Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

«Критически опасно»: государство назвало 7 главных технологий будущего

16.10.2019
Источник: РБК

Фото: Александр Николаев/Интерпресс

Минкомсвязи РФ опубликовало проект документа о совместном с бизнесом финансировании «дорожных карт» по приоритетным направлениям цифрового технологического развития. В документе упомянуты семь направлений: «Нейротехнологии и искусственный интеллект», «Технологии беспроводной связи», «Новые производственные технологии», «Компоненты робототехники и сенсорика», «Системы распределенного реестра», «Технологии виртуальной реальности», «Квантовые технологии». Общий бюджет на их развитие составляет 1,118 трлн руб., из которых 25,3% планирует предоставить государство.

Как пояснил РБК представитель Минкомсвязи, бюджет «дорожных карт» основан на запросах от разработчиков, это некий ориентир, который нужен для дальнейшей работы.

«Между хотелками и реальностью могут быть расхождения, они либо будут в дальнейшем скорректированы, либо будет привлечено большее софинансирование (венчурные средства, средства госкорпораций и т.д.). «Дорожные карты» будут важной частью федерального проекта, задавая приоритеты для распределения финансирования и, в целом, фокусировки усилий», — отметил он.

Редакция РБК Петербург попросила экспертов высказать мнения о целесообразности поддержки именно этих цифровых технологий и продуктов, а также о приоритетах государства в развитии цифровых технологий.

Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ»:
«В проекте документа смущает, во-первых: резкое (в 10 раз) снижение объема госфинансирования всей программы. Скорее всего, такое сокращение связано с неуверенностью людей, принимающих решения, в потенциале эффективности госфинансирования программы. И второе: отсутствие утвержденной Дорожной карты «Сейфнет» НТИ и специализированного проекта Центра компетенций НТИ и Лидирующего инновационного центра по вопросам безопасности. Вот это может тормозить реализацию всех планов программы «Цифровая экономика».

Дело в том, что переход к кибер-физическим системам (что, собственно, и является содержанием «Цифровой трансформации», «Цифровой экономики» и «Национальной технологической инициативы»), неизбежно ставит вопрос о необходимости изменения парадигмы безопасности. Регуляторы не разрешат массовое применение любых кибер-физических систем (будь то беспилотный транспорт, телемедицина, цифровое производство, умная энергетика или финтех), если они не будут отвечать требованиям этой новой парадигмы безопасности.

Проекты «Цифровой экономики» бегут впереди паровоза безопасности. И понятно, почему буксует принятие законов, регулирующих «Цифровую экономику». Сначала доведите безопасность ваших систем до уровня, соответствующего новым требованиям безопасности кибер-физических систем, тогда можно будет разрешать использование критически опасных технологий этого самого кибер-физического мира».
Юрий Минкин, руководитель Департамента разработки беспилотных транспортных средств ГК Cognitive Technologies:
«Я не увидел в дорожных картах Минкомсвязи прикладных технологий. Например, под общим заголовком «Нейротехнологии и искусственный интеллект» может скрываться все, что угодно. Непонятно, какие именно разработки будут финансироваться — беспилотные автомобили, медицина или что-то еще. Есть риск, что государственные средства будут выделяться на разработки, которые в реальной жизни не понадобятся и деньги будут фактически потрачены впустую. Таких примеров мы знаем немало — когда за государственный счет проводились разные исследования, писались программы, но значимого эффекта они не дали.

В этой связи существенные риски связаны, на мой взгляд, с дорожной картой «Системы распределенного реестра», к которой относится технология блокчейна. С одной стороны, это весьма модная и прогрессивная технология, которую можно, конечно, применять для разных государственных реестров, но с другой — она мне представляется слишком распиаренной, хотя практическая ценность ее не настолько велика, чтобы тратить на нее серьезные государственные средства. Особенно в нашей стране, где у государства преобладает стремление всячески закрывать информацию. Но известно, что технология блокчейна наиболее эффективна, наоборот, в открытом обществе.

Значительные риски содержит также дорожная карта «Технологии беспроводной связи». Тут видимо имеется в виду развитие технологии 5G, но важно определить, во что именно государство собирается вкладывать бюджетные средства. Потому что в этой сфере есть проблемы. Например, с выделением частот — если не предоставить сотовым операторам частоты, оптимальные для 5G, то эффективность применения этой технологии будет низкой. Кроме того, эта технология уже разработана, причем, иностранными компаниями и непонятно зачем еще выделять на это деньги из российского бюджета. Создавать собственные технологии и оборудование для 5G мне представляется неразумным. Для сетей 5G нужно еще создавать инфраструктуру. Но опять же, этим сейчас успешно занимаются сами сотовые операторы, инвестируют в сети свои средства, так что непонятно, зачем государство хочет вмешаться в этот процесс.

По линии НТИ фактор рисков при выделении госфинансирования очень хорошо отработан — господдержка осуществляется при жестком отборе проектов. Чтобы получить деньги, нужно представить очень убедительные доказательства эффективности и востребованности рынком конкретной разработки. По линии Минкомсвязи деньги выделяются довольно большие, а критерии их выделения четко не прописаны. Нет вообще процедуры получения средств. Почему процедура НТИ не применена в данном случае, непонятно. Впрочем, возможно, она будет разработана позже, когда президиум правительственного совета по стратегическому развитию и национальным проектам окончательно утвердит дорожные карты Минкомсвязи и их финансирование.

Пока же налицо противоречивая политика государства. С одной стороны, оно демонстрирует важность цифровых технологий, а с другой — оно очевидно не понимает, как сделать так, чтобы эти важные направления реально развились.

Обращает на себя внимание неравномерность государственного участия в финансировании различных дорожных карт. Например, в дорожной карте «Квантовые технологии» государство обеспечивает 80% финансирования. Вероятно, это связано с особой заинтересованностью в таких технологиях, в частности, квантовой криптографии, военного ведомства и служб безопасности. Это обстоятельство известно — в нынешнюю цифровую эпоху нужно менять технологии защиты информации».
Арсений Майоров, член Совета по развитию цифровой экономики при правительстве РФ и председатель экспертной группы Ленинградской областной торгово-промышленной палаты:
«Приоритеты государственного финансирования различных направлений цифровой экономики связаны, как мне кажется, с мнением государства о том, в каких направлениях Россия может быть конкурентоспособной на мировом рынке. Поэтому, например, финансировать «Квантовые технологии» государство берется на 80%, а робототехника и 5G (в рамках дорожной карты «Технологии беспроводной связи») не предполагают большого государственного участия, потому что там практически нет сектора исследования и разработок. Я предполагаю, что логика государства именно такая — по крайней мере она была таковой на этапе разработки дорожных карт Минкомсвязи, в котором я принимал участие.

С другой стороны, доля государственного участия связана и с готовностью бизнеса вкладывать свои средства. Там, где идут частные инвестиции, большого государственного участия не требуется. В некоторых сферах частных инвестиций мало, поскольку развитие технологий там пока находится на этапе исследований и пилотных проектов, которые бизнес финансирует неохотно. Это, кстати, характерно для тех же квантовых технологий. А в сферах робототехники, искусственного интеллекта, 5G и некоторых других на рынке уже есть готовые продукты, многие компании активно их используют и вкладывают свои деньги в дальнейшее развитие соответствующих технологий. Так, например, недавно было подписано масштабное соглашение с китайской компанией Huawei о разработках в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения.

Стоит, на мой взгляд, отметить то обстоятельство, что доля государства в финансировании того или иного направления не является единственным признаком приоритета. Так, несмотря на небольшую долю в финансировании искусственного интеллекта, разработкам в этой сфере государство уделяет очень большое внимание. Подтверждением этого является опубликованная на днях Национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года и поручение президента РФ правительству до 15 декабря обеспечить внесение необходимых изменений в нацпроект «Цифровая экономика», а также сформировать федеральный проект «Искусственный интеллект».

В этой сфере у России уже есть достижения и серьезные конкурентные преимущества. Свидетельством этого может служить, например, исследование Microsoft, проведенное весной этого года, согласно результатам которого российские бизнес-руководители используют возможности искусственного интеллекта активнее, чем их коллеги за рубежом. Вместе с этим, уверен, что у России есть большое будущее в такой новой сфере, как оценка технологий с точки зрения социогуманитарного знания, поскольку помимо теоретической базы XX века сегодня философы, социологи, антропологи и политологи всё больше занимаются вопросами влияния научно-технического прогресса на жизнь людей и его последствий для социальных отношений, культуры, религии и т.д.».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.

«Дорожные карты»

Согласно проекту документа о совместном с бизнесом финансировании «дорожных карт», на направление цифрового технологического развития «Нейротехнологии и искусственный интеллект» будет направлено 391,7 млрд руб., на «Технологии беспроводной связи» — 244,2 млрд, на «Новые производственные технологии» — 145,3 млрд, на «Компоненты робототехники и сенсорика» — 137,7 млрд, на «Системы распределенного реестра» — 82,1 млрд, на «Технологии виртуальной реальности» — 66,3 млрд, на «Квантовые технологии» — 51,1 млрд. Общий бюджет на развитие технологий национальной программы «Цифровая экономика» составляет 1,118 трлн руб., из которых 283 млрд руб. (25,3%) планирует предоставить государство.

Digital City Forum РБК

Проблемам внедрения цифровых технологий и искусственного интеллекта посвящен VI Digital City Forum РБК, который пройдет 23 октября в Петербурге. Полная программа мероприятия и регистрация — на сайте Форума.


Место проведения: