Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

«В России каждый должен иметь доступ к новым навыкам и ключевым для цифровой экономики знаниям»

24.07.2019
Источник: Коммерсантъ

Замглавы Минэкономики — о подготовке и реализации проекта «Кадры для цифровой экономики»


В марте 2018 года Илья Торосов после 13 лет работы в банковской сфере, победив в конкурсе для руководителей нового поколения «Лидеры России», был назначен заместителем министра экономического развития РФ. Одно из направлений, которое он теперь курирует, — федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». О том, как власти будут способствовать подготовке новых специалистов для цифровизации страны, на что пойдут выделенные на федеральный проект средства, как бизнес поддерживает научно-исследовательскую работу и зачем государство создает еще один венчурный фонд, Илья Торосов рассказал “Ъ”.

— Каковы основные приоритеты у государства в проекте?

— Это масштабный проект по совершенствованию системы образования, трансформации рынка труда и вовлечению граждан в цифровую экономику страны. Поэтому при формировании плана мероприятий был выбран комплексный подход, и ключевыми стали три направления: обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами; поддержка талантливых школьников и студентов в области математики, информатики и технологий цифровой экономики; содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики.

— Что удалось сделать на текущий момент?

— В 2018 году была проведена большая работа: силами экспертного сообщества были концептуально спроектированы основные решения, которые легли в план мероприятий федерального проекта. В частности, сквозные для всех мероприятий продукты: базовая модель компетенций, их профили, персональные траектории развития и система независимой оценки компетенций цифровой экономики. И главное — заданы цели, которые трансформировались в прозрачную систему целевых показателей эффективности всего проекта. 2019 год — это, с одной стороны, год пилотного тестирования спроектированных решений на региональном уровне, в образовательных организациях и компаниях, а с другой — год, когда мы должны достичь первых целевых показателей по всем трем ключевым направлениям проекта.

— До 2024 года на проект «Кадры для цифровой экономики» планируется выделить 143 млрд руб., включая 138 млрд руб. — из средств федерального бюджета. На 2019 год запланировано выделение более 10 млрд руб. Как планируется использовать эти средства?

— Средства по федеральному проекту доведены до ответственных исполнителей в полном объеме. Университет НТИ 20.35 и РАНХиГС приступили к реализации своих мероприятий в части подготовки кадров по программе Chief Data Officer (директор по данным, CDO) и Chief Digital Transformation Officer (директор по цифровой трансформации, CDTO). В июне Минпросвещения подвело итоги первых трех конкурсов на предоставление грантов в форме субсидий на проведение тематических смен в сезонных лагерях, создание и функционирование кружков углубленного изучения математики и информатики и распространение лучшего опыта преподавания в организациях общего образования.

Для переобучения экономически активного населения уже в нынешнем году в России заработает система персональных цифровых сертификатов — госсубсидий на развитие компетенций цифровой экономики. Планируем, что к 2024 году сертификатами воспользуется 1 млн наших граждан.

16 июля на образовательном интенсиве Остров 10-22 мы подвели итоги определения регионов для пилотного тестирования модели предоставления цифровых сертификатов. В этом году получить персональные цифровые сертификаты для развития компетенций цифровой экономики смогут жители Башкортостана, Республики Саха (Якутия), Татарстана, Ростовской и Тульской областей. Среди пяти субъектов РФ будут поровну распределены 5 тыс. сертификатов. С помощью сертификата можно будет пройти программу обучения в онлайн- или смешанном формате по программам в сфере ИКТ и сквозных технологий цифровой экономики. Провайдерами образовательных услуг станут организации высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, а также образовательные онлайн-платформы, подтвердившие свою готовность участвовать в апробации персональных цифровых сертификатов в интересах развития кадрового потенциала региона.

Минобрнауки завершает допроектирование концепций сложных и ресурсоемких мероприятий по разработке моделей цифрового университета и международного научно-методического центра. Минкомсвязь заканчивает формирование пакета технических заданий по своим мероприятиям, в том числе с учетом замечаний рабочей группы федерального проекта. Рассчитываем, что конкурсы будут объявлены не позднее июля.

— Какие внебюджетные источники будут использованы для реализации этой программы? Как будут участвовать негосударственные структуры?

— В планах на 2019 год — создание общедоступного бесплатного онлайн-сервиса по освоению цифровой грамотности и развитию цифровых компетенций. Сейчас формируется консорциум организаций, которые займутся разработкой такой «витрины» образовательных платформ и решений и наполнением этого сервиса бесплатным контентом от образовательных провайдеров. Участники консорциума — коммерческие компании — смогут принять участие в проекте в качестве технологического, финансового или контентного партнера.

У каждого человека в России должен быть непрерывный и беспрепятственный доступ к получению новых навыков и ключевых для цифровой экономики и цифровой грамотности знаний. Ожидаем, что до конца года не менее 100 тыс. человек пройдут на онлайн-сервисе обучение по программам развития цифровой грамотности. Они будут включать в себя как доступ к базовым информационным материалам в виде инструкций по работе с различными государственными и коммерческими цифровыми сервисами, обучающему видеоконтенту, тестам самооценки, отдельным интерактивным симуляторам и играм, так и возможность получить профессиональные знания на онлайн-курсах по развитию ключевых компетенций цифровой экономики. К 2024 году аудитория сервиса достигнет 10 млн пользователей.

— Процесс подготовки кадров для цифровой экономики в основном регулируется выделением бюджетных мест в вузах для специальностей в сфере IT и телекоммуникаций. Какие принципиальные изменения в подготовке кадров появятся в результате реализации федерального проекта?

— Да, действительно, на 2019 год утверждены новые контрольные цифры приема на бюджет — 50 тыс. человек, поступивших на ИКТ-специальности. К 2024 году этот показатель планируется нарастить до 120 тыс. человек в год. Но не менее важно запустить проекты по реализации новых образовательных программ, при этом острая потребность в специалистах с цифровыми компетенциями требует создания условий для их ускоренной подготовки в интересах конкретных рынков и отраслей.

Например, для перехода к цифровой экономике в системе государственного и муниципального управления мы запустили подготовку специалистов новых квалификаций. Это управленцы, принимающие решения на основе данных, так называемые CDO, и управленцы в области цифровой трансформации, CDTO. В 2019 году подготовку по программам CDTO пройдут не менее 13 тыс. 490 человек.

— Можно ли предположить, что в результате реализации этого проекта государство будет готовить меньше юристов и экономистов, а программистов и айтишников — больше?

— Нет, это не так. Цифровая экономика уничтожает традиционное деление на технические и гуманитарные специальности. Например, новые квалификации и дополнительные программы обучения смогут помочь юристам получить знания в области прорывных технологий для защиты интеллектуальных прав на новые разработки, а экономистам или менеджерам — научиться принимать решения на основе больших данных.

— Президент обозначил одним из приоритетов цифровой экономики технологии из области искусственного интеллекта (AI). Какие шаги вы предлагаете для ускоренной подготовки профильных кадров и предотвращения «утечки мозгов»?

— По итогам специального совещания в Москве должны быть заключены соответствующие соглашения со Сбербанком, «Ростехом», «Росатомом», РЖД, «Ростелекомом». Включиться в этот масштабный проект президент попросил и ведущие компании ТЭКа: «Газпром», «Роснефть», «Россети», «Транснефть». В рамках соглашения о партнерстве компании должны будут инвестировать в научно-исследовательскую работу, в развитие центров компетенций, в поддержку стартапов, а также в подготовку научных, управленческих, инженерных кадров и привлечение специалистов из-за рубежа.

— Что может сделать государство, чтобы профессии из сферы цифровой экономики стали престижными у российской молодежи?

— Профессиональные конкурсы и олимпиады — одна из наиболее действенных форм для повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популяризации профессии. Уже в нынешнем учебном году 850 призеров олимпиад получат гранты за высокие достижения в области математики, информатики и цифровых технологий.

— Какие перспективы у экспорта образовательных технологий из России вы видите в условиях санкционного режима?

— Рынок образовательных технологий — один из самых перспективных в РФ, поскольку, с одной стороны, не насыщен решениями, а с другой — находится под давлением агрессивно растущего спроса. Государственное стимулирование — в числе ключевых факторов его развития. Так, сегодня 47% сделок в области образовательных технологий в РФ осуществлены фондами, созданными в рамках государственных инициатив. Уже в текущем году в рамках федерального проекта будет создан венчурный фонд для поддержки перспективных образовательных технологий цифровой экономики, в том числе при выходе на международные рынки. Объем фонда от государства составляет 7 млрд руб. Запланировано, что к 2024 году венчурный фонд поддержит 200 образовательных проектов.

Но уже сейчас в рамках одного из проектов Платформы НТИ по инициативе спецпредставителя президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова сформировано сообщество Edunet в составе инициативной группы из 36 российских технологических компаний. Одна из его задач — изучение опыта глобального продвижения таких компаний, как Skyeng и «Кодвардс», «Роботикум», «Школа робототехники для детей РОББО» и других проектов, которые прямо сейчас активно выходят на мировые рынки. Очевидно, что опыт первопроходцев будет учтен при работе фонда с другими проектами.


Место проведения: