Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Защити диплом стартапом

Все больше российских вузов начинают принимать стартап-проекты в качестве дипломных работ. Пока это, правда, не массовая история, привязанная к ограниченному набору специальностей

Томский политехнический университет стал первым вузом в Сибири, который дал своим студентам возможность защищать дипломы в виде стартапов. Об этом рассказал руководитель Школы инженерного предпринимательства университета Степан Хачин (в 2017 году ТПУ ликвидировал традиционные институты и кафедры, заменив их инженерными школами).

Теперь у студентов ТПУ будет возможность заменить раздел «Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсоосбережение» на раздел «Концепция стартап-проекта», сообщает пресс-служба вуза. Тем, кто выбрал новый формат защиты диплома, предстоит защищать свои проекты перед представителями бизнеса. Это позволит дать независимую оценку концепции стартапа и, возможно, привлечь инвестора для дальнейшего развития проекта.

У студента будет также возможность проверить гипотезу «рыночности» объекта своей дипломной работы вместе с экспертом Школы инженерного предпринимательства, который будет его ментором при разработке стартап-части диплома. А для преподавателей защита дипломов в виде стартапов даст дополнительные ресурсы для проектов научных школ, которые они представляют.

Студенту, желающему защитить диплом в виде стартапа, предстоит заполнить специальную анкету. Эксперты оценят возможность превращения предложенной технологии в технологический бизнес. В случае положительной оценки студенту будет назначен соруководитель от Школы инженерного предпринимательства.

Затем два раза в год, в ноябре и в апреле, на специальном мероприятии с внешними экспертами студент сможет защитить стартап-часть и получить так называемый стартап-сертификат. Если защита пройдет плохо, студент вернется к традиционной форме диплома. А если успешно, то концепция стартап-проекта станет частью диплома и студент сможет выйти на его защиту перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК) своей школы.

Практика сдачи стартапов вместо диплома уже применяется в 71 российском вузе. В нынешнем году Минобрнауки планирует распространить эту практику, чтобы в ближайшие годы выпускники всех российских вузов смогли представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап.

РВК с 2011 года обеспечивает работу кафедры управления технологическими проектами на базе МФТИ. Это магистратура для студентов пятого-шестого курсов. Программа готовит аналитиков для венчурных фондов, специалистов по инновациям для работы в корпорациях, технологических предпринимателей. Для выпускников обязательная часть дипломной работы — разработка собственного технологического стартапа. За время работы кафедры выпускниками стали более ста студентов.

«Если говорить о магистратуре, то есть очень маленькая область направлений, по которым можно делать стартапы, — рассказала «Стимулу» заместитель заведующего кафедрой РВК в МФТИ Анастасия Баскакова. — Это направление «Экономика и управление народным хозяйством». В Физтехе — «Наукоемкие технологии и экономика инноваций». В рамках таких специальностей практически везде можно делать стартап-диплом. Но по специальностям, которые не входят в эти направления, формально это не разрешено. То есть в специальности должна быть управленческая и экономическая составляющие».

Но на практике происходит так, что студенты учатся, к примеру, по естественно-научному или техническому направлению, а в дипломах пытаются описывать создание стартапов. Однако это противоречит требованиям Министерства образования.

Практика сдачи стартапов вместо диплома уже применяется в 71 российском вузе. В нынешнем году Минобрнауки планирует распространить эту практику, чтобы в ближайшие годы выпускники всех российских вузов смогли представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап

«Студент пишет, по сути, два диплома, — поясняет Анастасия Баскакова. — Официально защищает диплом по своей специальности, а параллельно пишет бизнес-план по коммерциализации этой разработки. Но формально это не является частью его магистерской диссертации. В бакалавриате еще жестче, там четкое разделение: бизнес и менеджмент и остальные специальности. То есть писать диплом как стартап можно только по направлению: «Экономика и менеджмент».

Для чего сделано такое разделение?

«Дипломы принимают комиссии, которые формируются по областям знаний. И если это диплом, к примеру, естественно-научный, то и состав комиссии будет соответствующий. А если оценивается то, как человек это просчитал с точки зрения экономики и бизнеса, то комиссия должна состоять из людей, которые компетентны в этой области», — поясняет Анастасия Баскакова.

Однако существуют междисциплинарные направления: «Наукоемкие технологии и экономика инноваций» и «Инноватика». И вузы, которые у себя эти направления открыли, имеют возможность строить такие программы на стыке экономики и науки.

Стоит также отметить, что во всем мире очень малая часть студентов может создать свой бизнес. К такому выводу недавно пришли специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета, которые провели исследование, посвященное студенческому технологическому предпринимательству.

«Если говорить о магистратуре, то есть очень маленькая область направлений, по которым можно делать стартапы. Это направление «Экономика и управление народным хозяйством». В Физтехе —«Наукоемкие технологии и экономика инноваций». В рамках таких специальностей практически везде можно делать стартап-диплом

«В нашей стране в ближайшем окружении детей очень мало примеров подобной деятельности, которые делали бы эту сферу близкой, знакомой и безопасной, — говорит Анастасия Баскакова. — Опыт показывает, что те студенты, у который в семье был свой бизнес, с большей охотой и смелостью начинают пробовать. Остальным же нужно поработать как минимум пять лет в индустрии, набраться опыта, в идеале поработать в крупной компании, в госструктурах, и прийти к пониманию, накопить компетенции, решиться создать команду, и уже тогда пробовать начинать свой бизнес».

Первым вузом в России, который стал использовать практику защиты диплома в виде стартапа, был Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).

«Стартап как диплом — это инструмент независимой оценки качества образования, — пояснил проректор ДВФУ, руководитель Кружкового движения НТИ Дмитрий Земцов. — Поскольку университет и система высшего образования в целом должны готовить людей не только к научной карьере, но и к карьере в бизнесе, в том числе в собственном бизнесе, очень важно уметь адекватно оценить подготовку. Стартап как диплом должен стать инструментом демонстрации предпринимательских компетенций».

По словам руководителя проекта Start Up Challenge Юлии Остроуховой, сегодня все ведущие технические вузы стараются предоставить студентам возможность глубже погрузиться в практическую область, расширяют лабораторную практику, создают на своей базе бизнес-инкубаторы.

«Многие корпорации, в том числе мы, наши партнеры и коллеги на ИТ-рынке, усиливают партнерство с вузами, чтобы найти не только таланты себе в команду, но и интересные бизнес-идеи», — добавляет Юлия Остроухова.


Место проведения: