Media Review

Александр Рыжов: «Для прорыва нам нужна политическая воля и пассионарность»

29.05.2020
Источник: Информбюро 20.35

Как устроен рынок Аэронет и что критически важно учесть в НТИ 2.0, какие барьеры мешают российским компаниям выходить на зарубежные рынки и развиваться внутри страны и почему чиновники не могут использовать лучшие практики, даже если очень хотят, рассказывает Александр Рыжов, генеральный директор компании Skyeer, участник Аэронет НТИ.

— В мае стартовал трехмесячный форсайт НТИ 2.0, направленный на перезапуск Национальной технологической инициативы. Основная задача — с одной стороны, собрать технологические стартапы, которые перезапустят уже работающие рынки, с другой — помочь им найти те ниши, те новые рынки, где еще не так велика конкуренция и на которых технологический бизнес может зарабатывать деньги. Насколько такой формат интересен вашей компании?

— Мы поддерживаем НТИ 2.0 как возможность перезапустить рынок. За последние пять лет он развивался не благодаря, а вопреки. За это время вперед ушли США, Китай, Индия. Для прорыва нам нужна политическая воля и пассионарность. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда чиновники и функционеры считают, что они лучше знают рынок, однако это не так. Мы пришли к выводу, что рынок, тем более технологический, может быть построен только его участниками. Хотя бы в силу того, что именно инновационные производственные компании стоят в авангарде технологического развития и первыми чувствуют изменения среды.

— Что бы вы предложили в связи с перезапуском НТИ?

— В первую очередь усиление координирующей роли НТИ. Например, на нашем рынке наблюдается достаточно низкая согласованность действий ведомств для создания и развития рынка беспилотников. Нет ни одного ведомства и конкретного лица, кто держал бы повестку и лично отвечал за результат. От лица участников рынка мы считаем более правильной ситуацию, когда НТИ будет выполнять консолидирующую роль, когда решения рабочей группы являются не рекомендательными, а обязательными к рассмотрению и согласованию. Считаем целесообразным сместить фокус от поддержки разрозненных технологических решений на поддержку конкретных рыночных продуктов и рыночных решений, которые необходимы, востребованы, доказали коммерческий потенциал. Как показала практика, продукты, направленные на решение конкретных болей и задач, взлетают быстрее всего. И проблемы заказчиков внутри страны схожи с теми, что есть в мире. Это значит, что у наших проектов есть большой экспортный потенциал.

— Какие барьеры мешают сегодня развитию рынка?

— Регуляторные, нормативные и законодательные. Это к вопросу о том, будет ли у нас собственный беспилотный рынок или в какой-то момент нам экспортируют его извне со своими стандартами, продуктами и игроками. На сегодня рынок РФ в значительной степени сдерживается из-за нормативных ограничений. Из-за регуляторных барьеров компании внутри страны не могут развиваться теми же темпами, что игроки на других рынках. В этом смысле мы как рынок находимся в худших условиях по сравнению со своими западными конкурентами. Например, одним из самых больших быстрорастущих сегментов по миру и в России является дистанционное зондирование Земли, для нас это аэрофотосъемка в интересах геодезии, картографии, мониторинга строительства, горной добычи и т.д. На сегодняшний день у нас в стране есть так называемый контрольный просмотр. То есть мы после каждой съемки в обязательном порядке должны направлять данные на рассекречивание в штаб военного округа, где его должны посмотреть и согласовать и выдать нам заключение, что мы можем использовать эту съемку в коммерческих целях. В мире на лидирующих беспилотных рынках такой процедуры нет и норматив этот уже явно устарел. Такой регламент в первую очередь бьет по добросовестным участникам рынка, останавливает их рост, конкурентный потенциал для экспортного развития и тормозит появление новых рабочих мест, новых перспективных профессий, которые способны и будут нести в экономику дополнительную ценность.

— Как это влияет на вашу компанию и других игроков?

— Помимо ограничения рынка это влечет дополнительные сложности и операционную нагрузку на компании, снижает ценность ряда продуктов для клиентов. В частности, недавно мы выполнили съемку строительного объекта и не можем получить разрешение на использование данных уже больше 40 дней. С каждым днем актуальность данных падает, они становятся менее ценными для заказчика. Оперативный удаленный контроль строительства по нашему опыту экономит десятки миллионов рублей, предотвращая хищения, приписки, повышает прозрачность и качество управленческих решений. В мире такой практики согласования данных нет. Например, на рынке США вы можете зарегистрировать приобретенный беспилотник за 15 минут, в приложении на телефоне получить и оплатить страховку, стать легальным с минимальными усилиями. По-моему мнению, мы упустили окно возможностей стать мировым лидером, но исторически обладаем хорошими инженерами, делаем качественные конкурентоспособные продукты в железе и софте и всё еще можем претендовать на свою долю рынка. Пока вопрос стоит в том, поддержат ли его в России т.к. подобные барьеры очень сильно ограничивают рынок, хотя компаниям нашим есть куда расти и внутри страны.

— Что нужно предпринять в первую очередь?

— Нужно переходить к проактивной политике, к некой «диктатуре стандартов». На сегодняшний день коллеги за рубежом очень быстро двигаются в развитии отрасли, есть ясный план и четкое понимание: ответственный орган власти в постоянном контакте с бизнесом определяет гипотезы, подтверждает их, корректирует, внедряет, переходит к следующим. Параллельно определяются, описываются и вводятся новые стандарты, корректируются или отменяются старые. Получается, что сейчас мы просто ждем, когда нам импортируют внешние стандарты отрасли. И тогда нам ничего не останется кроме как их принять. Хотя мы можем поступить иначе: приступить к разработке собственных стандартов, норм, правил, выносить их вовне, тем самым занимая рынок, увеличивая свою долю, свое влияние и так далее. Повторю, что для этого в первую очередь нужна политическая воля и желание государства. Коммерческие компании, как бы им не хотелось, не в состоянии отстаивать в одиночку национальные интересы.

— В чем особенность создаваемых сейчас в Skyeer продуктов?

— Очень часто эти продукты лежат на стыке областей. Например, тот продукт, который делаем мы, с виду кажется простым, но он лежит на стыке знаний строительства, беспилотников, геодезии, картографии, маркшейдерии, обработки геопространственных данных и все это упаковано в одной цифровой платформе с большим блоком программирования. Есть хорошие специалисты по строительству, есть хорошие специалисты по беспилотникам и железу, есть хорошие геодезисты и картографы, но вот специалистов, которые обладают всеми этими знаниями в комплексе, достаточно мало. И в России, и в мире. Последние исследования HR показывают, что запрос на подобных специалистов не снизится даже в поствирусную эпоху.

— Интересна ли вам экспертиза по моделям бизнеса, которые будут успешны в условиях кризиса, экспертиза по увеличению устойчивости бизнес-процессов?

— Профессиональная качественная экспертиза всегда полезна. Но помимо качественного совета, каждой начинающей технологической компании прежде всего нужен доступ к заказчику. Новаторство — это всегда содержательный бунт, новые продукты меняют привычный уклад жизни, а любая система, когда её выводят из равновесия, пытается сопротивляться. Исторически у нас наблюдается низкая инициатива на местах по внедрению инновационных продуктов. Доступ к заказчику — это живые деньги и более быстрая возможность из статуса раздражителя перейти в статус стандартного решения отрасли. Для нас помимо экспертизы интересно поработать с крупными компаниями с государственным участием, с государственными органами, чтобы как-то изменить эту ситуацию. В том числе и через механизмы НТИ, потому что зачастую внедрять новые уже работающие продукты государственным компаниям мешают все те же административные и законодательные барьеры.

Так недавно один из молодых вновь назначенных руководителей муниципалитета обратился к нам для мониторинга своего района в период значительных работ по благоустройству. Бюджет — несколько сотен миллионов рублей, задача — контролировать расходование денежных средств и объем выполняемых работ. Посыл был здравым и достаточно простым: объективный контроль поможет предотвратить хищения и повысит качество работ. Однако поскольку в бюджете не было согласованной строки под наш вид деятельности, был вынужден отказаться со словами:

«Пусть лучше прокуратура придет к ним за хищения, чем ко мне за нецелевое расходование денежных средств».

Считаю, что мы должны поддерживать хорошую инициативу и там, где можно, способствовать её внедрению, в том числе через механизмы НТИ.

— Чего конкретно вам не хватает для вашего продвижения за границей?

— Самое первое, что нужно любой компании на стадии становления и продвижения на международные рынки — это финансирование. Правильно проработанные финансовые инструменты — это большой плюс. В США есть рынок и относительно дешевые деньги (в том числе венчурные), в Китае есть еще больший рынок и возможность кратно расти внутри страны. Мы пока мало что можем противопоставить нашим, как говорится, партнерам.

— Можете дать совет начинающим стартапам?

— Не ждите — делайте! В мире больше тех, кто сдался, чем тех, кого победили. Собирайте хорошую команду, работайте над собой, постоянно меняйтесь, держите удар. Делайте продукт для решения конкретных задач и сразу ориентируйтесь на глобальный рынок. Конкурируйте с лучшими. Не отказывайтесь от помощи и хорошего совета, но всегда принимайте решение самостоятельно, берите на себя ответственность и помните, что мир вам ничего не должен.


Место проведения: