Media Review

МТС перевела акселератор в онлайн-формат

МТС запустила программу удаленной акселерации для иностранных стартапов. Международные технологические компании смогут готовиться к запуску пилотных проектов с МТС, не приезжая в Москву. Демодень состоится 3 апреля и тоже пройдет онлайн.

Стартапы, попавшие в набор акселератора площадки MTS StartUp Hub, будут удаленно общаться с подразделениями МТС и трекерами в рамках подготовки внедрения решений в продукты компании, участвовать в вебинарах и воркшопах. Иностранные резиденты должны приехать в Москву только на демодень, которым завершается акселерационная программа MTS StartUp Hub. Затем стартап переходит в пилот с МТС, который также может проходить удаленно.

В случае удачного результата пилота МТС может подписать долгосрочное сотрудничество с иностранным стартапом, что позволит технологической компании выйти на российский рынок. Затраты на проведение пилотного проекта будут оплачены компанией. Сбор заявок продлится до 20 марта. Длительность акселерационной программы составит два месяца.

Представитель пресс-службы МТС сказал корреспонденту ComNews, что многие процессы акселерационной программы МТС уже сейчас работают в онлайн-режиме.

«Это касается, например, работы с документацией, вебинаров и некоторых воркшопов. Онлайн-акселератор позволит нам привлекать и выстраивать эффективное сотрудничество со стартапами из любой точки планеты. Конечно, в онлайн-формате есть свои минусы. Например, стартапу придется ориентироваться на московский часовой пояс, и возможна такая ситуация, когда иностранной команде нужно будет проводить онлайн-питч в не очень удобное время. Кроме того, онлайн-формат не позволяет стартапам общаться между собой. В нашем акселераторе стартапы взаимодействуют между собой на совместных мероприятиях, обмениваются опытом, обсуждают возможности совместной работы. Некоторые российские и зарубежные акселераторы уже тестируют удаленный формат работы со стартапами. Однако офлайн-активности будут сохраняться тоже, они имеют свои преимущества. Поэтому мы думаем, что возобладает гибридный формат работы», — прокомментировал представитель пресс-службы МТС.

МТС интересуют стартапы, которые занимаются финансовыми технологиями, инновациями в сфере розничных продаж, экологическими инновациями и решениями в области индустрии 4.0. Кроме того, компания готова предложить иностранным компаниям протестировать свои решения в сети нового поколения в Центре 5G МТС. В октябре 2019 г. резидентами центра стали две иностранные компании — облачная платформа для управления роботами RobotsCity (Нидерланды) и система для голографической связи, работающая с дополненной реальностью Doubleme (Великобритания).

«В первой половине прошлого года MTS StartUp Hub запустил зарубежные представительства, которые сейчас работают в Германии, Израиле и Юго-Восточной Азии. В течение года мы подписали партнерские соглашения с зарубежными государственными институтами развития Singapore Enterprise и Invest India. Одна из целей этих соглашений — помощь иностранным стартапам в выходе на наш рынок. Партнерство с такой крупной компанией, как МТС, — это отличная возможность начать экспансию в России», — сказал руководитель MTS StartUp Hub Дмитрий Курин.

Резиденты четвертого набора акселерационной программы MTS StartUp Hub в связи со сложной эпидемиологической ситуацией с понедельника также переведены в онлайн-формат. Демодень, который состоится 3 апреля, также пройдет в онлайн-режиме.

MTS StartUp Hub — инновационная площадка для развития технологических проектов в прибыльный бизнес, состоящая из корпоративного акселератора, центра 5G, венчурного фонда МТС, направления быстрого запуска пилотов и зарубежных представительств. Целью акселерационной программы MTS StartUp Hub является интенсивное развитие стартап-команд через менторство, обучение и экспертную поддержку для подготовки продукта к пилотированию с корпорацией. По итогам трех наборов акселератора заявки на участие в нем подали более 2300 команд, 58 из которых прошли его программу. В результате было запущено 45 пилотов, 15 из которых перешли в стадию масштабирования.

Представитель пресс-службы ПАО «МегаФон» сказал, что работа оператора со стартапами — проведение пилотов и масштабирование успешных кейсов — и так большей частью проходит онлайн.

«Раз в квартал проходят питч-сессии и раз в полтора месяца — Innovation Boards. Ближайшая питч-сессия состоится летом, ее формат будет определен позже. Ближайший Innovation Board пройдет онлайн. В целом команда инноваций «МегаФона» распределена в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому мы привыкли работать удаленно. Независимость от географии — безусловный плюс онлайн-формата. В текущих обстоятельствах немаловажно и отсутствие прямого контакта. В то же время личное общение и встречи на мероприятиях являются частью деловой культуры. В результате живого общения устанавливается более доверительный контакт, выше конверсия в будущие сделки», — рассказал он корреспонденту ComNews.

Процесс работы со стартапами в ПАО «Ростелеком» построен через технологических партнеров.

«Формирование воронки — сбор и отбор заявок идет всегда в онлайн-режиме. Очная составляющая — это акселлерационные программы, демодни. Смогут ли партнеры перевести свою работу полностью в онлайн режим — это вопрос времени. Но следует отметить, что личное общение стартапа в рамках программ с менторами — очень важная составляющая и ее будет сложно перевести в онлайн. Эффект личного общения значительно выше, чем общение удаленное. Знакомство бизнес-заказчика лично с членами команды в офлайне — также очень важная составляющая. Но в сложившейся ситуации препятствий для организации таких встреч нет. Вся внутренняя работа у нас организована таким образом, что не требуется присутствия в каком-то определенном месте — есть электронная почта, мессенджеры, аудио/видеоконференцсвязь. У команды большой опыт ведения бизнесов в онлайн-режиме, удаленной работы с портфельными компаниями, и тем более речь не идет о прекращении очного общения навсегда. Поэтому мы не видим никаких факторов, которые могли бы отрицательно сказаться на работе со стартапами», — рассказал представитель пресс-службы «Ростелекома».

Представитель пресс-службы ПАО «ВымпелКом» сказал, что Beeline Innovation Lab не первый год работает со стартапами не только в качестве connectivity-провайдера, но и выступает в роли полноценного партнера в процессе создания востребованного и интересного клиенту цифрового продукта.

«Компания ищет новые перспективные источники выручки, фокусируется на цифровых продуктах в области 5G, AdTech/MarTech, FinTech, Media, AR/VR, домашних и мобильных развлечений, новых продуктов для бизнеса, IoT и т.д. Работа со стартапами происходит в разных форматах: от альянсов по поиску и внедрению инноваций до прямых рассмотрений проектов. Например, Retail Innovation Tech Alliance (RITA), в который входит «Билайн», будет искать новые технологические решения как на российском рынке, так и на международных площадках. Чтобы запустить пилот или даже масштабный проект с «Билайном», стартапам не нужно обязательно проходить какую-то специальную акселерацию. В «Билайне» полностью реализованы все необходимые инструменты удаленного взаимодействия со стартапами. Для запуска того или иного проекта используются наиболее эффективные инструменты и форматы: офлайн, онлайн или микс — все зависит от проекта и его конечной задачи», — прокомментировал представитель пресс-службы «ВымепелКома».

Директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК Екатерина Петрова отметила, что GenerationS активно использует онлайн-форматы — вебинары, трансляции.

«Такая практика в акселераторе существует давно. Но сложившаяся ситуация в мире внесла небольшие коррективы в текущие проекты. Так, 16 марта мы провели очный отбор технологических проектов акселератора ГТЛК, где, помимо российских проектов, решения представляли и зарубежные стартапы. Ввиду того, что они не смогли лично присутствовать на мероприятии, их выступление мы построили в онлайн-формате. Также ряд очных образовательных мероприятий, которые GenerationS планировал за границей, теперь переформатировались в вебинары, в которых могут принять участие абсолютно все международные стартапы, независимо от географии присутствия. Онлайн-модель достаточно эффективна, она не подвязана под конкретное место, ее легко масштабировать, а охват аудитории может быть в разы больше, чем на любом очном мероприятии. Такая модель комфортна для стартапов, она объединяет и сближает людей из разных уголков. Но говоря о плюсах, будет не совсем правильно не упомянуть и некоторые минусы, которые несет такая модель взаимодействия. Когда стартап презентует технологию лично, то у него есть очень важный козырь — его энергетика, которая, к сожалению, не всегда передается через монитор. Личное взаимодействие с аудиторией — это важно, особенно, когда ты презентуешь технологию потенциальному инвестору. Конечно, ввиду сложившейся ситуации такая форма проведения мероприятий будет набирать все большие обороты, но в будущем ограничиваться только онлайн-форматом не стоит. Ничто не заменит живой питчинг, когда ты держишь внимание аудитории и с горящими глазами рассказываешь про инновационный проект», — считает Екатерина Петрова.

Операционный директор Кластера информационных технологий фонда «Сколково» Сергей Ходаков уверен, что разработка форматов онлайн-взаимодействия со стартапами в рамках программ развития является неизбежным трендом.

«Во многом это помогает оптимизировать процесс развития технологических компаний, а акселератору — решить задачу малой воронки стартапов, отвечающих его требованиям. Фонд «Сколково» старается познакомиться с наибольшим количеством независимых команд, разрабатывающих инновационные продукты и решения, поэтому обеспечивает двунаправленный формат коммуникации и формирует региональную сеть представительств фонда для развития компаний в регионах. Онлайн-формат обеспечивает широкое покрытие команд и выстраивает процесс обучения достаточно эффективно. Основной вызов онлайн-программ — обеспечить должный уровень вовлеченности участников, качество обратной связи и адаптивность онлайн-программ. Онлайн-форматы уже завоевали популярность, а в сегодняшней ситуации дистанционные технологии могут получить заметный толчок к развитию и формированию новых доступных программ, позволяющих повышать скорость внедрения инноваций и снижать связанные риски», — прокомментировал Сергей Ходаков.

Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын говорит:

«Необходимость импорта высоких технологий осознана у нас со времен императора Петра I, и с того же самого времени начался мучительный поиск решений. Простейшим являются большие деньги — высоким жалованьем и профессорской должностью Екатерина II заманила в Петербург юного Леонарда Эйлера и многих других ученых, а сегодня этим путем идут организаторы программ научных мегагрантов. Но создатели ИКТ-стартапов надеются получить миллионы, а не просто зарплату, и затащить их работать в Россию сложно. Кроме того, есть вероятность столкнуться с прямым административным противодействием. Однако можно попытаться предложить большой рынок и помощь с выводом на него новых технологий. Такой вариант не ставит под угрозу шанс однажды дорого продать стартап. В принципе, и телекомам такое решение довольно привычно, поскольку у них есть большой опыт внедрения решений крупных вендоров. Теперь к нему добавится опыт внедрения решений от стартапов. Сами стартапы, скорее всего, сохранят возможность продавать свои решения не только МТС, но и другим покупателям. Правда, до конца не ясно, как долговременное соглашение, облегчающее иностранным стартапам выход на российский рынок, впишется в стратегию обеспечения цифрового суверенитета. Если же предполагается, что наиболее удачные проекты будут приобретены МТС, то тут российский оператор может столкнуться с конкуренцией со стороны зарубежных инвесторов с очень значительными финансовыми ресурсами - особенно, если речь будет идти о действительно перспективных разработках».

«Работа со стартапами в области информационных технологий в значительной степени итак ведется онлайн, инвесторы не так уж часто встречаются с ними очно. Полностью же перевести все взаимодействие онлайн, разумеется, невозможно, да и не требуется. Кроме того, следует оставаться оптимистами и надеяться, что время, когда зарубежные стартапы сюда не заманишь никакими коврижками, однажды все-таки закончится — прогнозируют, например, что наш климат выиграет от глобального потепления», — рассказал Леонид Делицын.

Аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Емельянов считает, что затея МТС больше похожа не столько на бизнес-акселератор, сколько на программу поиска талантов.

«То есть изначально цель явно не стоит в том, чтобы создать площадку для успешных стартапов. Она в том, чтобы вырастить кадры для апгрейда собственного парка технологий. По такой модели сейчас работают многие зарубежные компании-разработчики, а также некоторые отечественные банки. Тут стоит приставка «для иностранных», что может сбивать с толку, но в целом все логично: рынок ИT-кадров давно стал глобальным, а в России сейчас острый дефицит людей, владеющих перспективными технологиями. Основной аудиторией все равно будут стартаперы из России, стран СНГ, также, возможно, выходцы из Израиля и Восточной Европы, — считает Валерий Емельянов. — Сам по себе рынок стартапов — это высокорискованная и малодоходная история, и МТС на него вряд ли войдет с крупными суммами. Но в данном случае речь идет о том, что оператор тщательно отбирает проекты, близкие его основному бизнесу. Это определенно дешевле, чем создавать целое подразделение R&D и содержать штат исследователей. Чисто статистически из десятков отобранных команд, скорее всего, найдется хотя бы пара тех, которые «выстрелят» и могут быть впоследствии куплены МТС, стать ее подрядчиком, заказчиком или как-то иначе быть встроены в структуру компании».

Автор: Юлия Мель­ни­кова.


Место проведения: