Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Эксперты: подготовка кадров для Арктики требует практико-ориентированного подхода

Специалисты отметили, что особенность подготовки профессионалов определяется необходимостью работать в экстремальных погодных условиях и отсутствием удобной логистики.

Вузовское образование, направленное на подготовку специалистов для арктических территорий в условиях цифровой экономики, требует ориентации на практические дисциплины, считают опрошенные ТАСС представители российских университетов. Вузам следует внедрять для этого отдельные образовательные стандарты и укреплять сотрудничество с компаниями, работающими в северных широтах, отмечают эксперты.

Вопросы подготовки кадров для арктической зоны будут обсуждаться на V Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога», который пройдет в Санкт-Петербурге 9-10 апреля. Участники сессии «Подготовка специалистов для развития региона» обсудят лучшие образовательные практики, кадровый потенциал местного населения и возможности увеличения производительности труда.

Особые специалисты

Эксперты сходятся во мнении, что подготовка кадров для работы на арктических территориях выбивается из общих принципов образования, поскольку требует особого подхода, а также в том, что работающие в Арктике специалисты должны обладать рядом универсальных — надпрофессиональных — навыков. Как указала в беседе с корреспондентом ТАСС ректор Северного Арктического федерального университета имени М. В. Ломоносова (САФУ, Архангельск) Елена Кудряшова, речь идет о таких компетенциях, как проектный менеджмент, системное мышление, межотраслевая коммуникация.

По этой причине, сообщили ТАСС в Мурманском арктическом государственном университете (МАГУ) — единственном арктическом вузе, находящемся непосредственно за полярным кругом, — растет спрос на сотрудников, имеющих набор универсальных компетенций. В отрасли добычи полезных ископаемых это инженеры по технологическому обеспечению работы нефтегазового промысла, в транспортной сфере — специалисты по модернизации дорожных сетей Арктического региона.

Директор международного центра развития перспективных компетенций Future Skills: NEFU Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Роман Гоголев отмечает, что особенности подготовки специалистов для арктических территорий определяются еще и необходимостью работать в экстремальных погодных условиях и отсутствием удобной логистики.

«Поэтому в Арктике чаще всего встречаются универсальные специалисты с творческим мышлением, которые могут адаптировать запчасти от старого советского трактора к новейшему «Катерпиллеру» <…> В Арктике не нужны низкоквалифицированные кадры, мигранты с лопатами там не решат вопрос», — подчеркивает Гоголев.

Он отметил, что перечень необходимых профессий появится в проекте стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года, которая будет разработана к концу 2019 года. По словам эксперта, значительное место в нем должны занять специалисты в области добывающей промышленности, морского судостроения ледового класса, портовой и судоходной инфраструктуры. В дальнейшем, по мнению Гоголева, стратегия развития арктической зоны будет предполагать канадский вариант, где добывающие компании оснащены высокими технологиями, соблюдают экологические требования и где работают не очень много людей, поскольку производство существенно автоматизировано.

Образовательные принципы

Эксперты уверены, что, учитывая специфику подготовки кадров для Арктики, эффективным должно стать развитие ориентированных на практические дисциплины профильных кафедр в вузах и центров дополнительного образования. Такие механизмы многие вузы уже реализуют. САФУ по просьбам предприятий-партнеров разрабатывает и внедряет образовательные стандарты. МАГУ, в свою очередь, формирует устойчивую, способную к саморазвитию систему подготовки кадров в соответствии с концепцией LifeLongLearning (обучение на протяжении всей жизни).

По мнению директора Инженерной школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Александра Беккера, специалистов, готовых работать в арктической зоне, можно готовить и за ее пределами. Обычно их отличает высокая социальная мобильность, и выпускники могут просто уезжать в Арктику после обучения.

«Сейчас у меня уже 10 выпускников школы по специальности «Гидротехническое строительство» работают в арктических широтах. В Арктику, конечно, нужны все специалисты, но сейчас преобладающей технологией освоения является именно то, чем занимаются эти ребята. Хотя можно сказать, что любые инженерные специальности в развитии Арктики будут востребованы, включая электриков, строителей, геологов и других», — сказал ТАСС Беккер.

Специалисты Северо-Западного государственного медицинского университета им. Мечникова (СЗГМУ, Санкт-Петербург) в конце марта анонсировали разработку особого государственного образовательного стандарта подготовки медицинских специалистов специально для работы в арктической зоне. Упор в обучении медиков будет сделан на профилактику холодовых травм и раннюю профилактику вирусных заболеваний.

Важной частью современной системы подготовки кадров для Арктики является их ориентированность на практику. Поэтому укрепляется взаимодействие вузов с предприятиями, на которых будут работать выпускники. По словам Кудряшовой, САФУ заключил более 120 договоров о подобном сотрудничестве. Среди партнеров такие компании, как «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», Объединенная судостроительная корпорация, корпорация ГЛОНАСС.

МАГУ совместно с АО «Российская венчурная компания» планирует внедрить в учебные планы дисциплину «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство».


Место проведения: