Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Как привлекать посетителей в научные музеи, развивать культуру мейкерства и разговаривать с молодыми, обсудили эксперты на III Форуме научных коммуникаторов

На прошлой неделе Университет ИТМО принял у себя Форум научных коммуникаторов. Мероприятие организовали Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. PR-специалисты, просветители и научные журналисты обсудили актуальные проблемы в сфере научной коммуникации на панельных дискуссиях и поделились своим опытом. Как привлечь молодые кадры? Как обучать современной коммуникации в бизнесе? Как построить диалог с аудиторией? ITMO.NEWS публикует избранные тезисы.

Как построить коммуникацию о науке?

Другая панельная дискуссия, проведенная в день форума, была посвящена организации диалога с аудиторией о науке. В обсуждении схлестнулись представители разных стран и организаций. Например, Микко Милликоски, заместитель директора финского музея науки Heureka, поделился, на каких принципах сотрудники его учреждения стараются строить работу с аудиторией. Они исходят от того, что, согласно исследованиям, в основном люди учатся за пределами формального образования. Потому медиа, музеи, научные центры, зоопарки и общественные активности становятся важными ресурсами для вовлечения в образование.

«Когда мы открылись 300 лет назад, в мире насчитывалось, возможно, 400 научных центров. Сейчас их число составляет около 3 000. Нашу миссию можно сформулировать так: мы разделяем с посетителями энтузиазм познания и предлагаем среду для вдохновения. Мы создаем выставки мирового класса, нашими сильными сторонами являются геймификация, погружение, общий опыт, элемент сюрприза и юмор. Нам не нужно писать учебники с А до Я, которые охватили бы всю ширину предмета. Научный музей может легко сфокусироваться на теме и проиллюстрировать главные детали. Как хорошая театральная постановка может засветить одну деталь и высказаться обо всем человечестве, так и мы делаем это в музее. Важный элемент в нашей работе — это диалог. Посетитель должен иметь возможность высказаться в ответ, а не просто ходить как котел, в который складывают информацию», — объясняет Милликоски.

Тем, кто интересуется музейным делом, эксперт из Финляндии советует несколько книг: «The Art of Relevance» Нины Симон (Nina Simon) и «Identity and the Museum Visitor Experience» Джона Фолка (John H. Falk). Автор последних делит посетителей музеев на минимум пять типов: explorers (исследователи), facilitators (те, кто приводят других), experience seekers (необязательно заинтересованные в науке, но ищущие новый увлекательный опыт), hobbyists (эксперты, которые могут знать материал лучше сотрудников музея) и rechargers (те, кто хотят расслабиться).

Также Милликоски советует организаторам выставок всегда помнить о нескольких словах на букву C: choice (выбор), control (контроль), comfort (комфорт), challenge (вызов). У людей должен быть выбор, чтобы они не теряли контроль над собственным опытом. Им должно быть комфортно в окружении музея, это касается акустического, физического и ментального аспектов выставки. Но в то же время должен быть и вызов — в противном случае человек просто не придет. Достигнув баланса этих четырех C, можно достичь ощущения потока (flow).

Сотрудник музея Heureka соглашается, что это идеалистический, даже наивный взгляд на вещи. Но, как говорят в Финляндии, лосось настолько хорошая рыба, что ее стоит ловить, даже если вы не поймаете ее.

Тему работы с аудиторией продолжил Виталий Васянович, сотрудник библиотеки Охта LAB ЦГПБ имени В. В. Маяковского. Он поделился, каково работать в первой библиотеке, расположенной внутри торгового комплекса, и сообщил о скором открытии нового филиала, специализированного для ученых — аспирантов, магистрантов и бакалавров. От других библиотек ее будет отличать набор литературы, включающий специализированные журналы. Кроме того, Виталий, будучи руководителем научно-просветительской зоны фестиваля GEEK PICNIС, рассказал об опыте организации больших научных мероприятий и своем отношении к ошибкам в программе.

«После получения определенного опыта ты учишься смирению. Можно тревожиться о каждой презентации, проверять каждый слайд, согласовывать каждого спикера, читать все, что они говорили в этой жизни, но ты не сможешь все это проконтролировать. Делай все, что можешь, и обращайся за доступной помощью. В этом смысле очень помогает crowd control — люди следят за регулярно обновляющейся программой и лично мне пишут «Виталик, это опасная история, разберись», скидывая ссылки. За ссылки отдельное спасибо — авторы таких сообщений понимают, какой объем информации ложится на плечи программного отдела», — делится опытом Виталий Васянович.

Наталья Смелкова, директор Центра поддержки проектов по развитию талантов НТИ в РВК, рассказала о работе с другой, молодой аудиторией. По ее словам, Российская венчурная компания уже давно поняла, что не будет инноваций в науке без проведения моста между наукой и другими аудиториями, включая широкие массы и бизнес. Можно сколько угодно работать со стартапами, но их качественный уровень останется достаточно низким. Дело в том, что среда, в которой эти стартапы генерируются, недостаточно плодотворна. Поэтому стало понятно, что надо работать со средой — молодежью 12-15 лет. Задача РВК — сформировать сообщество технологических энтузиастов, или мейкеров.

«Проведя много исследований, мы поняли, что не хватает популяризации. Технологических кружков много, но о них мало кто слышал, особенно родители. Они немного знают про робототехнику, так как это коммерчески успешная отрасль, но про кружки по биоинформатике — совсем ничего. Потому приоритет РВК — сделать так, чтобы техническое творчество стало модным и популярным. Чтобы дети, которые им уже занимаются, почувствовали себя героями, а родители понимали, что на карте возможного развития ребенка есть и технические кружки», — объясняет Наталья.


Фестиваль идей и технологий «Rukami»

В качестве инструментов продвижения РВК выбрала мероприятия и информационные кампании. Фестиваль идей и технологий «Руками» в этом году проходит в четвертый раз и собирает все большую аудиторию. Информационные кампании также помогают сформировать среду, где рождаются таланты. Кроме того, чтобы подготовить руководителей ресурсных центров и кружков, РВК проводит специальный образовательный курс по маркетингу, финансовому моделированию и нормативной базе.

«В деле популяризации очень важно сделать следующие шаги. Во-первых, найти действительно интересную фактуру, некую изюминку — инновационное, интересное, уникальное, неожиданное. Возможно, коллаборация исследовательского института и художников. Во-вторых, грамотно упаковать контент. Научные журналисты в России часто стесняются и не любят упрощать научный язык. А ведь важно работать на том языке, который хочет услышать аудитория. Поэтому мы не стесняемся работать с платформой Tik-Tok и видеоблогерами», — говорит Наталья Смелкова.

Добавим, что третий Форум научных коммуникаторов, прошедший 28 июня, стал одним из самых масштабных по программе, количеству дискуссий и иностранных экспертов. Официальными партнерами форума выступили ФИОП Роснано, Российский научный фонд (РНФ), компания MEL Science, Издательство «Альпина-нон-фикшн», портал Laba.Media, портал «Индикатор», журнал «Наука и жизнь», Информационный центр по атомной энергии, портал XX2 ВЕК, Национальный фонд подготовки кадров (НФПК).

Автор: Дмитрий Лисовский


Место проведения: