Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Ферма «единорогов»: эксперты рассказали, как вырастить в РФ компанию на $1 млрд

30.10.2019
Источник: ПРАЙМ

Странами-лидерами по числу компаний-«единорогов», характеризующих развитие венчурного рынка, являются США и Китай; Россия пока отстает в мировом рейтинге таких быстрорастущих стартапов. Эксперты, опрошенные агентством «Прайм», рассказали о проблемах и перспективах выращивания «единорогов» в России.

Компания-«единорог» — быстрорастущая технологическая непубличная компания с капитализацией свыше 1 миллиарда долларов. Согласно последним данным исследовательской компании CB Insights, сегодня в мире насчитывается более 400 «единорогов», их совокупная капитализация составляет около 1,288 триллиона долларов.

«Китай и США являются лидерами по количеству «единорогов». Так, согласно рейтингу CB Insights, наиболее дорогим непубличным «единорогом» в мире пока остается китайская компания Bytedance, работающая в области искусственного интеллекта, — ее стоимость достигла 75 миллиардов долларов», — отметил замгендиректора, инвестиционный директор Российской венчурной компании (РВК) Алексей Басов.

Где водятся «единороги»

Эксперты связывают появление «единорогов» с разными факторами и в основном ожидают, что их число в мире будет расти, хотя в странах с наибольшим количеством таких стартапов возможен некоторый спад по закону цикличности.

По словам руководителя департамента инвестиций Skolkovo Ventures Дмитрия Щиголева, основными поставщиками «единорогов» являются США, Китай, Индия и Европа.

«Это связано, в первую очередь, с размером населения и потребительскими привычками. Россия с населением 145 миллионов и сильной школой программистов и математиков может стать системным поставщиком «единорогов», — полагает он.

Руководитель практики по оказанию услуг технологичным компаниям и венчурным фондам PwC в России Владимир Бубницкий, напротив, считает, что число «единорогов» не зависит от населения стран и общего числа стартапов.

Так, по его данным, в Эстонии при населении в 1,3 миллиона человек и примерно 180 стартапах есть 4 «единорога» — Taxify, Skype, Transferwise и Playtech. Во Франции с населением около 67 миллионов человек 1,5 тысячи стартапов и тоже 4 «единорога» — Blablacar, Deezer, Doctolib, Meero. В Канаде больше стартапов — 2,5 тысячи, население — 37 миллионов, а «единорогов» нет.

«Таким образом, ситуацию в каждой стране с «единорогами» нужно смотреть в разрезе с индустрией. Наиболее интересно наблюдать, какие именно стартапы достигают статуса «единорогов» в разных странах: на развивающихся рынках требуются более практичные решения, которые помогут решать социально-экономические проблемы. Примеры таких компаний можно наблюдать в Индонезии — Go-jek, в Бразилии — Nubank, в Индии — PayTM», — комментирует Бубницкий.

В целом эксперты ожидают, что количество «единорогов» в мире будет увеличиваться.

«В целом общемировая тенденция заключается в укрупнении размеров фондов и сумм сделок и упрощении доступа эмитентов к биржам. Таким образом, число «единорогов» будет расти, так же как и их волатильность», — говорит, в частности, Басов.

Вместе с тем, по оценке инвестиционного директора фонда Da Vinci Capital Дениса Ефремова, число «единорогов» в наиболее развитых с этой точки зрения регионах может снизиться, следуя рыночному закону коррекции.

«Я бы выделил в качестве регионов с некоторым уровнем риска Китай и США — они уже давно растут, и должна быть некоторая коррекция. С другой стороны, европейский венчурный рынок более стабилен и растет, там появляются крайне перспективные и масштабные проекты. Также я бы выделил Японию: эта страна всегда являлась оплотом стабильности и разумных инвестиций», — говорит он.

«Единорог» на $100 млн?

Эксперты слегка разошлись в оценках, какие стартапы в России можно причислить к «единорогам».

Щиголев указал Avito (до продажи контрольной доли стратегическому инвестору), Playrix и Qiwi.

«Более того, если считать компании с русскими основателями, уехавшими развивать бизнес за границей, то к таким можно причислить B2B компании Acronis и Revolut», — отметил он.

Басов выделил и другие стартапы.

«В этом году новым «честным» российским «единорогом», чья оценка была подтверждена публичным рынком, стала компания HeadHunter. Этой осенью РФПИ, Alibaba, «МегаФон» и Mail.ru закрыли сделку по созданию AliExpress Russia. По мнению многих экспертов, эту компанию уже можно уверенно причислять к списку российских «единорогов» на рынке электронной коммерции», — говорит он.

«Можно вспомнить компанию Luxsoft, которая в начале 2019 года в ходе приобретения IT-компанией DXC Technology была оценена более чем в 2 миллиарда долларов. Так что крупных компаний в околороссийском бизнес-пространстве достаточно», — добавил инвестиционный директор РВК.

При этом некоторые эксперты считают, что в России, в отличие от мирового рынка, «единорогами» можно считать и компании с капитализацией в 100 миллионов долларов.

Как пояснил Ефремов, российским стартапам зачастую сложно достичь и такого показателя.

«На мой взгляд, понятие «единорог» — в большей степени маркетинговый феномен, для российского рынка и капитализация проектов в 100 миллионов долларов может такой феномен обеспечить», — сказал он.

«Мы видим в России еще пару десятков компаний с капитализацией более 100 миллионов долларов, которые претендуют на роль «единорогов». Важный момент, что среди таких компаний появляются высокотехнологичные бизнесы, в том числе в сегментах B2B», — добавил Щиголев.

Как воспитать «единорога»

Эксперты назвали несколько условий, при которых можно вырастить «единорога» в России.

В частности, Бубницкий считает, что для этого компания должна работать на международных рынках. В России технологические стартапы практически в каждой индустрии имели успех, достигали высоких финансовых показателей, но уровня «единорога» достигли или приблизились к нему лишь единицы, указал он.

«Талантливые российские основатели чаще достигают больших успехов, выращивая «единорогов» за пределами России, в B2C и B2B сегментах в сферах разработки ПО, финтеха и облачных технологий: Acronis, NGINX, Revolut, Luxoft, Wrike, Epam. Таким образом, имеют безусловный потенциал российские технологические компании, способные приспосабливаться и работать на новых международных рынках, проявляя продуктовую и организационную гибкость», — говорит Бубницкий.

Эту точку зрения разделяет и Ефремов.

«У глобальных стартапов, в которых либо основатели из России, либо основная команда из России, есть шансы стать «единорогами» наравне со стартапами из других стран. Но сделать это, имея значительную часть бизнеса в России, будет крайне сложно. Российский бизнес оценивается со значительным дисконтом», — констатировал инвестиционный директор Da Vinci Capital.

Эксперт добавил, что емкость рынка в России недостаточна, инвесторы не готовы рисковать. В результате значительные сделки, когда стратегические инвесторы приобретают стартап с венчурным капиталом, «можно пересчитать по пальцам».

Для появления «единорогов» внутри страны нужны не только институциональные инвесторы, но и НПФ, и страховые компании, которые являются основными инвесторами по всему миру, подчеркнул Ефремов.

«С другой стороны, экономические и налоговые льготы могли бы также стать стимулом для развития рынка и привлечения нового капитала. Что-то в этом направлении уже сделано, достаточно вспомнить льготы для бизнес-ангелов», — отметил он.

Щиголев из Skolkovo Ventures назвал одним из барьеров для развития «единорогов» в РФ малое количество инвесторов на поздних стадиях развития венчурных проектов.

«Такие инвесторы способны обеспечить ликвидностью быстроразвивающиеся компании», — пояснил он.

Басов, в свою очередь, считает, что ситуация на рынке улучшается, к запуску готовятся инструменты поддержки проектов на поздних стадиях.

«В следующем году мы ожидаем роста числа венчурных сделок на поздних стадиях», — сказал он.

«Рост отечественного венчурного рынка говорит о том, что в ближайшее время, в том числе уже в следующем году, поголовье «единорогов» пополнится новыми именами. В России немало предпринимателей, успешно осваивающих быстрорастущие сегменты инновационной экономики. Высокий потенциал имеют компании Skyeng, «Учи.ру», Wildberries, «ВкусВилл», Ozon и JetBrains. Эти компании уже показали высокие результаты и продолжают активно развиваться», — добавил инвестиционный директор РВК.


Место проведения: