Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Orange дала старт корпоративному стартап-акселератору в России

Ком­па­ния Orange Business Services за­пус­ти­ла пер­вый в Рос­сии кор­по­ратив­ный стар­тап-ак­се­лера­тор в парт­нерс­тве со «Скол­ко­во». Orange Fab бу­дет прив­ле­кать в свои прог­раммы тех­но­логи­чес­кие стар­та­пы, раз­ра­баты­ва­ющие ре­шения в нап­равле­ни­ях ис­кусс­твен­но­го ин­теллек­та, ана­лити­ки боль­ших дан­ных, ре­шений для ин­терне­та ве­щей, се­тевых тех­но­логий но­вого по­коле­ния, перс­пек­тивных об­лачных тех­но­логий и в дру­гих сфе­рах.

Соглашение между Orange Business Services Россия и СНГ и фондом «Сколково» было подписано вчера на VIII Международном форуме инновационного развития «Открытые инновации». Orange разместит в «Сколково» стартап-акселератор Orange Fab и Центр клиентских инноваций. Компания будет поддерживать деятельность, направленную на развитие исследований, разработок и коммерциализации их результатов.

Как уточнили ComNews в компании, это первый акселератор в сети Orange Fab, который будет фокусироваться на совместной разработке инноваций вместе с крупным бизнесом. Глобально сеть Orange Fab включает 17 акселераторов на четырех континентах, участниками программ которых стало уже более 400 стартапов. Формирование тем программ акселерации и отбор стартапов будут осуществляться Orange совместно с российскими и международными клиентами. Статус партнера даст сервис-провайдеру возможности по сотрудничеству со стартапами — резидентами фонда «Сколково», участию в активностях и событиях, которые он организует. Кроме того, в будущем возможны запуски совместных с фондом «Сколково» акселерационных программ.

Акселерационные программы будут бесплатными для стартапов. Их основной этап будет занимать три месяца. По итогам трехмесячной программы акселерации стартапы-участники вместе с Orange предоставят совместное предложение корпоративному клиенту на пилотное внедрение. В случае успешной реализации пилотов для участников программы может открыться возможность масштабного внедрения или распространения решения в других регионах присутствия Orange.

«Основная задача российского Orange Fab — это совместная разработка IT-решений с технологическими стартапами и внедрение таких решений в российских и международных компаниях — клиентах Orange. Перспективные с точки зрения венчурных инвестиций стартапы мы сможем показать нашим коллегами из фонда Orange Digital Ventures, объемом €150 млн», — пояснили ComNews в пресс-службе Orange.

Уточняется, что команда акселератора находится в стадии формирования. На данный момент планируется, что в него войдет несколько человек, которые будут непосредственно взаимодействовать со стартапами и вовлекать в работу с ними широкий круг экспертов из различных подразделений Orange. Руководить акселератором будет Виталий Штыркин. Компания не раскрывает объем инвестиций, вложенный в его создание.

Как пояснили в пресс-службе Orange, центр клиентских инноваций предполагает дальнейшее развитие центра компетенций в области интернета вещей. Его задачей является ускорение реализации пилотных проектов в различных индустриях.

«С открытием нашего офиса в «Сколково» появится новая выделенная зона для демонстрации инновационных решений, а также возможность более плотного взаимодействия со стартапами, прошедшими набор в нашу акселерационную программу. Специально для этого мы предусмотрели в центре дополнительные рабочие места», — добавил представитель компании.

«Инновационный центр «Сколково» является центром притяжения для технологических стартапов в России, и мы видим в этом сотрудничестве большой потенциал. При запуске Orange Fab мы будем опираться на наш опыт акселерации стартапов в разных регионах, наши контакты с крупными корпоративными клиентами и собственный фонд венчурных инвестиций, — рассказал старший вице-президент, отвечающий за регион IMEAR (Россия, Ближний Восток и Африка) Orange Business Services Ричард ван Вагенинген. — Программа акселерации будет включать основные блоки — проработку самого продукта, решение вопросов масштабирования, безопасности, юридических и логистических аспектов. Дополнительно мы проводим оценку возможности интеграции разработанных технологий в решения Orange. Более 50% стартапов, прошедших акселерацию, продолжают коммерческое партнерство с нами».

«Обладая широкой сетью партнеров и корпоративных клиентов по всему миру, Orange является для нас серьезным стратегическим партнером, близким по духу и целям. Запуск в «Сколково» глобального стартап-акселератора Orange Fab открывает для российских инновационных компаний новый спектр возможностей выхода на международные рынки. Кроме прочего, наши стартапы смогут участвовать в работе нового центра клиентских инноваций Orange, создавая высокотехнологичные и конкурентоспособные решения для крупного бизнеса», — сказал вице-президент, исполнительный директор кластера информационных технологий фонда «Сколково» Константин Паршин.

Директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК (Российской венчурной компании) Екатерина Петрова отмечает важность работы со стартапами не по шаблонной акселерационной модели, а по программе, разработанной на основе анализа бизнес-процессов и задач компании.

«Рынок очень пристально следит не за количеством открытых акселераторов, а за их результатом и партнерствами, которые получаются у корпораций и стартапов. Позитивный отклик рынка получают компании, у которых стартапы приносят бизнесу компании понятный доход или иной ощутимый результат», — подчеркивает Екатерина Петрова.

Директор GenerationS обращает внимание, что, в отличие от промышленных компаний, где каждая технология имеет очень долгий процесс внедрения, телеком-компании мобильны.

«Так как телеком-компании ищут IT-решения, то с такими стартапами пилот провести быстрее. Иногда достаточно трех недель для того, чтобы протестировать проект и понять его эффективность и перспективность», — объясняет Екатерина Петрова. В качестве примера она приводит одного из быстрых корпоративных партнеров кооперации «корпорация-стартап» в акселераторе GenerationS — ПАО «МТС».

«В 2015 г. 50% проектов по итогам акселератора начали сотрудничество с компанией, и одной из моделей было создание рабочих мест под команды внутри компании, которые через свои продукты предложили модель новых линеек бизнеса», — рассказала Екатерина Петрова.

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин напоминает, что примерами акселераторов в коммуникационной сфере также являются проекты ПАО «Ростелеком», ПАО «ВымпелКом» («Билайн»), АО «Почта России», ВТБ, Сбербанка и др. Особо аналитик «Фридом Финанса» выделяет риски этого рынка для обладателей технологических идей.

«Первый риск связан с юридическим оформлением прав на инновацию — документы по новым технологиям сложно и дорого оформить правильно. Второй риск обусловлен возможностью основателей стартапа при конфликте с инвестором создать на базе той же инновации параллельную структуру, к которой инвестор уже не будет иметь отношение. Третий риск заключается в том, что инвестор должен заранее выстроить процедуру своего выхода из проекта, так как согласно американской статистике стартапов порядка 90% из них не формируют в итоге устойчивый, приносящий доход бизнес», — предупреждает Александр Осин.

Как указывает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын, идея так называемых открытых инноваций состоит в аутсорсинге нововведений. Он объясняет это тем, что в корпорациях им легко зачахнуть из-за противоречия с текущими операционными планами компаний.

«К новым проектам там иногда начинают предъявлять жесткие требования — окупаться, приносить прибыль, не конкурировать с другими продуктами и услугами. В итоге из корпораций уходят и идеи, и их носители. Часто при этом ссылаются на опыт корпорации Xerox 1970-х гг., когда в компании были сделаны замечательные изобретения, включающие персональный компьютер и локальные сети, однако зарабатывали на этих инновациях совсем другие фирмы», — приводит пример Леонид Делицын.

Аналитик «Финам» поясняет, что именно поэтому популярной стала идея поддерживать развитие некоторых инноваций вне корпорации и приобретать стартап или долю в нем в том случае, если продукт получился и его синергия с основным бизнесом компании очевидна.

«Сейчас, во-первых, количество новых направлений ИКТ-услуг растет с угрожающей скоростью, во-вторых, многие новые услуги требуют адаптации под каждого клиента, что не позволяет крупным корпорациям включить рычаг экономии масштабов и внедрять стандартные решения. Корпорации пытаются с этим справиться, инвестируя в небольшие специализированные инновационные фирмы, в том числе и выращенные в акселераторах», — заключает он.


Место проведения: