Media Review

Как вырастить единорога?

index.jpg

«Единорогами» в экономике называют компании, капитализация которых за пять лет с нуля достигла $1 млрд. По данным на 2017 год, в мире 197 таких компаний, в России — ни одной.

Большинство «единорогов» «пасутся» в США — 144. Самый дорогой из них — сервис для вызова такси Uber, стоимость которого составляет $62,6 млрд. Затем идет производитель смартфонов Xiaomi ($46млрд) и сервис для онлайн-бронирования жилья Airbnb ($25,5 млрд). Как видно из тройки лидеров, самая щедрая на «единорогов» сфера — IT.

О том, почему «единорогов» нет в России, говорили на форуме в Сочи — 2018. Как пояснили в Минэкономразвития, в стране дефицит долгосрочных инвестиций (включая средства институциональных инвесторов) в инновационномсекторе, тогда как за рубежом средства таких инвесторов занимают существенную долю.

Основные генераторы инновационных продуктов в нашей стране — стартапы, тогда как шансы стать «единорогом» выше у компаний среднего бизнеса.

— Если стартап — это драйв, не подкрепленный уверенностью в собственном успехе, а большая корпорация — это большая корпорация («мы все знаем и всех победили»), то средний бизнес не замыкается в себе, — говорит Александр Повалко, генеральный директор, председатель правления АО «РВК».

Именно на средний бизнес ориентированы федеральные проекты «Национальная технологическая инициатива» и «Национальные чемпионы», цель которых — поиск и выращивание в РФ собственных компаний — «единорогов». Но рост таких компаний без привлечения значительных инвестиционных ресурсов и выхода на биржу ограничен.

— Мы включились в глобальную гонку, — заявляет замминистра экономического развития РФ Олег Фомичев. — Очень много стран, вполне успешных с точки зрения инновационного развития и уже имеющих компании, которые присутствуют на глобальных рынках, также делают свои национальные программы по акселерации частных быстрорастущих высокотехнологичных компаний.

По мнению Олега Фомичева, рецепт выращивания «единорога» следующий:

  1. Прорывной продукт, технология, бизнес-модель. 
  2. Новый растущий рынок. 
  3. Глобальное присутствие, снятие барьеров для доступа на глобальные рынки. 
  4. Наличие сильного лидера в компании и сильной управленческой команды. 
  5. «Топливо» для роста — финансирование на разных этапах развития компании. 
  6. Юрисдикция, качество регулирования и государственные стимулы для развития.

Инструментом выявления потенциальных «единорогов» в России является рейтинг «ТехУспех». В 2017 году в него вошло 113 компаний, средний рост которых за год составил 30%. Лидерами стали завод дорожной техники «Меркатор Калуга», производитель изделий из магниевых сплавов «НПЦ Авиационное литье» (Ржев) и концерн «Калашников» (Ижевск). В список попали и две ульяновские фирмы — «Симбирсофт» (28 место) и «Сосны» (78 место).

— Существенно растет эффективность: производительность труда в этих компаниях увеличилась практически в два раза, — рассказывает г-н Повалко. — Они не успокаиваются — для них способом жизни являются инновации. Примерно 57% выручки приходится на новую продукцию, и они активно инвестируют в ее развитие.

По прогнозам РВК, как минимум две компании из рейтинга «ТехУспех — 2017» к 2020 году станут «единорогами», а еще десять — «полуединорогами», т. е. достигнут оборота в $500 млн.


Место проведения: