Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Прибыли чистого разума

02.10.2019
Источник: RusBase

О буме AI-технологий говорит хотя бы тот факт, что многие компании начинают использовать его как маркетинговый ход. Rusbase попытался разобраться в том, насколько они сегодня действительно способны служить бизнесу и приносить реальные деньги.

Сергей Негодяев
Директор по работе с портфельными клиентами ФРИИ
Рынок AI-технологий крайне неоднороден — они применяются во многих областях, в каждой из которых находятся на разных стадиях развития. Сегодня уже есть зрелые компании c высокой выручкой и стабильными темпами роста, а есть те, кто увеличивает оборот за год с единиц до нескольких десятков миллионов. Кто-то только запускает стартап, а кто-то уже давно продался Сбербанку или Mail.ru Group. Дать объективно общую оценку рынку AI достаточно сложно. Я считаю, что из-за различной степени зрелости как решений, так и их клиентов, рынок и его потенциал лучше всего считать в каждой отдельно взятой области.

По данным Crunchbase, в этом году глобально проинвестировано уже $13,42 млрд за 1389 сделок. Объем российского рынка искусственного интеллекта в 2019 году, по данным исследования IDC, составит $139 млн, а к 2023 году вырастет на 30%. Однако AI — та область, где российские компании, включая стартапы, предлагают решения, представляющие интерес на мировом уровне.

Посмотрим, какие технологии AI сегодня привели к созданию ощутимого размера бизнеса в России.

Безопасное распознавание

На первом месте вполне ожидаемо оказалась ABBYY Давида Яна — старейшая компания из всех участников рейтинга. В этом году исследовательская компания Everest Group (USA) признала ABBYY мировым лидером рынка решений для интеллектуальной обработки документов, у нее много офисов по всему миру и более половины продаж приходится на зарубежный рынок.

Большая разница между лидером и всеми остальными участниками объясняется уникальностью ABBYY, которая изначально начинала с распознавания документов и машинного перевода, делала приобретения других профильных компаний и в России, и за рубежом, а также последовательно внедряла AI в свои решения. Сегодня на продажи AI-технологий приходится около 90% общей выручки компании.

Показательно, что на втором и третьем местах расположились компании, известные по своим проектам в сфере транспорта: Cognitive Technologies, еще одна из крупных IT-компаний страны, известная своим проектом беспилотников, и WayRay, которая разрабатывает и производит технологии для голографических проекционных дисплеев дополненной реальности. Обе компании уже продают свои технологии крупным автопроизводителям.

Алексей Басов
Инвестиционный директор РВК
В настоящее время самые «горячие» направления — это беспилотный транспорт, распознавание лиц и предиктивная аналитика. Эти сферы продолжат динамично развиваться. В прошлом году крупнейшие инвестиции в сегменте AI привлекла компания WayRay — $80 млн от консорциума стратегических и финансовых инвесторов. В будущем мы ожидаем, что инвестиционная активность в этом сегменте будет только увеличиваться.

Стоит учитывать, что ряд крупных компаний не попали в рейтинг из-за принадлежности к госструктурам или выхода основателя. Среди них — ЦРТ, выручка которого в 2018 году от AI-технологий составила больше 1,5 млрд рублей.

«Уникальность нашей ситуации в том, что наши наработки в разных областях мы можем интегрировать в единый полноценный продукт — полномасштабного помощника на базе искусственного интеллекта, — говорит Дмитрий Дырмовский, генеральный директор ЦРТ. — Компаний, сочетающих такое количество решений, технологий и продуктов в области биометрии, распознавания голоса и синтеза речи, больше нет. И в этой задаче мы, конечно, должны быть лидерами».

Зрение, голос и бизнес

Среди других участников рейтинга явно выделяется несколько перспективных секторов. Причем стоит учитывать, что в AI с помощью одних и тех же алгоритмов можно решать разные задачи. К примеру, очевидно, что все большее применение получают технологии компьютерного зрения: это может быть распознавание лиц (NtechLab, VisionLabs), автомобильных номеров («Вокорд») или цифровой мерчендайзинг (Intelligence Retail). Последнее направление, к слову, активно развивается и представлено на рынке еще другими компаниями — SmartMerch, Inspector Cloud.

Александр Беренов
Совладелец Inspector Cloud
Наш сектор в России является достаточно передовым: большое количество FMCG-брендов внедрили системы компьютерного зрения. Дальнейшее развитие коснется, скорее всего, розничных сетей, которые пока не могут найти use case с приемлемой стоимостью внедрения. Думаю, что благодаря массовым внедрениям решений на базе компьютерного зрения и систематическому контролю, эффективность труда может вырасти и в некоторых задачах приблизится к уровню развитых стран.

Это пример понятной схемы коммерческого использования технологии, чего как раз не хватает многим направлениям AI. Как говорит Сергей Фрадков, управляющий партнер iDeal Machine, основная проблема российских AI-компаний — примерно такая же, как и у других российских стартапов — перекос в сторону технологий и нехватка фокуса на поиск реального бизнес-кейса, который будет решать реальные проблемы пользователей:

«Часто AI-компании позиционируют силу и точность своих алгоритмов выше качества решения проблемы своих клиентов, и это сразу сказывается на их успехах на рынке», — отмечает он.

Сергей Негодяев, директор по работе с портфельными компаниями ФРИИ, выделяет три основных направления, в которых бизнес уже продемонстрировал свою готовность платить за внедрение технологий. Первое — AI в тексте и в голосовых решениях. Их применение очень широко, начиная от управления устройствами интернета вещей и не только, заканчивая применением в киноиндустрии. Этим занимаются: ABBYY, Stafory, Sever.AI. Второе — работа с видеопотоками разного формата: Cognitive Technologies, «Вокорд», Promobot, VisionLabs. И третье — работа с процессами: автоматизация улучшений и перестроения процессов, которые есть в классических бизнесах — BFG, BQ, Ubic, DoubleData, Naumen, One Factor и тому подобное.

В целом же эксперты верят, что результаты 2019 года для AI будут гораздо более впечатляющими, во многом благодаря заинтересованности государства.

Владимир Молодых
Директор по разработке и внедрению ПО «Инфосистемы Джет»
Если в 2017–2018 годах основные рынки, на которых был востребован AI — это ритейл, интернет-компании и банки, то в 2019 году помимо государственных инициатив включилась промышленность. По сравнению с 2018 годом и точечными проектами в единичных заказчиках 2019 год выглядит очень бодро: почти у всех крупнейших промышленных компаний появился бюджет на AI. Основной драйвер роста 2019 года — это государственные бюджеты по цифровизации, где в каждом втором проекте упоминается искусственный интеллект.

Следующая — медицина

По словам Алексея Басова, еще одно направление, в котором ожидается взрывной рост AI-технологий, — это здравоохранение. Тем не менее, пока компании этого профиля в рейтинг не попали, как их не было и в предыдущем рейтинге Rusbase MedTech. Тогда уже шла речь о том, что AI-компании в медицине пока не имеют высокой выручки, однако в будущем должны будут занять свое место.

Евгений Кадушин
Генеральный директор «Алгом» (MedTech-стартап поддержки принятия врачебных решений)

В России ситуация c реальными перспективами AI в медицине довольно жесткая: стартапы претендуют на разработку продуктов мирового уровня (другого здесь просто нет), а суммы финансирования проектов у них другого порядка. Они достаточны, чтобы построить альфа-версии, но затем наступает настоящая кропотливая тяжелая и ресурсоемкая работа. При этом настоящий возврат инвестиций начинается тогда, когда AI не помогает, а заменяет человека: Uber стоит столько, сколько стоит, потому что всем понятно, что рано или поздно водитель будет не нужен и маржинальность бизнеса станет принципиально иной. Но, к примеру, доктор (даже первичного звена) станет не нужен сильно позже, чем таксист. Кроме того, если мы когда-то придем к серьезным экспертным системам на базе AI, мы столкнемся с определенной ментальной гранью, перешагнуть которую законодательно будет стоить много усилий и денег. Каждая AI-авария обсуждается громко и вызывает волну протестов. Представляете, какая будет реакция на медицинские ошибки AI?

В общем, можно ожидать, что в AI будут вкладываться инвесторы, боясь упустить очередную горячую тему. Но, как, впрочем, и всегда с подобными историями бумов, реальные прибыли принесут не все.

Текст: Дарья Рыжкова, Маргарита Арановская, Светлана Высоких, Инна Рейхард.


Место проведения: