Media Review

Что будет с венчурным рынком и какие стартапы ждет успех после кризиса


В 2019 году российский венчурный рынок вырос в объеме: согласно данным DSight и E&Y, инвестиции в стартапы превысили $868 млн. Но в 2020 году индустрия, вероятно, пойдет на спад: из-за пандемии, которая поставила на вынужденную паузу многие бизнес-процессы, ощутимо снизилась и инвестиционная активность. Как в таких условиях выжить стартапу?

Об эксперте: Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS.

Ситуация на рынке

Опросы венчурных фондов и инвестиционных компаний с российскими корнями показывают, что в кризисной ситуации они не только применяют более консервативные подходы к оценке рисков, но и меняют фокус интересов. Для инвестирования рассматриваются исключительно те стартапы, которые предлагают высокотехнологичные решения актуальных на данный момент задач: онлайн-обучение и коммуникации, цифровизация бизнес-процессов, дистанционный рекрутинг. Сделки, вышедшие на этап переговоров до введения режима самоизоляции, временно приостановлены из-за невозможности проведения личных встреч; новые соглашения заключаются реже. Инвесторы — и фонды, и бизнес-ангелы — заняли выжидательную позицию: исследование технологических стартапов из 50 стран мира показало, что свыше 70% сделок, предварительные договоренности о которых были достигнуты до начала коронакризиса, приостановились, замедлились или вообще были отменены инвесторами.

При этом у многих стартапов нет «финансовой подушки». Согласно опросам, 40% из них уже попали в «красную» зону риска: они смогут продержаться на плаву только три месяца (или даже меньше).

Корпорации, крайне интересные партнеры для стартапов — не только как инвесторы, но и как возможные заказчики, — тоже могут снизить свою активность. В прошлом году «корпоративные деньги» обеспечили 15% венчурного рынка, а в их стратегии заложен фокус на инвестициях в «зрелые» стартапы, появлению которых предшествуют раунды посевных инвестиций. И если бизнес-ангелы и инвестиционные фонды не вернутся в ближайшее время к финансированию молодых технологичных стартапов, в перспективе двух-трех лет мы рискуем получить дефицит проектов на поздних стадиях, потенциально интересных для корпораций.

Стартапы, которые выиграют от кризиса

Но не зря говорят, что кризис — это время возможностей. Для некоторых стартапов — тех, которые построены вокруг новых технологий и дистанционного взаимодействия, — текущая ситуация создает небывалые условия для роста. Ряд направлений оказались в привилегированном положении, и именно к таким компаниям «выстраивается очередь» из инвесторов.

— Пандемия предсказуемо привела к росту популярности биотех-компаний. Венчурные фонды США в первом квартале 2020 года направили $5,7 млрд инвестиций в фармацевтические и биотехнологические компании. В России этот сегмент рынка исторически развит слабее, однако сейчас он должен получить ускорение, в том числе благодаря запуску специализированного фонда (в партнерстве РВК и Минпромторга), который сфокусируется на финансировании высокотехнологичных медицинских проектов.

— Востребованы и сервисы в сфере информационно-коммуникационных технологий. По данным аналитической компании SimilarWeb, количество посещений страницы загрузки платформы для видеоконференций Zoom в марте выросло на 658% по сравнению с февралем. Пропорционально увеличился и интерес инвесторов к компании: с конца января ее акции вдвое выросли в цене. По данным Microsoft, в марте число пользователей сервиса Skype увеличилось на 70% и достигло 40 млн человек, а в Италии в том же месяце был зафиксирован колоссальный рост количества звонков и онлайн-встреч через платформу Microsoft Teams — на 775%. На этой волне к борьбе за пользователей подключились и российские компании: в конце апреля Яндекс представил «Яндекс.Мессенджер», в который интегрирована функция расшифровки голосовых сообщений в текст.

— Увеличился интерес к сфере EdTech, ведь закрытие школ затронуло почти 1,8 млрд школьников и студентов в 188 странах. Нагрузка на крупнейшие в России ресурсы для дистанционного обучения — «Фоксфорд», «ЯКласс» и другие — увеличилась в разы. То же самое наблюдается и на зарубежных ресурсах: количество ежедневных сессий в Google Classroom с 2 млн в начале марта выросло до почти 5 млн к середине месяца.

— На дистанционный формат работы во время пандемии перешел и ретейл, причем не только продуктовый. «BMW Group Россия» начала продавать автомобили через интернет, а ГК ПИК и Банк ВТБ в апреле провели первую ипотечную сделку и покупку квартиры полностью онлайн. Офлайновые магазины тоже меняются: онлайн-гигант Amazon начал продавать сторонним ретейлерам систему развертывания торговых точек без продавцов и кассиров Just Walk Out. Среди других набирающих популярность ретейл-технологий — возможность бесконтактной оплаты покупок через систему распознавания лиц, онлайн-примерка одежды и обуви с помощью VR-сервисов, системы лояльности с использованием технологий дополненной реальности.

— Стабильно продолжается развитие финтех-сегмента. По-прежнему наиболее популярными сервисами остаются денежные переводы и платежи, а в условиях самоизоляции возросло количество онлайн-оплат в интернет-магазинах. Однако развиваются и другие сегменты: цифровые сервисы для создания интеллектуальных профилей клиентов банков, технологии защиты от мошенничества, речевой банкинг, блокчейн. Так, финтех-стартап Oriente привлек $50 млн на развитие потребительской экосистемы Юго-Восточной Азии, финтех-стартап Neat привлек $11 млн на разработку IT-решений для организации международной торговли среди малого и среднего бизнеса.

План выживания

Несмотря на то, что отдельные сегменты венчурного рынка продолжают держаться на плаву даже во время кризиса, многим стартапам и молодым компаниям сейчас приходится нелегко. Как пережить кризис, если фокус деятельности вашей компании не соответствует конъюнктуре рынка?

Первое: оцените возможность перепрофилирования (пивота) своего продукта, попробуйте найти ему новое применение. Так поступил стартап Spaces, поставляющий VR-аттракционы в тематические парки развлечений в Китае; когда количество заказов из-за распространения вируса сошло на нет, компания сфокусировалась на помощи бизнесу в проведении конференций в Zoom с использованием дополненной реальности.

Второе: поработайте над подачей бизнес-плана для инвесторов. Если ваш стартап соответствует потребностям пандемического общества, объясните, как это технологическое решение может сделать жизнь удобнее и безопаснее, повысить эффективность работы и обучения в онлайн-среде или с помощью онлайн-развлечений облегчить социальную изоляцию. Например, выпускник акселератора GenerationS, компания HappyLend, предлагает использовать свою платформу для предоставления сервиса рассрочек клиентам онлайн- и офлайн-магазинов в целях поддержки малого и среднего бизнеса во время карантина.

Если адаптировать стартап к актуальным трендам не удается, помните, что в посткризисный период вырастет интерес к технологиям и решениям, которые помогут бизнесу быстро компенсировать потери. Сфокусируйтесь на том, как ваш продукт поможет смягчить экономический удар для бизнеса.

Третье: «режим ожидания» непродуктивен. Направьте все силы на поиск новых инвесторов или наставников. Например, подайте заявку на участие в одном из акселераторов, если до сих пор этого не сделали: они по-прежнему продолжают искать перспективные стартапы.

И последнее: не нужно забывать о том, что каким бы тяжелым испытанием ни казалась нам пандемия и связанный с ней режим самоизоляции, это не будет длиться вечно. И если стартап предлагает действительно стоящее технологическое решение, оно обязательно будет иметь успех. Главное — продержаться до окончания кризиса, когда инвесторы начнут активно «просеивать» рынок в поисках новых проектов.



Место проведения: