Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

РФПИ и фонд Baring Vostok покупают доли в Carprice

24.01.2020
Источник: Ведомости

В Carprice пришел новый инвестор /Максим Стулов / Ведомости

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), фонд Baring Vostok и фонды Европы и Ближнего Востока вложатся в несколько российских интернет-компаний, сообщил РФПИ. Это онлайн-сервисы продаж автомобилей Carprice, доставки продуктовых наборов Elementaree и агрегатор туристических путевок Travelata, говорится в сообщении.

Суммарные инвестиции РФПИ и партнеров в три проекта — около 1,5 млрд руб., уточнил представитель РФПИ. По всем сделкам достигнуты принципиальные договоренности, идет подготовка, добавил он. Приобретаемые доли будут значимыми, но меньше контрольных, продолжает он: от 5 до почти 30%.

Carprice направит полученные средства на развитие, в том числе платформы для дилеров, Elementaree — на развитие в регионах, Travelata — на наращивание онлайн-продаж пакетных туров, говорит представитель РФПИ. Представители Carprice и Elementaree подтвердили сделку, сооснователь Travelata Алексей Зарецкий не ответил на вопрос.

РФПИ, ранее специализировавшийся на инфраструктурных и промышленных активах, все активнее интересуется онлайн-коммерцией — наиболее перспективным сегментом, отметил инвестиционный директор Российской венчурной компании Алексей Басов. Компании, с которыми объявлены сделки, достойны внимания, работают на своих рынках давно, перечисляет он. По его словам, из объявленных сделок можно сделать вывод, что РФПИ примеряет роль венчурного инвестора, это отражает мировой тренд — стирание границ между венчурными сделками и private equity, покупкой долей в частных компаниях.

РФПИ — не единственный связанный с государством игрок на этом рынке, напоминает венчурный партнер Skolkovo Ventures и основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьев: венчурный фонд под управлением «ВТБ капитала» и VEB Ventures с обновленной стратегией — еще два примера игроков, инвестирующих на поздних стадиях на российском венчурном рынке. Сбербанк же, рассуждает он, покупает стартапы для интеграции в свою экосистему и выступает скорее как стратегический инвестор.

Каждая из трех компаний, об инвестициях в которые объявил РФПИ, имеет шанс стать № 1 на своем рынке, считает Соловьев: РФПИ с партнерами выбрали понятные проекты, не уникальные для мировой практики, но лишь развивающиеся в России.

Наиболее крупным из анонсированных проектов РФПИ выглядит Carprice — федеральная сеть по продаже подержанных автомобилей, основанная в 2014 г. Carprice выкупает автомобили у физических и юридических лиц и продает их на онлайн-аукционах. К платформе Carрrice, по ее данным, подключено более 50 000 торговцев. У компании 130 розничных точек в 37 регионах. Всего, по данным Crunchbase, проект получил за время работы $48 млн инвестиций. Крупнейшие владельцы головной компании Carprice, Vendebita Trading Ltd, — фонды Baring Vostok (27,2%), AE37 Holdings Ltd (17,1%, бенефициар — Александр Черняк), Оскар Хартманн (11,9%), Almaz Capital Fund II (11,4%), Артем Большаков (7,1%), следует из данных кипрского реестра на середину 2019 г. (более поздних нет). Представитель Baring Vostok от комментариев отказался.

РФПИ называет Carprice крупнейшим в России сервисом продаж автомобилей. Carprice действительно самый большой открытый аукцион, говорит директор «Авилон. Автомобили с пробегом» Николай Баскаков, но на рынке достаточно других аукционов — как открытых, так и закрытых.

В сервис доставки наборов для приготовления еды Elementaree РФПИ вложит около $5 млн за миноритарную долю, рассказал человек, близкий к одной из сторон сделки. По оценкам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, Elementaree входит в пятерку крупнейших сервисов заказов продуктовых наборов, уступая Grow Food, Performance Food и «Яндекс.Шефу». У компании есть одна фабрика-кухня в Москве, а благодаря инвестициям РФПИ она расширит производство, надеется фонд.

Travelata, сервис онлайн-продаж туров, предоставляет предложения более чем 120 туроператорам. По оценке топ-менеджера одной из интернет-компаний в туристической сфере, всего в России продается пакетных туров на 400 млрд руб. в год, а продажи через Travelata не превышают 4 млрд руб. Чистая выручка ООО «Травелата» за 2018 г. — 52,6 млн руб., по данным СПАРК. Пакетные туры продавать в интернете непросто, сетует он: у людей пока нет к ним доверия и сильна конкуренция с туроператорами, у которых есть свои онлайн-сервисы.

Автор: Татьяна Романова.


Место проведения: