Технический комитет Росстандарта 194 «Кибер-физические системы», созданный в конце марта 2017 года на базе Российской венчурной компании (РВК), спустя год с момента своего образования стал заметным ньюсмейкером по темам регулирования сквозных технологий цифровой экономики. Весной на публичное обсуждение был представлен проект первого российского национального стандарта для Интернета вещей (IoT), разработанный в рамках комитета. Тогда же сфера его деятельности была расширена с четырех до шести направлений — IoT, умный город, большие данные, умное производство, а также искусственный интеллект и умная энергетика. В июне ТК 194 получил право разработки первого международного стандарта ISO/IEC по терминологии в области IoT на русском языке, а в июле — представил проект международного стандарта в области промышленного Интернета вещей (IIoT).
iot.ru поговорил с председателем ТК «Кибер-физические системы», руководителем программ РВК Никитой Уткиным о том, как идет разработка стандартов для Индустрии 4.0 в современной России: о переходе от советских стереотипов мышления к пониманию рыночных механизмов, о том, как найти экспертов и привлечь их к работе, и о том, что составляет наибольшую сложность в работе техкомитета — российского объединения представителей бизнеса, государства и науки, участвующего в формировании правил игры на рынке технологий будущего.
— Международная практика нормативно-технического регулирования, которой мы стараемся придерживаться и на национальном уровне, состоит в том, что одиночный стандарт — это большая редкость. Чаще всего стандарты разрабатываются группами, объединенными единой проблематикой. Мы называем их «семействами стандартов». Такая логика позволяет раскрывать все стороны вопроса, не оставляя белых пятен и не допуская сумбурности изложения важного материала, а главное — не создавая излишних ограничений, ведь наша ключевая задача в этом вопросе — дать импульс для развития рынка, а не задушить его.
В рамках работы над семейством стандартов Интернета вещей мы планируем разработать целый набор документов: начиная от терминологического стандарта и заканчивая стандартами, которые регламентируют эталонную архитектуру, требования к совместимости различных устройств и систем в сфере интернета вещей и индустриального интернета вещей. Например, в процессе проработки уже находится протокол обмена для интернета вещей в узкополосном спектре (NB-Fi).
При оптимальном развитии и поддержке данной деятельности рынком, семейство стандартов должно получиться немаленького, но управляемого размера.
Русский язык — один из официальных языков международной стандартизации, о чем многие на международном уровне уже начали подзабывать. Поэтому каждый такой прецедент мы воспринимаем как возможность об этом напомнить. Этим решением мы серьезно повысили шансы на успех и вовлеченность российских организаций в дальнейшую работу, а ее впереди очень много.
— В приоритетном порядке нужно гармонизировать базовые стандарты — стандарты, которые определяют единое понимание основополагающих вопросов: термины и определения, типовые (референтные) архитектуры и т.д. В противном случае, при работе над дальнейшими документами мы будем только увеличивать разрыв недопонимания, что негативно скажется на перспективах встраивания российских производителей и разработчиков в глобальные технологические цепочки и развитии их экспортного потенциала.
В остальных случаях предложение и отстаивание собственных требований крайне важно для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности национального бизнеса. Конечно, исходить нужно из соображений разумности: для своих предложений в международные стандарты нужно находить союзников на международном уровне, кропотливо проводить с ними разъяснительную работу, убеждать в правильности предлагаемого пути. Никто не говорит, что все наши требования везде и всегда лягут в основу международных документов, и это нормально.
И в таких случаях «создавать свою колею» совершенно необязательно. Достаточно учитывать наиболее критические моменты на национальном уровне как страновую специфику, не расходясь с международной практикой по основным вопросам.
— Нам удалось добиться такого результата за счет комбинации нескольких важных факторов. Во-первых, это активная позиция российской экспертной группы технического комитета «Кибер-физические системы», которой Российская Федерация делегировала эту работу в рамках соответствующего международного подкомитета ISO/IEC. Во-вторых, наличие содержательных наработок в этой сфере. В-третьих, заинтересованность со стороны индустриального партнера в лице «Ростелекома», для которого эта работа — важный вклад как в формирование продуктового портфеля, так и в развитие рынка и его емкости. Наконец, международные эксперты осознают важность проработки вопроса интероперабельности, эта проблема у всех в отрасли сейчас на виду.
— Вы очень правильно заметили: в мире важность участия в работе над международными стандартами так же очевидна, как, например, в работе над защитой интеллектуальной собственности. Более того, некоторые отраслевые союзы, ассоциации и консорциумы создаются с приоритетной целью усиления роли их участников в работе над международными стандартами.
В России мы пока переживаем переходный период от логики условной «советской системы» к пониманию и осознанию важности рыночных механизмов. Некоторые организации все еще ждут божьей благодати в виде стандартов, которые будут им спущены сверху (а потом, кстати, сильно расстраиваются их содержанием), в то время как другие активно используют открывшееся для них окно возможностей, включаясь в эту работу как на национальном, так и на международном уровне. Компаний второго типа, к сожалению, пока не так много.
— Действительно, на последнем заседании международного подкомитета в Берлине Технический комитет «Кибер-физические системы», РВК и «Ростелеком» успешно представили заявку о проведении очередного заседания подкомитета в России. Оно состоится во второй половине 2019 года, после последовательных заседаний в Китае и Японии. Поэтому у нас еще есть время для того, чтобы выбрать правильное место для его проведения, о чем мы, конечно, дополнительно объявим.
— Не все организации и не всегда включаются в работу по стандартизации, тем более на столь высоком уровне. В итоге напрашивается аналогия с Чемпионатом мира по футболу, да простят меня наши футболисты, ведь в нынешних реалиях для многих российских экспертов чуть ли не единственной возможностью участия в заседании такого уровня становится его хост в России.
При этом проблема дефицита квалифицированных экспертов также справедлива. И даже те организации, которые заинтересованы в работе над стандартами, зачастую подолгу не могут найти для этого компетентных специалистов — ведь нужны не просто квалифицированные инженерные кадры, но люди, разбирающиеся в современных технологиях, свободно владеющие инженерным английским языком и имеющие представление о работе на уровне международных организаций в области стандартизации.
Зачастую для таких компаний Секретариат нашего Технического комитета становится не просто советником и проводником в международную экспертную работу, но и активным участником в постановке и отработке внутренних задач организаций в этой сфере.
— Это вполне реалистичная задача, которую мы будем решать параллельно как на национальном, так и на международном уровне. На национальном уровне горизонты я пока не хотел бы обозначать, но их можно считать вполне обозримыми.
Эта работа идет и никогда не останавливалась. Вопросами стандартизации в области «Интернета вещей», в частности вопросами типовой архитектуры, сейчас в мире занимаются очень многие, включая отраслевые союзы, ассоциации и консорциумы. Одним из лидеров является некоммерческая ассоциация Институт инженеров электротехники и электроники (IEEE).
Не принижая важности и профессионализма работы IEEE, мы с вами, однако говорим о международных стандартах, создаваемых в рамках международных организаций в области стандартизации (ISO и IEC). Одним из их больших практических преимуществ является обширная экспертная база и широкое применение института представителей (liaisons), к работе в котором подключены отраслевые союзы, ассоциации, консорциумы, в том числе IEEE. Поэтому, работая в рамках ISO и IEC, мы всегда остаемся в курсе их активностей.
— Для нас самое важное — это инициация документов, которые действительно востребованы рынком и будут помогать его качественному развитию. Как следствие, основной сложностью для нас является их гармоничная инициация вместе с отдельными рыночными игроками — членами нашего технического комитета, и пока нам удается находить тонкий баланс в этом вопросе.
У нас есть ряд инструментов постоянного взаимодействия с рынком: это рабочие группы технического комитета, рабочие группы рынков Национальной технологической инициативы (НТИ) и программы «Цифровая экономика Российской Федерации», рыночные ассоциации и союзы, а также официальные платформы, например: Совет по развитию информационных технологий и цифровой экономики Торгово-промышленной палаты РФ, Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации и т.д.
— Некоторые стандарты начинают работать, будучи еще только проектами стандартов. На полную же мощность они заработают, с одной стороны, по достижении определенного удельного веса покрытия актуальных для рынка вопросов — это решается созданием полноценных семейств стандартов. А с другой, при обеспечении комфортности их применения и использования рынком, что достижимо только при постоянном контакте с ним.
— Как говорят наши английские коллеги:
«The early bird catches the worm».
В этом вопросе все просто: кто раньше озаботился разработкой стандарта и больше вовлечен в его содержание, тот сможет быстрее и полнее воспользоваться его преимуществами.