольку рынок в сравнении с другими странами (Европой или США) довольно маленький: если отечественный венчурный рынок в 2019 году оценивался в прошлом году в 520 млн долларов, то в США в том же году фонды инвестировали 136 млрд долларов.

Автор: Дмитрий Филонов.


Место проведения: