Media Review

Как Michelin сохраняет дух стартапа и развивает мобильность

Коммерческий директор департамента интернет-продаж Michelin Пьер-Ив Жан — о транспорте будущего

В апреле РВК приняла решение об отказе от отраслевых акселераторов в пользу корпоративных. Первым партнером нового формата стала французская компания Michelin. Цель совместного акселератора Michelin и GenerationS — развитие мобильности будущего, модернизация транспортных средств и создание решений для водителей. Коммерческий директор департамента интернет-продаж, сервисных услуг и бизнес-решений Пьер-Ив Жан рассказал Rusbase о том, что же такое мобильность будущего и какие технологии нужны компании.

Пьер-Ив Жан
Коммерческий директор департамента интернет-продаж, сервисных услуг и бизнес-решений Michelin

130 лет истории: от стартапа — к корпорации

— Michelin почти 130 лет. Изначально мы, как и все, были стартапом в области мобильности. Компания стала делать автошины не сразу: она появилась как инициатива двух братьев, которые имели фабрику сельскохозяйственных машин и оборудования. Они занимались автомобилями и техникой, и поняли, что в этих областях есть потенциал. Это совпало с развитием автомобильной отрасли: Michelin организовывала соревнования и всячески развивала мобильность. Компания первой в мире стала издавать бумажные карты, развивать систему дорожных указателей, гиды для автомобилистов с рекомендациями. Во время войны бренд производил самолеты.

Мы всегда делали ставку в стратегии на развитие инноваций — это всегда помогало компании переживать структурные и экономические изменения. Мы не останавливаемся: мобильность перешла из бумаги в диджитал, поэтому наша цель — развивать мобильность будущего.

Четыре направления работы компании сегодня

  1. Шины и шинная промышленность: производство шин для всех видов транспорта (легковых и грузовых автомобилей, крупногабаритной и сельскохозяйственной техники, велосипедов, самолетов и так далее). 
  2. Предоставление цифрового сервиса для развития профессиональной мобильности. Так, «Мишлен» приобрела в США, Южной Америке и Европе нескольких поставщиков телематических систем, это компании Sascar (Бразилия) и NexTraq (Северная Америка). Они будут предоставлять услуги мобильности для парков коммерческих автомобилей. 
  3. Путешествия и гастрономия. Исторически гиды Michelin издавались в традиционном бумажном варианте, но сегодня все переходит в онлайн. И цифровые технологии будут применяться также и для развития новых платформ и сервисов в области путешествий. Это поможет сделать мобильность еще более быстрой и комфортной. 
  4. Высокие технологии: исследования и разработки в области химии, 3D-печати. Например, «Мишлен» и компания Fives создали совместное предприятие «AddUp Solutions», которое находится во Клермон-Ферране, Франция. Оно претендует на статус ключевого игрока в отрасли производства 3D-печати. Это новаторское решение уже применяется при производстве новых моделей шин.

Пьер-Ив Жан

Развитие мобильности без вреда для экологии

— Вы сказали о мобильности будущего. Что это такое? Это условно, летающие такси или как у Amazon — использование квадрокоптеров?

— Мало кто знает, что Michelin изготавливает водородные батареи для машин — альтернативный вид топлива. Сейчас появляется много экологичных источников питания для автомобилей — можно перезаряжать электрические машины индукционной полосой.

Также мы наблюдаем изменения в корпоративной и альтернативной мобильности — появилось много агрегаторов, например, в нишах такси или транспортировки грузов, а также каршершинг. В двадцатом веке человек покупал машину в личное пользование. Сегодня эта модель меняется.

— Как Michelin развивает инновации?

— У нас есть собственные НИИ во Франции, США и в Японии. Это — «академическая» наука и исследования в области шин, материалов, химии.

С открытыми инновациями мы работаем тремя способами:

Через венчурный фонд Michelin Venture. Раньше мы участвовали в разных фондах — их было порядка семи. Но в прошлом году создали свой. Благодаря этому мы можем вкладывать в стартапы наш капитал.

Можем покупать стартапы и вкладываться в них напрямую.

Кроме того, можем работать вместе со стартапами: быть клиентами по определенному проекту. Для этого у нас есть инкубатор Michelin Incubator Program Office, подразделения которого находятся в Европе (Клермон-Ферран, Франция), США и Китае. Во Франции компания «Мишлен» создала совместный акселератор Le Bivouac с административными властями.

«Суть стартапа — в развитии бизнеса вокруг»

— Как вы работаете со стартапами?

— Мы не первый год смотрим в сторону российской экосистемы стартапов. Так, в декабре 2016 на French Tech Connect мы познакомились с GenerationS, в апреле 2018 запустили совместный акселератор, чтобы локализировать работу со стартапами. Сейчас мы запустили приложение Road Connect, которое хотим развить дальше и даже создать экосистему между Michelin IPO и российскими стартапами.

Корпорации и стартапы как мышка и слон. Это разное поведение внутри проекта, склад ума, поведение. Им сложно работать вместе. Компания может дестабилизировать стартап, и тот потеряет свои приоритеты, обслуживая корпорацию. Если мы хотим поощрять, поддерживать, лучше всего вкладываться в них через венчурный фонд.

Если нужно купить и интегрировать технологии стартапа в производство, лучше всего — приобрести его. Например, на digital-фабрике для Европы в Лионе сейчас работают те ребята, которые несколько лет назад начинали со стартапа. Мы их приобрели. Теперь они часть компании и продолжают развивать и масштабировать своей проект.

Если у нас есть возможность протестировать идею в реальном времени, то мы интегрируем ее через инкубатор. Мы даем привилегированный доступ стартапу к нашей аудитории и рынку, что он работал с данными как поставщик. И берем на себя риски, защищая бизнес. Стартап приносит нам возможность понять за короткий срок, насколько он будет полезен. Такой подход ценен в России. Нельзя относиться к стартапу как к продукту, который можно купить в супермаркете. Суть стартапа — в развитии бизнеса вокруг. Для этого нужно ускорять контакт стартапа с реальностью и бизнесом. Иногда молодым проектам не хватает ресурсов пройти какие-то пороги или контактов, чтобы иметь доступ к рынку. У корпораций все это есть.

Нет никакого единого подхода к стартапам. Отношения между корпорацией и проектом не должны напоминать куплю-продажу в магазине. Главный фактор успешного сотрудничества — сохранить правильный дух и стратегические приоритеты, тогда все будут развиваться.

— А зачем вообще корпорациям нужны стартапы?

— Любое предприятие само когда-то было стартапом. Michelin — тоже. Если мы потеряем этот дух, то быстро «состаримся» и потеряем навык строить ценностные предложения, быть ловкими и привлекательными для клиентов. Стартап обязан таким быть. Иначе у него не будет шансов заработать деньги. Молодым проектам нужно выживать, поэтому у них есть запас смекалки, энергии и клиентоориентированности. Быть рядом с ними — «не стареть».

Что такое Акселератор «Мишлен»?

— Расскажите о сотрудничестве с GenerationS.

— Мы только в начале акселерации. И верим, что результат будет хорошим. Есть стереотип о том, что русские стартапы технологичны, но не используют бизнес-знания. Я вижу, что в России есть энтузиазм, кипит жизнь и у людей есть сильные бизнес-навыки, как и везде – в США, во Франции, в Сан-Франциско. Это не вопрос конкретной страны, скорее, поколений. Название GenerationS удачно выбрано и отражает дух движения. Успешная идея найдет заказчика по всему миру.

Конечно, у всех рынков есть свои особенности. Российские стартапы очень интересны тем, что они приспособлены к местным условиям, хотя похожая бизнес-модель существует и на Западе. Но здесь, в России, есть другие нюансы, которые гарантируют успех и масштабирование стартапа. Корпорации должны помочь стартапам в адаптации к международным рынкам, расширении границ и экспорта.

— Направления акселератора: медицина, логистика, безопасность, вождение, услуги… Почему именно они?

— Мы хотим развивать и ускорять предложения мобильности для наших частных клиентов, в том числе для водителей, дальнобойщиков и так далее. Мы активно развиваем приложение Road Connect, которое позволяет решать проблемы клиентов по управлению свободным временем и рабочим графиком. Мы хотим, чтобы российские стартапы помогли нам усовершенствовать его. Michelin думает, где автовладельцы могут столкнуться со сложностями: дорога, медицина. Например, у человека за рулем есть свободное время, но он не может полноценно обратиться к врачу. Или понять, что выбранная им стоянка действительно безопасна для ночлега. Или управлять делами вдали от офиса, обслуживать свой транспорт в пути. Мы хотим, чтобы приложение в короткие сроки решало административные вопросы. Ищем нужный баланс между цифровыми технологиями и возможностями для их применения.

Приложение для водителей, которое решит все проблемы

Екатерина Файзулина,
менеджер по внедрению и развитию бизнес-модели Michelin
Огромное число водителей грузовиков в России работают на себя или мелкие автопарки с менее чем пятью автомобилями. И все они сталкиваются с ежедневными проблемами баланса рабочего времени и отдыха, задаются вопросами маршрута и задачами по дороге, волнуются о своем здоровье. На данный момент ни форумы, ни информационные сайты, ни сарафанное радио не могут решить этих проблем. Michelin хотел бы создать практичный и удобный инструмент, который будет сопровождать водителя и решать все возникающие в пути вопросы.

Михаил Антонов — об акселераторе «Мишлен»

Михаил Антонов
Директор по развитию инновационной инфраструктуры «РВК»
Почему мы сделали выбор в пользу корпоративных акселераторов? Мы — институт развития и должны работать там, где есть дефицит. В области корпоративной акселерации у нас серьезный интерес, потому что именно там самый перспективный рынок для стартапов. Внедряя инновации в компании, мы работаем на будущие рынки.

Первым заказчиком корпоративных акселераторов нового формата стала глобальная компания «Мишлен». Она компетентна на своем рынке услуг для путешественников, водителей и умного транспорта. По этим направлениям мы собираем стартапы. «Мишлен» предпочла быстрый вариант в два месяца (хотя обычно акселерация длится от 3 до 6 месяцев) — компания будет быстро принимать решения о том, что ей подходит или не подходит. Сбор заявок продлится до конца лета.

Узнать подробнее о том, как попасть в акселератор Michelin

Еще три причины подать заявку на акселерацию (нажмите, чтобы раскрыть)

  1. Оказаться в экосистеме «Мишлена» — очень круто. Есть перспективы выхода на международный рынок.
  2. Суперинтересная тематика умного транспорта. Системы помощи водителям — мировой тренд.
  3. Челлендж: на что можешь замахнуться? На что-то локальное — или на международный проект?

Место проведения: