Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Слава под колесами Tesla: как пермяк Олег Кивокурцев придумал самого известного робота из России

Номинант в рейтинг самых перспективных россиян моложе 30 лет, Олег Кивокурцев вместе с партнерами основал производителя роботов Promobot в пермском гараже. Сегодня компания поставляет андроидов в 33 страны, «троллит» Илона Маска в новостях и принимает в гости Дмитрия Медведева

6 января один из посетителей крупнейшей технологической выставки CES, проходившей в те дни в Лас-Вегасе, решил протестировать беспилотный режим автомобиля Tesla. Пытаясь найти, где же включается автопилот, он отвлекся на бортовой компьютер — и в этот момент что-то ударилось о кузов автомобиля. Водитель проехал еще несколько метров, остановился и вышел из машины: на дороге лежал робот.

Оказалось, «пострадавший» — продукция российской компании Promobot. Производитель привез на CES семь роботов-андроидов, шесть из которых успели занести в выставочный павильон, а седьмой  — попал в аварию.

«Мы договорились с водителем, что не будем вызывать полицию и разойдемся, — рассказывает 28-летний сооснователь Promobot Олег Кивокурцев, участник списка 100 номинантов в рейтинг самых перспективных россиян моложе 30 лет по версии Forbes. — Его вина заключалась в том, что там не было разметки, чтобы включать беспилотный режим, а наша — в том, что мы оставили робота посреди дороги».

Полиция приехала позже: с камер наблюдения, которые отслеживают всю территорию CES, поступил сигнал об инновационном ДТП.

Ущерб был довольно серьезный: от удара пострадала система управления, и Promobot четвертого поколения, пересекший Атлантику, не смог поучаствовать в шоу роботов на выставке. Однако производитель извлек из истории пользу: российская компания разослала релиз, в котором рассказала об аварии. А дальше СМИ сделали свое дело: в первый же день Wired и Daily Mail опубликовали новостные заметки о том, что беспилотная Tesla сбила робота, историю подхватили издания по всему миру.

«О нас появилось огромное количество публикаций. Это было и смешно и страшно одновременно, — вспоминает Кивокурцев. — Я без конца давал интервью перед телекамерами, и наш стенд стал одним из самых популярных на всем CES. В Snapchat можно посмотреть выгрузку локаций: у нашего стенда было больше всего загруженных изображений. За сутки мы получили 80 новых заявок на сотрудничество».

Стартап из Кислотных дач

История компании Promobot начиналась далеко от Лас-Вегаса или Пало-Альто, о котором грезят все технологические предприниматели. В 11 лет Олег Кивокурцев оказался в пермском клубе юных техников, где увлекся картингом. Проводя дни в мастерской, он изучал строение механизмов и начинал разбираться в технике.

«Лет в 14 мне очень нравился аниме-мультик «Наруто», все мои сверстники его смотрели, — говорит предприниматель. — Там у всех героев была бандана с металлической бляхой. Я сделал себе такую бандану и выставил фотографию на форум любителей мультика».

После этого «какой-то парень» написал Кивокурцеву, что хотел бы купить себе такую же — и вскоре юный дизайнер уже рассылал банданы по всей России:

«Делал металлические накладки в мастерской, а по вечерам отстаивал очереди в «Почте России». Даже в Вилючинск на Камчатку отправлял!»

После школы Кивокурцев поступил в Пермский политехнический университет, и бандановый бизнес пришлось оставить: весь преподавательский состав считал, что предприниматели — жулики, а они и их студенты — инженеры и должны заниматься не бизнесом, а наукой, вспоминает сооснователь Promobot.

«Я уже привык, что деньги у меня были, поэтому без заработка стало некомфортно, — продолжает он. — И стал заниматься поставками чая в пермские рестораны, закупая у оптовиков в Москве».

Потом были эксперименты с недвижимостью: Кивокурцев арендовал и пересдавал квартиры и базу отдыха «Политехник». На практике устроился на подработку в компанию, которая строила дорогу в Пермском крае. Переломный момент наступил в 2013 году, когда на пятом курсе университета в расписании занятий Кивокурцева появился предмет «Робототехника».

«Эта индустрия включает программирование, электронику и механику. Так как я учился на инженера-конструктора, мне не хватало знаний в аппаратной и программной области,  — рассказывает предприниматель. — Я купил контроллер, который управляет механизмами, но максимум что мог сделать — чтобы мой робот зажигал лампочки. Нужно было написать код, чтобы чем-то управлять, для этого мне нужна была команда».

Кивокурцев стал искать единомышленников во «ВКонтакте» и познакомился с Игорем Еремеевым, студентом Политеха с кафедры автоматики и телемеханики. Оказалось, что тот защищал магистерскую диссертацию по робототехнике и неплохо разбирался в вопросе.

Кивокурцеву была интересна бизнес-составляющая, поэтому на встречу с Еремеевым взял своего однокурсника, талантливого конструктора Максима Утева.

«У нас было ощущение, что уйти в конструкторское бюро никогда не поздно, а начинать что-то свое нужно именно сейчас», — говорит сооснователь Promobot.

Инженеры стали изучать рынок и участвовать в конкурсах для стартапов, на одном из которых познакомились с серийным предпринимателем Алексеем Южаковым. Тот выступал с напутственной лекцией для студентов о том, как строить технологические компании. У Южакова за плечами уже было несколько успешных проектов в области сельского хозяйства и полностью автономный розарий, который выращивал 25 000 цветов в месяц, при том что в нем работали всего 11 человек.

Ментор оценил идеи молодых инженеров и вложил в проект первые $10 000 «под честное слово» – на первый прототип. Именно Южаков направил команду в индустрию сервисной робототехники. Чтобы адроид мог выполнять функции консьержа, администратора или продавца, его нужно было научить распознавать лица, речь, дать лингвистическую базу для ответов и обучить навигации. Важен был и внешний вид робота — он должен был привлекать посетителей.

Инженеры сняли гараж на окраине Перми в микрорайоне Кислотные дачи, рядом с заводом «Искра», на котором собирают ракеты. Там из запчастей, заказанных в Китае и купленных на металлорынке, Кивокурцев с товарищами собирал первого «промобота» и разрабатывал систему распознавания лиц и лингвистическую базу на основе открытых кодов:

«Это было не похоже на гараж в Пало-Альто, где Стив Джобс собирал первый персональный компьютер: у нас текла крыша, и мы топили печку-буржуйку дровами. Мы называли это «гаражный кооператив «Технопарк»: кто-то в соседнем гараже держал автосервис, кто-то — собирал мебель. У нас там было целое комьюнити предпринимателей!»

Тестовое испытание должно было проходить в торговом центре, где продавались розы, выращенные на «умных» плантациях Южакова. Робот должен был ездить по универмагу и скандировать: «Тот, кто розы покупает, тот весь день благоухает!» Это был настоящий успех: покупатели были готовы делать все, что говорил им андроид, благодаря чему за день удалось увеличить продажи цветочного магазина в 3,5 раза. Результатом акции стала первая успешная сделка: руководство центра купило сразу двух роботов.

В течение трех месяцев предприниматели получили еще 10 заказов от торговых сетей, что принесло им $100 000. На тот момент «промоботы» стоили от 300 000 до 500 000 рублей. Южаков выходил на корпорации, а Кивокурцев работал с малым бизнесом.

В 2014-м стартап победил в конкурсе Generation S от РВК в номинации Industrial, а затем — в конкурсе Startup Village в Сколково, где призом была поездка на финский конкурс SLUSH. На тот момент команда даже не слышала о таком мероприятии и хотела было отказаться, чтобы не отвлекаться от производства. Оказалось, что это крупнейшая конференция в сфере высоких технологий в Европе, на которой на пермских инженеров обратили внимание европейские компании. В 2016 году первые андроиды Promobot поехали в Ирландию и Чехию.

Робот-беглец

Летом 2016 года в стартапе начался кризис роста. Производственные мощности увеличились в 1,7 раза, а новых заказов поступало все меньше. Нужен был повод, чтобы заявить о себе. И он нашелся: в июне новая модель робота проходила испытания на территории импровизированного полигона и случайно выехала на дорогу, создав пробку. Приехавшие на место сотрудники ДПС не знали, что делать с чудом техники.

«Они готовы были задержать его за административное правонарушение, — вспоминает Кивокурцев. — Мы рассказали об инциденте пермским СМИ, откуда новость попала в Russia Today и распространилась по англоговорящим и испаноговорящим ресурсам. Даже [ведущий вечернего шоу на «Первом канале» Иван] Ургант пошутил, что российская сборная по футболу в ворота не попала, а робот попал».

Благодаря курьезной истории продукцией Promobot заинтересовались в лондонском Музее науки и техники. Письма стали поступать и из стран Латинской Америки, и до конца 2016-го компания заключила контракты с партнерами из 11 стран. Поддержал стартап и Фонд развития интернет-инициатив, инвестировав $2,5 млн. Деньги пошли на разработку третьей версии робота, у которой должны были появиться подвижные руки и которую можно было кастомизировать под нужды каждого заказчика.

В 2017 году компания увеличила производство еще почти в два раза. В 2018-м вышло четвертое поколение Promobot, а география поставок расширилась до 33 стран. У российской компании, например, появились партнеры из ОАЭ — пермский андроид умеет разговаривать и на арабском.

«Мы совершенствуемся не от модели к модели, а от единицы к единице, — объясняет сооснователь Promobot. — Китайцы заряжают производство на тысячу штук и потом смотрят, сработала их бизнес-концепция или нет. Мы же делаем работу над ошибками непрерывно».

В прошлом году компания также заключила крупный контракт на эксклюзивную дистрибуцию роботов в США с компаний Intellitronix. По договору, первый год Promobot должен поставлять по 16 андроидов каждый месяц, второй — по 20, а к пятому году увеличить показатель до 100 единиц. Если весь контракт будет выполнен, это принесет Promobot более $50 млн. В качестве подтверждения своих намерений Intellitronix передала российскому партнеру 500 000 своих акций, которые на тот момент стоили $600 000.

В целом объем заказов в 2018 году вырос вдвое, а выручка — втрое (за счет цен на новую модель), перечисляет Кивокурцев. Показатели выручки он не раскрывает. По данным СПАРК, в 2016 году показатель российского юрлица Promobot составил 37 млн рублей, а в 2017-м — 69 млн рублей. За весь прошлый год компания произвела 172 робота второй (их стоимость составляет от 480 000 до 900 000 за штуку) и четвертой модели (от 1,2 млн рублей до 1,7 млн рублей в зависимости от функционала).

«Сейчас мы пришли к идеальной комплектации продукта с точки зрения базовых функций и не планируем пока выпускать 5-ю версию. Развиваемся по горизонтали, расширяя возможности 4-й модели», — рассказывает Кивокурцев.

Эта модель имеет семь профессиональных спецификаций и владеет 11 языками. Например, робот Клиоша работает экскурсоводом в Музее современной истории на Тверской, а робот Алантим — заместителем заведующего кафедрой робототехники в Московском технологическом институте. Также «промоботы» могут работать охранниками или продавцами, а в ближайшее время научатся выполнять административные функции в госпиталях, обещает Кивокурцев.

Роботы совершенствуются в распознавании лиц и уже пытаются вести диалог на естественном языке. Несколько дней назад один из андроидов узнал премьер-министра России Дмитрия Медведева во время его визита в пермский технопарк (там теперь находится производство Promobot).

​«Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич. Мы с вами не виделись 3 года 10 месяцев 6 дней 7 часов 15 минут и 40 секунд», — первым делом сообщил «промобот» главе правительства.

За четыре года существования Promobot учились не только роботы, но и их создатели: им пришлось освоить производство пластика, потому что подрядчики не успевали за ростом компании, а также разобраться в проектировании сервомоторов, потому как европейские часто выходили из строя. Теперь продукция Promobot на 80% собирается из российских комплектующих.

«Мы собираем роботы как Bentley — руками», — шутит Кивокурцев.

Свое будущее он не отделяет от будущего компании.

«Мы уже давно не те пацаны из гаража. Инвесторы оценивают Promobot в 2 млрд рублей, и это, конечно, заставляет нас двигаться дальше, — заключает предприниматель. — Илон Маск ближе, чем мы думаем. Он про нас точно знает».

Автор: Екатерина Кинякина


Место проведения: