Media Review

Как кризис влияет на оценку инноваций российскими компаниями

29.04.2020
Источник: РБК

Кризис стремительно меняет восприятие и критерии оценки цифровых технологий. Готовы ли российские компании пользоваться возможностями digital?

Об эксперте: Мария Григорьева, управляющий директор Accenture Technology в России.

Компания Accenture провела исследование Technology Vision 2020 о том, актуальны ли глобальные технологические тренды для России. 93% опрошенных отечественных топ-менеджеров признают, что digital стал неотъемлемой частью человеческого опыта. В то же время в остальном мире этот показатель в 2020 году на 10% ниже.

«Я»-персонифицированный опыт

«Цифра» под влиянием кризисных явлений полностью меняет подход компаний к своей работе. Прежде всего — в перспективе отношений с клиентами.

В России это отлично понимают — 95% респондентов считают, что для успешной конкуренции в новых условиях бизнес должен улучшать качество отношений с клиентской базой, превращая потребителей в полноценных партнеров. В мире этот показатель составляет 85%.

Еще 81% российских руководителей полагают, что организациям необходимо кардинально изменить опыт применения технологий в направлении большей человекоцентричности.

«Я» и искусственный интеллект: переосмысление человека

Один из главных технологических трендов сегодня полностью укладывается в базовую парадигму «антикризисной перестройки» экономики. Он выражается в стремлении лидеров рынка использовать инструменты искусственного интеллекта для преобразования методик бизнеса и для изменения самой сути работы.

92% российских руководителей — и 79% в мире — признают, что развитие сотрудничества между человеком и машиной будет иметь решающее значение для инноваций в будущем.

При этом Россия пока отстает от мировых показателей по использованию искусственного интеллекта (ИИ). 60% компаний и организаций в нашей стране пилотируют или адаптируют ИИ (73% в мире). Из них:

— 16% российских компаний применяют такие решения в нескольких бизнес-подразделениях;

— 19% используют их в одном департаменте;

— в 25% ИИ-проекты реализуются только в виде пилота.

Кадровая перспектива в отношении массового внедрения ИИ в России выглядит более обнадеживающе: 43% российских организаций (и 23% компаний в мире) — готовят кадры к работе с интерактивными, способными к объяснению своих действий ИИ-системами.

Дилемма «умных» вещей

Постоянные изменения ситуации на рынках требуют от бизнеса оперативной перестройки под меняющуюся конъюнктуру, ожидания клиентов и требования регуляторов. Растет количество обновлений корпоративного и потребительского ПО. Цифровые решения сегодня все чаще пребывают в состоянии «постоянной бета-версии». Как к этому относятся топ-менеджеры:

— 63% руководителей российских компаний ждут в ближайшие 3 года увеличения объема обновлений софта для так называемых «подключенных продуктов и услуг» (74% в мире);

— 83% российских организаций считают, что клиенты не возражают или даже приветствуют обновление ПО для работы подключенных продуктов и услуг, которые используются ими в своей практике (в мире — 68%);

— 72% подчеркивают, что с пониманием относятся к обновлениям программного обеспечения, которые решают проблемы безопасности.

Однако эта оценка уже не носит такой однозначный характер, как только речь заходит об обновлении функциональности и свойств. 47% потребителей стремятся покупать устройства или сервисы, не требующие постоянных обновлений. 46% считают, что обновления часто приносят с собой новые проблемы.

Сквозная роботизация пространства

Один из основных векторов будущих перемен в посткризисной экономике будет пролегать через рынок труда. Уже сегодня можно говорить о глобальном переосмыслении бизнесом как структуры штата, так и моделей организации труда. Робототехника — один из главных цифровых элементов, меняющих рынок труда уже сегодня. Этот тренд воспринимается как один из ключевых и в России:

— 34% российских компаний уже реализуют технологии роботизации в своей практике или планируют запуск такого проекта в течение года (30% в мире);

— 31% запустят такое решение в течение следующих двух лет, что соответствует мировому уровню;

— 91% руководителей российских компаний считают, что робототехника позволит предоставлять услуги нового поколения (73% в мире);

— 80% топ-менеджеров согласны с тем, что сети 5G расширят возможности роботов для работы в неконтролируемых средах в их организациях (75% в мире).

В настоящий момент компании используют робототехнику исключительно в контролируемых средах. В России так поступает 51% респондентов, в мире — 32%. За пределы специально адаптированного под роботов пространства в России пока осмеливаются выйти 16% организаций (в мире — 9%).

Тест на ДНК инноваций

В условиях кризиса компаниям предстоит выработать своего рода «инновационную ДНК».

Инновационная ДНК — это совокупность технологических, управленческих и культурных установок, позволяющих эффективно решать задачи развития с учетом постоянно изменяющихся условий.

Для того, чтобы извлечь из новых технологий максимум, потребуются новые способы разработки и внедрения совместно с партнерами по цифровым экосистемам и сторонними организациями.

84% российских руководителей и 77% руководителей по всему миру полагают, что следующая волна инноваций будет основана на научных исследованиях, направленных на устойчивое развитие, изменение климата и энергетику.

Следующие направления научных исследований и разработок, по их мнению, будут продвигать волну инноваций в России:

— материаловедение и разработка интеллектуальных материалов — 72% опрошенных топ-менеджеров
— устойчивое развитие — 60%
— экономика замкнутого цикла и проектирование — 58%
— биокомпьютинг — 37%
— 3D печать — 36%
— когнитивная неврология — 31%
— генетика — 18%
— космические науки и исследование космоса — 16%

Выводы и прогнозы

Сегодня идет активное продвижение государством цифровых проектов. Это связано с тем, что высокий уровень внимания к новым технологиям со стороны СМИ и общества создает определенную моду. Предпринимателям также хочется быть в тренде, заявить о пользе новых технологий для бизнеса.

Но есть и сложности. Ряд компаний сфокусированы на развертывании тех технологий, которые способны принести краткосрочный результат в виде полученной прибыли или роботизации рутинных операционных процессов. Они рассуждают так: пусть другие сделают, протестируют, а мы используем это решение для себя. Прослеживается желание «проскочить» внедрение технологии сразу до этапа получения бизнес-результатов.

Другая свойственная России особенность: мало кто хочет использовать новые технологии в регионах. Стоимость человеческого труда там ниже вероятной выгоды от внедрения инноваций.

Важный промежуточный итог этого кризиса для российского бизнеса — он заставил переоценить смысл цифровизации. Бизнес и государство планируют развитие именно на цифровой основе. И чем сильнее будут ощущаться последствия текущего кризиса, тем скорее оно будет осуществляться, и тем более глубокие изменения произойдут.


Место проведения: