Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

В Томске стартовал первый всероссийский конкурс беспилотных авиасистем «Авиароботех-2019»

29.05.2019
Источник: Информбюро 20.35

По итогам проведения конкурса разработчиков авиационных беспилотников планируется внести законодательные инициативы по развитию отрасли.

С 29 мая по 1 июня на аэродроме Головино в Томской области пройдут соревнования производителей беспилотных авиасистем «Авиароботех-2019». Главная цель конкурса — практическая демонстрация возможностей отечественных беспилотников в интересах конкретных системных заказчиков. В конкурсе «Авиароботех-2019» в Томске принимают участие 11 команд. Они представляют разработчиков авиационных беспилотных систем из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Ижевска и Тамбова.

За время конкурса разработчики дронов должны продемонстрировать, как их аппарат может решать задачи по фотосъемке, мониторингу, доставке грузов и поиску людей. Всего предусмотрено пять заданий.

  1. Перевозка стандартного контейнера массой 10 кг. Это конкурсное задание сформировано с участием специалистов Сбербанка России и с учетом потребностей заказчика по перевозке ценных грузов. Экипажам предстоит перевезти груз массой 10 кг на определенное расстояние. 
  2. Мониторинг ЛЭП. Экипажам предстоит выполнить полет БВС по обозначенному маршруту и произвести аэросъемку воздушной линии электропередач. По результатам камеральной обработки в полевых условиях выявить стандартные нарушения в охранной зоне ЛЭП, а также определить геометрические параметры энергетической инфраструктуры. 
  3. Мониторинг магистрального трубопровода. Конкурсное задание отвечает запросу компании «Газпром-Трансгаз Томск» и всех аналогичных структур. Экипажам предстоит выполнить аэросъемку участка магистрального газопровода. По результатам камеральной обработки в полевых условиях выявить стандартные нарушения в охранной зоне и зоне минимальных расстояний. 
  4. Картографирование. Конкурсное задание сформировано в интересах Администрации Томского района для решения задач управления территориями. Экипажам предстоит выполнить полет БВС по обозначенному маршруту и произвести аэросъемку заданного участка местности для создания цифровой модели местности и ортофотоплана с геодезической точностью в полевых условиях. 
  5. Поиск людей. Экипажам предстоит выполнить задачи, характерные для МЧС России и ЕС АКПС: найти условно пропавшую группу людей в лесном массиве и доставить спасательный комплект.

Для участия в деловой программе конкурса приглашены профессиональные эксплуатанты и разработчики БПЛА (Геоскан, ZALA AERO, Эникс, Коптер Экспресс Технологии (COEX), TerraDrones, Гироплан-Рус, члены Ассоциации «Аэронет»); ведущие университеты (НИ ТГУ, НИ ТПУ, МИИГАиК, ТУСУР); потенциальные системные заказчики (Сбербанк, Мегафон, Газпром трансгаз Томск, ТРК, Транснефть — Центральная Сибирь, ОАО «РЖД»); представители публичного сектора (МЧС России, Росреестр, Росавиация, Томская областная поисково-спасательная служба, Комитет геоинформационного обеспечения администрации Томска).

Как сообщает агентство ТАСС, глава Национального центра развития технологий и базовых элементов робототехники Фонда перспективных исследований, член военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Олег Мартьянов заявил, что администрация Томской области предлагает правительству РФ разработать нормативы, регламентирующие использование беспилотных летательных аппаратов, и предусмотреть возможность для их тестирования на территории региона. По его словам, обращение в кабмин планируется подготовить по итогам проведения конкурса разработчиков авиационных беспилотников «Авиароботех-2019».

«Мы рассчитываем по итогам конкурса в июне-июле выйти с инициативой в правительство РФ с проектом нормативно-правового акта об организации опытного района по применению беспилотников в Томской области. Росавиация, Минтранс и Минэкономразвития, которые формируют законодательство полетов в едином воздушном пространстве, не всегда готовы менять федеральный закон — нужно где-то попробовать. Для этого выделяются участки или районы, где такие вещи отрабатываются. Когда они доказывают свою объективную работоспособность, уже транслируются в законодательство», — подчеркнул Олег Мартьянов.

Как пояснил генеральный директор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев, представители отрасли рассчитывают, что правительственный нормативно-правовой акт позволит решить ряд проблем, с которыми сталкиваются компании, использующие беспилотники, и установит новые стандарты работы для отраслевых, в частности, сельскохозяйственных и нефтегазовых, компаний, которые из-за устаревшей законодательной базы не могут использовать в работе данные, полученные при помощи беспилотников. Ожидается, что документ сможет решить вопросы с использованием для связи с беспилотниками новых частот, а также с согласованием полетов с силовыми структурами.

Конкурс «Авиароботех» проводится в рамках реализации проекта «Тайга» по созданию на территории Томской области опытного района применения беспилотных авиационных систем. Проект «Тайга» — наиболее перспективный и масштабный проект в рамках выполнения дорожной карты по реализации Национальной технологической инициативы в Томской области на 2017–2020 годы.

В 2018 году межведомственная рабочая группа коллегии Военно-промышленной комиссии утвердила реализацию проекта «Тайга» в Томской области. Проект предполагает создание в области опытного района доставки грузов и выполнения других задач с использованием беспилотных авиационных комплексов.

Наибольший уровень заинтересованности сервисами «Тайги» оказался у нефтегазовой отрасли и в госуправлении. В частности, томских газовиков интересует выявление врезок в нефтепроводы и отслеживание людей, несанкционированно находящихся в охраняемых зонах.

Еще одним из востребованных сервисов должна стать услуга по защите объектов каких-либо компаний от несанкционированного доступа беспилотных аппаратов, что также может быть реализовано в рамках проекта.

Федеральный проект «Тайга» подразумевает апробирование технологий и регулятивных подходов по доставке грузов и выполнению других работ с применением авиационных беспилотников. Проект, по мнению его авторов, нацелен именно на интеграцию беспилотных систем в производственную и социальную сферу.


Место проведения: