Media Review

Четвертка ретейл-новаторов

ПАО «Вым­пелКом» («Би­лайн»), X5 Retail Group, груп­па «М.Ви­део-Эль­до­радо» и Hoff соз­да­ли аль­янс по по­ис­ку и внед­ре­нию ин­но­ваций. Пар­тне­ры бу­дут рас­смат­ри­вать тех­но­логи­чес­кие ре­шения для элек­трон­ной ком­мерции, тран­спор­та и ло­гис­ти­ки, пот­ре­битель­ско­го опы­та, опе­раций в тор­го­вых точ­ках, ав­то­мати­зации про­цес­сов бэк-офи­са, мар­ке­тин­га, циф­ро­вых раз­вле­чений и ин­терне­та ве­щей.

Retail Innovation Tech Alliance (RITA) будет искать новые технологические решения как на российском рынке, так и на крупнейших международных стартап-площадках. Об этом говорится в официальном сообщении компаний. Партнеры будут финансировать проект на паритетных условиях.

Комитет RITA выберет российского оператора, в задачи которого будет входить координация действий всех участников, организация скаутинга и отбора перспективных решений в России. Партнеры планируют открыто делиться друг с другом лучшими практиками и своими кейсами работы со стартапами. В качестве партнера проекта для скаутинга в Европе участники альянса рассматривают крупнейший международный акселератор Lafayette Plug & Play, для поиска стартапов в Израиле — компанию Axis.

Управляющий комитет RITA, куда войдет по одному представителю от каждой компании, будет определять стратегию развития альянса, утверждать бюджет, выбирать победителей совместных скаутинговых программ. В течение года стороны планируют пять совместных раундов отбора как в России, так и за рубежом.

Партнеры RITA будут рассматривать технологические решения для различных сфер бизнеса — электронной коммерции, транспорта и логистики, потребительского опыта, качества товаров, операций в торговых точках, автоматизации процессов бэк-офиса, маркетинга, цифровых развлечений, интернета вещей и др. Участники альянса ожидают от новых решений роста эффективности текущего бизнеса, повышения скорости и качества принятия решений, улучшения клиентского опыта, а также формирования новых перспективных бизнес-моделей и направлений.

«Мы убеждены, что открытость и партнерство с другими участниками рынка для совместного поиска инновационных бизнес-идей создает новые возможности, — комментирует запуск RITA директор по стратегии Х5 Retail Group Владимир Салахутдинов. — Создаваемый технологический альянс станет платформой возможностей для российских и международных стартапов и центром инноваций в ретейле. Ранее X5 Retail Group первой среди российских компаний стала якорным партнером акселератора Lafayette Plug & Play в Европе: стороны заключили соглашение на три года, оно предусматривает совместный поиск инноваций по всему миру».

Операционный директор «М.Видео-Эльдорадо» Ирина Иванова напоминает, что группа «М.Видео-Эльдорадо» уже много лет сотрудничает с различными акселераторами и венчурными фондами, пилотирует и внедряет стартап-решения в области блокчейна, аналитики данных и биометрии.

«Помимо инновационных промышленных решений группа рассматривает рынок стартапов как потенциальный источник идей и технологий на раннем этапе зарождения. Возникая вне индустрии ретейла, они создают новую перспективу развития отношений с клиентами, повышения эффективности и поиска новых возможностей развития бизнеса. Выход на международный уровень и объединение экспертизы крупнейших компаний-новаторов позволят нам шире посмотреть на воронку и применимость технологий, а также быть более гибкими и адаптивными к потребностям и ожиданиям наших клиентов», — говорит Ирина Иванова.

Hoff в последний год включился в цифровую трансформацию бизнеса, что подразумевает не только оптимизацию всех компонентов бизнеса, но также поиск и тестирование новых технологических решений.

«Создание RITA является закономерным ответом изменениям на рынке и новым инструментом для взаимодействия с инновационными экосистемами России и других стран. Уверены, что создаваемый альянс будет выгоден и полезен как его партнерам, так и всему рынку в целом», — надеется сооснователь компании Hoff Михаил Кучмент.

Исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса «Билайна» Джордж Хелд указывает, что «Билайн», в свою очередь, в Beeline Innovation Lab не первый год работает со стартапами в качестве connectivity-провайдера и партнера в процессе создания востребованного и интересного клиенту цифрового продукта.

«Билайн» ищет новые перспективные источники выручки, фокусируется на цифровых продуктах в области 5G, AdTech/MarTech, FinTech, Media, AR/VR, домашних и мобильных развлечений, новых продуктов для бизнеса, IoT и т.д. Партнерство с ключевыми игроками ретейл-рынка открывает для нас возможности создавать как новые цифровые сервисы для бизнеса, так и массовые продукты, которые помогут пользователям удовлетворять все больше повседневных потребностей», — перечисляет он.

Другой оператор — ПАО «МегаФон», так же как и «Билайн», является крупным заказчиком инновационных решений.

«За полтора года работы технологической песочницы (площадки для запуска пилотных проектов со стартапами в «МегаФоне») в нашей воронке собралось 1700 стартапов, — рассказывают в пресс-службе оператора. — Утверждены к реализации 77 пилотов, 37 пилотов реализованы, самые успешные кейсы применяются в «МегаФоне» для автоматизации внутренних процессов или создания новых совместных продуктов. Мы проводим скаутинг зарубежных стартапов как самостоятельно, так и в партнерстве с российскими и зарубежными акселераторами и фондами, поэтому готовы рассматривать различные варианты кооперации с другими крупными игроками».

Пресс-секретарь Tele2 (ООО «Т2 Мобайл») Дарья Колесникова отмечает, что в компании успешно работает отдельное направление, которое проводит первичную оценку бизнес-идей, отбирает лучшие венчурные проекты и анализирует сценарии их интеграции в бизнес компании. Как уточняет представитель оператора, ответственные за новые проекты подразделения сосредоточены на технологиях IoT и цифровых решениях на базе мобильной связи. В настоящий момент Tele2 оценивает возможности для продажи внешним заказчикам. Что касается конвейера стартапов, то компания с осторожностью относится к такому формату работы и считает рискованным массовый запуск венчурных проектов.

Операционный директор российского стартапа для ретейла Brandquad Даниил Матвеев уверен, что совместные усилия компаний отрасли на различных рынках позволят сделать существенный рывок в развитии клиентских предложений и удовлетворить меняющийся спрос.

«Мы взаимодействуем с крупнейшими онлайн- и офлайн-ретейлерами, в том числе с Х5 Retail Group и «М.Видео-Эльдорадо» в области работы с данными в диджитал и видим, что компании достаточно активно интересуются инновациями. В частности, по нашим оценкам, в 2019 г. 89% производителей и 97% опрошенных ретейлеров интересовались PIM-системами для управления контентом, а аналитические модули на основе AI вызвали интерес 64% опрошенных производителей и 67% розничных сетей и маркетплейсов», — делится статистикой Даниил Матвеев.

Директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК Екатерина Петрова замечает, что поиск стартапов и их акселерация — это востребованное направление. Однако, обращает внимание Екатерина Петрова, важно не только найти подходящее инновационное решение, но и создать инфраструктуру для его интеграции. Речь идет о создании среды, в которой будет строиться дальнейшая работа с технологиями.

Учитывая опыт GenerationS в работе с ретейл- и FMCG-секторами, а также фокус на глобальный рынок, акселератор видит интересным партнерство в рамках данного альянса.

«Опыт взаимодействия GenerationS с российской и международной инновационной инфраструктурой будет преимуществом в решении сразу нескольких важных задач: от поиска идей и проектов до самого ключевого — оценки того, насколько найденная технология интересна или уникальна, возможно ли ее встроить в существующие процессы и каким будет результат от ее внедрения. Корпоративный фокус акселератора, в свою очередь, позволит быстро слышать запросы всех корпоративных партнеров и гибко подстраивать каналы поиска и интеграции проектов в программу», — говорит Екатерина Петрова.

Альянс таких крупных представителей в сфере ретейла наглядно показывает, что спрос на инновации в данной области высок как в нашей стране, так и мире в целом, продолжает глава GenerationS.

«Данный альянс позволит не только стимулировать сферу ретейла, но и создать единую платформу для работы с инновациями в нашей стране, где стартапы смогут продемонстрировать свой потенциал и получить ценный опыт. Поэтому поиск надежного партнера для такой совместной инициативы является одним из ключевых элементов, — подчеркивает Екатерина Петрова. — Мы всегда открыты для новых интересных возможностей и партнерств, которые позволят еще больше расширить наши горизонты и открыть новые пути развития».

Основатель Dsight (платформа, которая предоставляет аналитические и консультационные услуги с фокусом на мировой VC/High-Tech-рынок) Арсений Даббах положительно оценивает формирование альянса. По его мнению, обмен опытом неконкурирующих игроков поможет быстрее интегрировать передовые решения в розницу.

«Крупным компаниям очень сложно внедрять инновации из-за строгих регламентов, комплаенса и бюрократии. Работа в альянсе должна «подсветить» те проекты и технологии, которые прошли успешное пилотирование у партнера. Следовательно, должно быть сокращено время на поиск и проверку компании, — рассуждает Арсений Даббах. — В то же время есть риск того, что если проблемы со скоростью есть у одного крупного игрока, то, когда четыре крупные компании начнут действовать вместе — скорость работы с инновациями упадет на порядок».

Для того чтобы эта история не превратилась только в успешный PR-проект, основатель Dsight рекомендует «взять в команду» интегратора, который будет координировать интересы участников альянса и поможет им внедрять проекты.

Старший проектный менеджер кластера информационных технологий фонда «Сколково» Ирина Оя полагает, что спрос на инновации в области ретейла очень высок.

«Такие союзы помогают расставить приоритеты в инновационной повестке, повышать компетенции и позиционировать инновации как абсолютно необходимый вектор развития компаний», — резюмирует она.

Автор: Ан­на Ус­ти­нова.


Место проведения: