Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Сибирские инженеры готовят к выпуску установку для сварки трением

Технология не позволяет материалу плавиться, что обеспечивает высокую прочность в месте шва.

Антон Новодережкин/ТАСС

Инженеры Новосибирского государственного техвуза (НГТУ НЭТИ) к 2021 году разработают для чебоксарской компании «Сеспель», выпускающей автоприцепы, установку для сварки крупногабаритных металлических конструкций под действием трения. Проект выполняется по дорожной карте Технет в рамках Национальной технологической инициативе (НТИ), сообщили ТАСС в среду пресс-службе НГТУ НЭТИ.

«Инициатором проекта выступило высокотехнологичное предприятие «Сеспель» (г. Чебоксары), которое специализируется на выпуске автоцистерн. В 2021 году инженеры НГТУ НЭТИ и Институт физики прочности и материаловедения СО РАН должны передать заводу готовую технологию и действующий образец сварочного аппарата. Предполагается, что чебоксарское предприятие будет производить не только цистерны по новой технологии, но и выпускать отечественные аппараты для сварки трением с перемешиванием для других производственных организаций страны. Инновационные сварочные аппараты будут адаптированы, прежде всего, для обработки сплавов алюминия и титана», — сообщили в пресс-службе.

Традиционные способы сварки предполагают оплавление краев заготовок под действием электрического разряда, электронного луча, лазерного луча или иных источников нагрева. На стадии охлаждения расплава заготовки соединяются. Недостатком этих способов является низкая надежность сварных швов. Именно поэтому при критических нагрузках полученные при сварке плавлением детали разрушаются преимущественно в области шва.

«Сварка трением позволяет избегать плавления материала. Кромки прижатых друг к другу заготовок обрабатываются вращающимся инструментом, их материалы перемешиваются и в процессе трения нагреваются до температуры, не достигающей точки плавления. В результате формируется монолитное изделие, характеризующееся высоким уровнем прочностных свойств», — процитировали в пресс-службе вуза профессора кафедры материаловедения в машиностроении НГТУ НЭТИ Владимира Батаева.

По мнению авторов разработки, реализация проекта окажет влияние на конкурентоспособность российских предприятий ракетно-космической, авиационной и транспортной отраслей, будет способствовать наращиванию производственного потенциала ключевых отраслей России, а главное, позволит снизить зависимость отечественного промышленного комплекса от импорта технологий и оборудования. Сумма субсидий для проекта составит 217 млн рублей на 3 года.

ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» работает с 1991 года, является производителем полуприцепов, цистерн — цементовозов, муковозов, бензовозов, нефтевозов, битумовозов, цистерн подъемного типа, водовозов, комбикормовозов, цистерн для химической промышленности.

О нацпроекте

Технет — план мероприятий (дорожная карта) Национальной технологической инициативы, утвержденный в 2017 году, посвященный развитию и эффективному применению «сквозных технологий», в первую очередь новых производственных технологий.

Национальная технологическая инициатива — долгосрочная программа по созданию новых рынков и обеспечению условий для технологического лидерства России к 2035 году. В рамках НТИ одобрено восемь дорожных карт, около 500 проектов получили финансирование.


Место проведения: