Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

МГУ и СПбГУ стали лидерами в рейтинге ведущих вузов Восточной Европы по версии QS

15.10.2019
Источник: ТАСС

Всего в сотню лучших университетов вошло 23 российских вуза.

Главное здание МГУ © Антон Новодережкин/ТАСС

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Новосибирский государственный университет заняли первые три строчки в рейтинге лучших вузов Восточной Европы и Центральной Азии по версии британской компании Quacquarelli Symonds (QS). Об этом сообщила пресс-служба проекта «5–100», задача которого — повышение престижа российского высшего образования в мире.

В шестой выпуск QS University Rankings: Emerging Europe & Central Asia вошло 350 университетов. Российскую высшую школу в списке представляют 105 университетов. Как отметили в пресс-службе проекта, Россия сохранила лидирующие позиции в регионе.

«Лидером рейтинговой таблицы стал МГУ имени М. В. Ломоносова, второе место занял СПбГУ, на третьем расположился НГУ, участвующий в проекте «5–100», — говорится в сообщении.

В топ-50 лучших вузов также вошли Томский государственный университет (8-я позиция), Московский физико-технический институт (11-я), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (17-я), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (24-я), Томский политехнический университет (30-я), Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (31-я), Уральский федеральный университет (35-я), Казанский федеральный университет (36-я), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (45-я), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (46-я), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (47-я).

Экспорт образования

Всего в сотню лучших университетов вошло 23 российских вуза. Как отметили в пресс-службе, число университетов проекта «5–100», входящих в первую сотню рейтинга, постепенно растет. Если три года назад таких вузов было 14, то в 2017–2019 годах — уже 15.

«У нас амбициозные цели в части развития экспорта образовательных услуг, достичь которых возможно, соединив современные образовательные технологии, инновационный подход, лучшие традиции советской школы и международный опыт. Мы рассматриваем экспорт образования как полноценную сферу экономической деятельности», — процитировали в пресс-службе министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова. По его словам, нацпроекты «Образование» и «Наука» позволят в ближайшие годы вернуть российскому образованию лидерство в самых престижных мировых рейтингах.

Как отметила региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева, такие вузы-участники проекта «5–100», как ТГУ, НИУ ВШЭ, КФУ, УрФУ, МФТИ и РУДН, улучшили свои показатели по параметрам «репутация среди работодателей» и «академическая репутация».

«Эти два параметра имеют большое значение, поскольку оказывают влияние на все рейтинги QS, от общемировых до предметных; улучшение этих показателей показывает, что перечисленные университеты серьезно относятся к нашим рекомендациям», — подчеркнула Зайцева.

Руководитель исследовательского подразделения QS Бен Саутер отметил, что в сравнении с региональными конкурентами одно из больших преимуществ России, благодаря которому она привлекает так много иностранных студентов, — это возможность проводить занятия в относительно небольших группах.

«Из десяти университетов в регионе с лучшим соотношением количества преподавателей и студентов пять представлены российскими вузами. Результаты исследования QS показывают, что студенты придают большое значение качественному преподаванию и доступности профессорско-преподавательского состава; благодаря пониманию этого регион привлекает студентов, выполняя свои высокие планы по привлечению иностранных студентов», — привели его слова в пресс-службе QS.

Значимость системы образования РФ

Рейтинг QS подтверждает значимость российской системы высшего образования, считает ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.

«Московский университет в очередной раз лидер рейтинга лучших университетов развивающейся Европы и Центральной Азии 2020 от QS. Этот показатель очень важен для нас. Он подтверждает роль и значимость в международном позиционировании как МГУ, так и всей российской системы высшего образования», — привели в пресс-службе слова Садовничего. Как добавили в МГУ, вуз занимает первую позицию рейтинга пятый год подряд.

Ректор МГУ отметил, что за последние годы в Московском университете Российским союзом ректоров было проведено более 60 форумов ректоров России и зарубежных стран, в которых приняли участие более 2,5 тыс. ректоров, было подписано более 500 соглашений о сотрудничестве.

«Эта работа идет на благо всей российской школы высшего образования. Подтверждает наш статус, дает возможности для дальнейшего развития и поиска вузов и стран-партнеров на мировом образовательном поле», — добавил Садовничий.

Ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», который занял 45-ю строчку в рейтинге, Алевтина Черникова отметила, что достигнутая позиция является результатом преобразования университета.

«НИТУ «МИСиС» впервые вошел в число лучших университетов по версии регионального рейтинга QS Emerging Europe&Central Asia в 2014 году. На протяжении шести лет университет демонстрирует положительную динамику, укрепив свои позиции на 30 пунктов. Это результат глубинной трансформации университета, которая охватывает все сферы деятельности вуза», — привели в пресс-службе вуза слова Черниковой.

Критерии

В рейтинге используется адаптированная методология общего мирового рейтинга университетов QS. В общей сложности оценивается 10 критериев: академическая репутация, репутация среди работодателей, соотношение научно-педагогического состава и студентов, количество публикаций на одного сотрудника, международные научные связи, влияние университета в интернете, доля сотрудников со степенью PhD, количество цитирований на одну статью, доля иностранных сотрудников и доля иностранных студентов. Результаты могут быть отсортированы так, чтобы сравнивать университеты по каждому индикатору.

Все о национальных проектах — на портале «Будущее России. Национальные проекты».


Место проведения: