Media Review

Сергей Жуков: «Для привлечения новых команд нужна ясно изложенная стратегическая цель»

01.04.2020
Источник: Информбюро 20.35

Перед стартом НТИ 2.0 мы предложили лидерам действующих рынков оценить перспективы развития своего нета и ключевых направлений, которые предстоит развивать после перезапуска. Как рынок Аэронет будет работать в условиях «пересборки» НТИ, рассказал лидер рабочей группы рынка Сергей Жуков.

— Как лидер рынка Аэронет, выделите компетенции необходимые в составе рабочей группы прямо сейчас?

— Мы стараемся построить авиационно-космическую беспилотную отрасль, стыкующуюся с «большой» авиацией, с космонавтикой и сферой геопространственных данных, и поскольку это задача межотраслевая, то специалистов требуется много и разных. При разработке дорожной карты, формировании целеполагания, выборе стратегического сценария нужны люди с редко встречающимися компетенциями: стратеги и специалисты по строительству отраслей как целостного организма. При детальной проработке планов по сегментам рынка — картина уже другая. Нужны специалисты соответствующих отраслевых направлений. Например, специалисты по разработке беспилотных авиационных систем и их компонентов, профессионалы в ракетостроении, аэрофотосъёмке и аэронавигационных технологиях, специалисты по цифровому проектированию, по сертификации и др.

Рынку нужны технологические предприниматели, а им надо помогать расти — и такие предприниматели нам нужны как воздух. Нужны люди с опытом внешнеэкономической деятельности. Когда владелец стартапа выступает во всех ролях, то в какой-то момент стартап вырастает до размера средней компании и утыкается в ограниченный объем внутреннего рынка. Кроме того, в определенный момент, по достижении, скажем, миллиардного в рублях оборота, может встать вопрос о переходе от «семейной» модели управления к корпоративной, и надо это делать вовремя.

Не хватает специалистов в сфере нормотворчества, особенно в области частной космонавтики. Нужны отраслевые аналитики. Пробел с кадрами есть и в системе образования в подготовке новых специальностей, потребность в которых формирует рынок. Я предвижу время, когда придется перетягивать специалистов из традиционных отраслей. Собственно, эти процессы уже происходят, просто они в масштабе страны не очень заметны — наша новая отрасль пока еще мала. Чтобы построить рынок (и наш и другие рынки НТИ) нужно много специалистов с разными компетенциями.

Рассчитываем, в частности, на передовые авиационно-космические вузы, а также на Кружковое движение НТИ, миссия которого — подготовить основу для следующего поколения инженеров. И мы, взрослые предприниматели и инженеры, должны с ребятами работать.

— Можете привести пример успешного стартапа, который начинал свой бизнес с сотрудничества с НТИ и с Вами?

— Пример роста от стартапа до средней компании — ООО «Спутникс». Компания недавно получила господдержку от НТИ на разработку типовой спутниковой платформы, на которой можно собирать разные космические аппараты для частной космонавтики. А начинали они на моих глазах в 2011 или 2012 году как резидент Фонда Сколково. На первый грант в 20 млн рублей (при 7 млн собственного софинансирования) они изготовили и запустили в космос небольшой КА «Аврора», созданный по технологии «tabletsat». Ребята смогли сделать это в короткие сроки и за более чем скромные деньги, особенно если сопоставить это с ценами в космической промышленности.

Мы думаем о более плотном сотрудничестве с институтами развития при создании объектов техники, таких, например, как ракета-носитель сверхлегкого класса. Так, Сколково и Фонд содействия инновациям работают с проектами ранней стадии. Фонд НТИ и Фонд перспективных исследований поддерживают уже более взрослые проекты. Кстати, у Аэронета поддержаны 11 проектов НТИ, то есть утверждены межведомственной рабочей группой, кроме того, около 70 проектов профинансированы из Фонда содействия инновациям.

— Как заинтересовать действующие компании и перспективные стартапы участвовать в пересборке НТИ?

— Чтобы привлечь новые команды в НТИ 2.0, нужна ясно изложенная, подготовленная стратегическая цель. Изначально НТИ манила возможностью открыть новые технологические рынки. Но сегодня мы имеем примеры разочарований, медленного роста, отрыва конкурентов в США, в КНР, в Европе. Нужна ясно поставленная задача — как, например в направлении «частная космонавтика», где мы решили сосредоточиться на транспортной системе — сверхлегкая ракета и совмещенный с ней разгонный блок. Казалось бы, скромная цель, но это уже наметившийся сегмент рынка. В будущем, если соберем силы Роскосмоса и институтов развития, сможем подумать о создании низкоорбитальной группировки связи, которая обеспечит услуги по интернету вещей. Цель, помноженная на поддержку государства, упрощенные и гибкие правовые режимы. Это всем вместе даст возможности. Трезвый и честный разговор — вот что требуется для пересборки НТИ. Такая пересборка, будучи хорошо и быстро проведена, обещает перспективу развития и реализации молодых людей в своей стране.

— Расскажите подробнее о приоритетах, которых Вы коснулись?

— В дорожной карте мы определяем такие позиции как модульные платформы, платформа БАС, платформа малых космических аппаратов, унифицированные компоненты, чтобы из них можно было собирать авиационные и космические аппараты. На стратегической сессии в МАИ группа по частной космонавтике спрогнозировала, что через несколько лет вокруг Земли будут летать группировки из сотен аппаратов, которые будут выводить на орбиты носителями среднего и тяжелого класса. Но какие-то аппараты будут выходить из строя и надо будет заниматься восстановлением, то есть нужны будут ракеты, которые могут быстро вывести на орбиту 2–3 небольших аппарата. То есть, нужно спроектировать ракету, которая доставит груз 250–500 кг на высоту 500 км. Если ракета будет двухступенчатая, то она поднимает на высоту 200–250 км, а дальше должен дотолкать буксир. Таким образом прогнозируется запрос на несколько продуктов: легкая ракета весом 13–15 тонн, рассчитанная на 250 кг полезной нагрузки и полет на высоту 200 км, буксир, который висит на этой же ракете, который весит 80 кг и доставит спутники, и спутники — либо один весом 120 кг, либо два по 60 кг.

Возникает линейка связанных между собой продуктов. Рабочая группа Спейснет ставит задачу по разработке этих продуктов и сопутствующих решений, готовить для этой задачи кадры. Роскосмос отдает нам эту нишу и будет помогать. И все увязывается.

— Как Вы относитесь к конкуренции за таланты, за инвесторов, которая, возможно усилится, с появлением новых рынков?

— Мы стараемся максимально эффективно организовать работу с профильными ведомствами: Минпромторг России, Минтранс России, Роскосмос и Росреестр. Рассчитываем, что совместно будем финансировать проекты. Мы начали работу с Фондом перспективных исследований, например, по проекту полигона «Тайга».

Что касается кадров, то пока «в среднем по больнице» дефицита сильных специалистов не ощущается. Но он начинает ощущаться, как только мы идем в узкую область, например, в аэродинамику или в бортовые источники энергии. Если Россия, с учетом всех сегодняшних трудностей, уделит больше внимания развитию научно-технического рынка, то мы ощутим дефицит кадров.

Конкуренция среди игроков рынка по различным направлениям Аэронет отличается: если рынок мониторинга, дистанционного зондирования Земли уже заполнен, то, например, в грузоперевозках конкуренция не настолько серьезная.


Место проведения: