Media Review

Алексей Комиссаров: для участия в наших проектах совсем не обязательно быть отличником

Генеральный директор АНО «Россия – странна возможностей» Алексей Комиссаров
Максим Григорьев/TACC

Победители самого известного конкурса президентской платформы «Россия — страна возможностей» «Лидеры России», который проводится в стране уже на протяжении трех лет, получают должности в министерствах, крупных госкорпорациях и даже становятся главами регионов: всего за историю конкурса 180 лучших его участников заняли важные управленческие посты. «Лидеры России» — флагман платформы, но при этом он лишь один из 25 проектов, направленных на развитие молодежи в самых разных сферах и направлениях: от информационных технологий и инженерного дела до предпринимательства и культуры. В рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» нацпроекта «Образование» на платформе реализуются конкурсы как для студентов, так и для ребят школьного возраста.

Ко Дню защиты детей в интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты» генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров рассказал, как уже в десятом классе можно своим умом заработать первый миллион и почему для участия в конкурсах совсем не обязательно быть отличником.

— Алексей Геннадиевич, на платформе «Россия — страна возможностей» собрано уже 25 проектов и конкурсов, рассчитанных в основном на молодую, но взрослую аудиторию. Какие проекты направлены именно на школьников — участников младше 18 лет?

— Из 25 наших проектов аудитория 15 полностью представлена студентами вузов и колледжей. Самые крупные — студенческая многопрофильная олимпиада «Я — профессионал», молодежный кубок по менеджменту «Управляй!», творческий фестиваль «Российская студенческая весна», проект «Профстажировки 2.0», российская национальная премия «Студент года», наш новый проект «Время карьеры».

При этом у нас достаточно много проектов, которые либо сделаны для школьников, либо школьники в них так или иначе вовлечены. Например, международный конкурс «Мой первый бизнес», конкурс «РДШ — территория самоуправления», олимпиада кружкового движения «НТИ.Junior», наш новый всероссийский конкурс «Большая перемена» — все это проекты, запущенные специально для учащихся школ.

Но есть и конкурсы для молодежи в возрасте до 35 лет, в которых школьники тоже могут участвовать.

В международном инженерном чемпионате «CASE-IN» для ребят 6-11 классов есть специальная школьная лига. Отдельный трек для школьников есть и в конкурсе для специалистов в сфере информационных технологий «Цифровой прорыв», а в конкурсе «Доброволец России» могут принять участие все желающие от восьми лет. Школьники старше 14 лет могут участвовать и в чемпионате для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Студенческая многопрофильная олимпиада «Я — профессионал»

— Что дает ребятам участие в ваших конкурсах?

— Прежде всего, это дополнительное образование, возможность узнать о востребованных на рынке труда компетенциях, лучше подготовиться к выпускным экзаменам и к поступлению в вузы и колледжи. Это задел на будущее.

Уже в юном возрасте важно и нужно копить знания, собирать и пополнять свои портфолио. Где-то, чтобы реализовать свою идею, нужны дополнительные ресурсы — не только денежные, но и образовательные.

В «Добровольце России» ребята могут выиграть грант на развитие своего проекта. В конкурсе «Мой первый бизнес» помимо планшетов, ноутбуков, смартфонов, которые получают победители, ребятам дается возможность пройти бизнес-интенсивы, на которых наставники помогают в реализации собственных бизнес-проектов. Еще один приз для победителей — скидки на поступление в вузы в разных городах страны на специальный факультет бизнеса «Капитаны».

В школьной лиге «CASE-IN» победители и призеры финала получают от одного до десяти дополнительных баллов ЕГЭ при поступлении в 19 вузов-партнеров. Участники помладше поощряются образовательными путешествиями и поездками на тематические смены в лучшие детские лагеря страны.

А в той же «Большой перемене», которую мы запустили совсем недавно, для десятиклассников-победителей главный приз — это 1 млн. рублей, который можно будет потратить на определенные цели, прежде всего на образование. На мой взгляд, это достаточно серьезный стимул. Восьми- и девятиклассники тоже могут претендовать на денежные призы — по 200 тыс. рублей на дополнительное образование.

— Не боитесь, что ваши будущие победители после таких выигрышей вообще в школу перестанут ходить?

— В отношении «Большой перемены» мы долго дискутировали, обсуждали, как сделать так, чтобы приз был образовательный, но не демотивировал ребят: чтобы не было такого, что ученик выиграл миллион и перестал стремиться поступать в вуз на бюджет, поскольку у него есть деньги на платное обучение. Чтобы такого не было, мы предусмотрели, что те, кто хорошо учится и в итоге поступает на бюджет, имели возможность использовать этот миллион на какие-то другие цели, в том числе на создание собственного бизнеса или ипотеку.

На самом деле, мне кажется, что самая большая ценность для школьников от участия в таких проектах — это не столько материальная составляющая, которая тоже, конечно, важна, сколько возможность найти себя: понять, какое направление интересно и наиболее перспективно для тебя. Дело в том, что, не попробовав себя на разных поприщах, трудно понять, что тебе действительно близко и в чем можно преуспеть. Поэтому все наши проекты нацелены на то, чтобы помочь участнику в первую очередь самореализоваться, и в этом смысле, конечно, наши конкурсы — это дополнение к школе, а не ее замена или противоречие.


Если школьник поймет, что ему наука ближе и интереснее, он и к соответствующим предметам будет относиться более серьезно. Ну и второй момент: жизнь показывает, что чем активнее человек, чем больше он вовлечен в разного рода деятельность, тем он успешнее. Поэтому ребятам, которые участвуют в наших проектах, это скорее не мешает, а помогает в учебе.

— Если в школьную программу включат уроки финансовой грамотности, то у участников проекта «Мой первый бизнес» будет большое преимущество. Как вы относитесь к тому, что уроки по предпринимательству могут включить в школьную программу? Насколько эти знания важны современному школьнику?

— Я большую часть своей жизни был предпринимателем, все мои друзья предприниматели, поэтому тут у меня другого отношения быть не может: я за то, чтобы предпринимательство всячески развивалось. Я много лет говорю о том, что учить предпринимательству детей нужно даже не в школе, а, как бы это смешно ни звучало, в детском саду. Ведь чем раньше мы даем возможность детям принимать какие-то решения не по стандартным шаблонам, а включая креативный подход, тем больше пользы мы получим в будущем.

Я далек от мысли, что все дети должны становиться предпринимателями, но те навыки, которые можно было бы получать на таких уроках, в дальнейшем могли бы пригодиться в любой профессии: работа ли это в крупной компании, журналистика, медицина или госслужба — предпринимательский взгляд на вещи в целом помогает.

Поэтому я за то, чтобы такие уроки были в школах. Не знаю, должен ли это быть обязательный предмет, скорее нет, чем да, но в качестве факультатива — определенно. И такую работу мы уже ведем на базе нашего сообщества победителей конкурса «Лидеры России» — клуба «Эльбрус».

Победитель конкурса vЛидеры России» Олег Демиденко стал автором проекта «Финансовая грамотность», в рамках которого он и другие «Лидеры России» проводят серию уроков по финансовой грамотности для школьников в интерактивно-развлекательном формате. Наши «Лидеры» рассказывают подросткам про формирование денежного потока, инвестиции в будущее, кредитную зависимость, личные накопления и траектории будущей жизни с помощью финансов. В режиме реального времени они обсуждают современные приложения для смартфонов по учету личного бюджета, просматривают игровые ролики по финансовой грамотности и вместе проектируют бюджет.

Основная цель проекта — привить школьникам интерес к финансовой грамотности, чтобы впоследствии дети могли самостоятельно изучать эту тему.


— Какую роль играют оценки при отборе на участие в конкурсах и играют ли вообще? Если составить портрет среднестатистического участника, это должен быть обязательно отличник?

— Такого портрета нет, да и, наверное, быть не может. Все наши конкурсы очень разные, каждый имеет свою аудиторию, направление и специфику. Поэтому и участники этих проектов совсем разные.

Но в каждом из проектов мы такие срезы делаем и проводим аналитику. Для того чтобы участвовать в наших конкурсах, совсем не обязательно быть отличником. Я бы даже по-другому сказал: в некоторых наших проектах школьные знания могут помочь, а в некоторых совсем никакого значения не имеют.

Та же «Большая перемена»: задания не проверяют освоение школьной программы. С помощью этого конкурса мы хотим совсем другие моменты оценить. Общая эрудиция школьников — один из них. Эрудиция — это широкие познания, а не только школьная программа. Поэтому даже те ребята, которые по каким-то причинам получают не самые высокие оценки по отдельным предметам, могут добиться отличных результатов в «Большой перемене».

Есть конкурсы, например «Доброволец России», которые вообще не про знания, а про то, насколько у тебя большое и доброе сердце и насколько ты готов отдавать свое время, душу и тепло другим людям, помогать им.

Или конкурс «Мой первый бизнес», куда приходят вовсе не те, кто получает лучшие оценки в школе, а, может быть, как раз те, кто ищет совсем другой путь — кому тесно только в рамках школы и кто хочет придумать что-то свое. Поэтому наши проекты открыты для всех. Учиться хорошо — это важно и нужно, но для участия в наших проектах быть отличником необязательно.

— Новые проекты для ребят школьного или, может быть, даже дошкольного возраста не планируете запускать?

— Проектом для школьников как раз стал новый всероссийский конкурс «Большая перемена», который имеет очень широкое число направлений.

Делать специальный проект для дошкольников мы пока не планируем, но у нас развивается наша цифровая платформа. Ее главная задача заключается в том, чтобы любой человек мог попробовать свои силы, пройти профориентационные тесты, поучаствовать в разных наших конкурсах и выбрать для себя наиболее интересные направления. Может быть, мы когда-то и до дошкольников доберемся, но пока это в основном школьники и студенты.

Олимпиада кружкового движения «НТИ.Junior»

— Кстати, сколько лет самому молодому участнику ваших конкурсов?

— В конкурсе авторских проектов «Моя страна — моя Россия» до этапа защиты проектов в этом сезоне дошла Милана Корнишина, ей 10 лет. В августе, когда проект надо будет представить жюри, ей будет 11.

А самый низкий возрастной ценз у нас в конкурсе «Доброволец России»: там могут принимать участие ребята от восьми лет и старше. В этом году, например, в составе команд участвовали 12 школьников в возрасте восьми лет и 54 — в возрасте девяти лет.

— Таких молодых ребят на конкурсы в основном родители отправляют?

— Совершенно по-разному. Я сам общался с ребятами: кого-то приводят родители, у кого-то в школах учителя помогают подать заявку на участие, в каких-то школах есть целые волонтерские кружки и объединения, которые и заявляют свои проекты.

— На ваш взгляд, люди знают, что такие «социальные лифты» существуют? Есть ли к ним интерес?

— Мы по всем проектам наблюдаем рост интереса, и это объяснимо: больше людей узнают, больше понимают, что эти конкурсы действительно приносят пользу. Из молодежной аудитории самое большое число участников у нас в проекте «Мой первый бизнес»: в первом сезоне в нем приняли участие 408 тыс. школьников, во втором — 675 тыс., в третьем, который сейчас на финальной стадии, — 705 тыс. Это, конечно, очень большая цифра.

В «Большой перемене», которая буквально только запустилась, уже более 600 тыс. участников. Но вообще в каждом проекте — это десятки тысяч людей, и в каждом проекте есть рост, снижения по числу участников нет нигде.

В целом по основным конкурсам, направленным на школьников, у нас уже принимают участие больше 1,2 млн человек, при том, что всего во всех конкурсах нашей платформы участвуют уже 3,5 млн человек.

— На ваш взгляд, как такой резкий переход на дистанционное обучение, вызванный борьбой с коронавирусом, отразится на ваших участниках, среди которых по большей части студенты и школьники? Не упадет ли качество их подготовки?

— Я думаю, что отрицательно период самоизоляции на знаниях ребят не сказался. Скорее, вся эта ситуация вызвала ряд неудобств для всех: для школьников, студентов, педагогов и профессоров. Впрочем, вузы и школы сразу перевели обучение в дистанционный формат, поэтому, я надеюсь, значительных потерь по знаниям не будет.

В то же время я не верю в серьезность разговоров о переходе всех и вся в онлайн. Вот эти пара месяцев точно показали, что всем не хватает очного участия: об этом говорят и преподаватели, и студенты вузов, и учителя школ, да и сами учащиеся. Все-таки процесс обучения — это не только получение новых знаний, это еще и общение, возможность обсудить друг с другом какие-то новые моменты и поучиться друг у друга. Поэтому я думаю, что если полностью перейти на онлайн-обучение, то тогда мы точно получим снижение качества образования, а за два месяца, надеюсь, знания не потерялись.

Егор Алеев/ТАСС

— Алексей Геннадиевич, в целом насколько сильно ситуация с коронавирусом повлияла на конкурсы и проекты платформы?

— Повлияла, но не критично. Многие наши проекты и конкурсы были изначально запланированы в онлайн-формате, и большинство проектов, которые мы реализуем, идут ровно так, как мы их и планировали.

Например, сейчас в самом разгаре проект «Большая перемена». Заявочный этап как раз идет до 23 июня, и он весь построен на заочном общении: участники могут подать заявки, потом пройти специальные тесты, нацеленные не на определение уровня их знаний, а на то, чтобы понять, какие направления для каждого участника ближе, помочь им выбрать ту сферу развития, которая больше подходит каждому конкретному школьнику. И все это как раз идет в режиме онлайн. Дальше мы планируем очные мероприятия. Надеемся, что они состоятся в те даты, которые мы запланировали: предварительно это период с 20 июля по 14 сентября.

— То есть большим ударом для вас это не стало?

— Конечно, некоторые коррективы пришлось вносить: например, конкурс для школьников «Мой первый бизнес» прошел без фестиваля CapFest, на котором должна была состояться битва стартап-проектов и официальное закрытие конкурса. Сейчас будем решать, каким образом его организовывать: либо фестиваль пройдет позже, либо проведем его все-таки в онлайн-режиме.

Из самых больших потерь — это, наверное, не состоявшийся пока финал конкурса «Лидеры России», который должен был пройти в конце марта в Сочи, но из-за этой ситуации мы вынуждены были его перенести.

Еще мы перенесли несколько полуфиналов и финалы конкурсов «Учитель будущего» и «Мастера гостеприимства», закрытие которых должно было пройти на форуме «Россия — страна возможностей» в апреле, однако его мы также были вынуждены перенести.

— Но об отмене речи не идет?

— Надеемся, что ничего из этих мероприятий не пропадет, все состоится, но чуть позже. Мы не хотим проводить их в режиме онлайн, потому в этих мероприятиях самое ценное — это общение участников друг с другом, а также с наставниками и экспертами.

Были, конечно, обсуждения, чтобы провести суперфинал «Лидеров России» дистанционно, но мы от этого отказались и так делать точно не хотим — ждем благоприятной ситуации. Как только она позволит, проведем все эти мероприятия в очном формате.

С другой стороны, ряд конкурсов нам удалось перевести в онлайн. Например, 21 мая началась дистанционная защита проектов конкурса «Моя страна — моя Россия». Там есть несколько номинаций, по каждой из которых до конца июня будут проводиться удаленные защиты проектов.

Полуфинал конкурса «Учитель будущего»

А на прошлой неделе мы подвели итоги отборочного этапа инженерного чемпионата «CASE-IN». Он прошел отлично: и участники, и руководители вузов отмечали, что несмотря на то, что в этом году он полностью прошел в онлайн, удалось получить хорошие результаты: в студенческой лиге у нас участвовали 3829 студентов из 84 вузов, в лиге молодых специалистов — 109 молодежных команд, а в школьной лиге, в которую вошли 515 школьников из 70 регионов России, — 207 команд. Очные мероприятия по этому конкурсу у нас запланированы на осень.

В итоге что-то мы провели в онлайн, что-то перенесли, а что-то даже добавили из того, что не планировали. В частности, на базе нашей мастерской управления «Сенеж» мы запустили много разных онлайн-мастер-классов, мероприятий, лекций и даже спецпроект «Полный вперед!», который стартовал 13 апреля. Самые разные эксперты в нем рассказывают, как организовать досуг, придумать новые идеи для бизнеса, как научиться лучше управлять своим временем, как более эффективно работать в команде. На самом деле все проекты сейчас активно проводят разные мастер-классы в режиме онлайн.

Беседовал Юрий Кукин.


Место проведения: