Media Review

Почему «провал» edtech в период карантина — это хорошо?

10.04.2020
Источник: EdExpert

Вадим Ковалев, Директор Центра образовательных технологий в РВК:

С возобновлением учебного процесса в школах СМИ облетела информация о том, что системы дистанционного обучения не выдержали нагрузки в связи с кратным увеличением числа пользователей. Электронные дневники и образовательные сайты перестали открываться, не справившись с наплывом посетителей. Пользователи видели страницы ошибок или белый экран браузера вместо учебного материала или задания.

Зарождающаяся сфера российского edtech сегодня проходит «тест на прочность». РВК провела анализ ситуации, чтобы оценить масштабы и возможные последствия происходящего. Мы запросили базовые метрики у двух десятков крупнейших по количеству посещений образовательных ресурсов. В их числе: 1С, Алгоритмика, ИнтернетУрок, Кодвардс, МЭО, Образовариум, Открытая Школа, Пларио, Учи.ру, Фоксфорд, ЯКласс.

Вот несколько простых, но важных выводов, которые можно сделать по итогам анализа:

1. За последнюю неделю нагрузка на крупные образовательные ресурсы (так называемые «миллионники») выросла в 3−5 раз. В их числе — ИнтернетУрок, Фоксфорд, Якласс. К примеру, на одной из платформ две недели назад было зарегистрировано 340 тысяч пользователей, на прошлой неделе — почти 750 тысяч, а на этой неделе — уже около 2,3 миллионов пользователей за сутки. На молодые растущие проекты нагрузка выросла еще больше, в диапазоне от 7 до 12 раз за неделю.

2. Помимо роста количества посетителей, резко выросла «глубина использования». Ранее ученики выполняли меньше заданий на данных ресурсах, сейчас же они дольше и активнее используют образовательные решения. Это актуально как для молодых проектов, так и для лидеров отрасли.

3. Доля негосударственных ресурсов среди всех контентных образовательных сайтов сегодня превышает 85%. Учебные материалы в рамках основной школьной программы в интернете миллионы российских школьников получают именно с их помощью.

4. Практически 100% сайтов, где школьники работают с тренажерами, то есть отрабатывают конкретные навыки и решают задачи – это негосударственные ресурсы. В их числе — Якласс, Яндекс.Учебник, Учи.ру.

Почему на эти цифры важно обратить внимание всем, кто принимает решения в области образования? Они ясно показывают, что основной «карантинный удар» приняли на себя именно коммерческие ресурсы. Школы массово подключаются к коммерческим образовательным сервисам, которые сегодня оказывают услуги либо бесплатно, либо с существенными скидками. Фактически российские edtech-компании неожиданно для себя обеспечили значительную часть образовательного процесса российских школьников на дому.

В условиях существенно возросших расходов и нагрузки на эти компании крайне необходимо выработать механизм их сбалансированной государственной поддержки. У многих проектов уже начали возникать проблемы роста. Такая поддержка будет целесообразна и после завершения карантина, стимулируя внедрение в основной учебный процесс лучшие практики «эпохи пандемии». Проработка конкретных механизмов поддержки сегодня ведется с участием ведущих исследовательских групп, и мы надеемся, что такие решения будут приняты в ближайшее время.

РВК продолжит собирать статистику посещения образовательных ресурсов. На ее основе мы в ближайшее время подготовим и представим edtech-сообществу новый аналитический продукт — «Пульс дистанционного образования». Следите за нашими новостями.


Место проведения: