23.09.2016
Вчера в МГУ на Всемирной конференции технопарков и территорий инновационного развития IASP прошел круглый стол «Инфраструктура молодежного инновационного творчества». Участники говорили о создании инновационной среды для молодежи.
Проект по созданию центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТов) был запущен в 2012 году, и на сегодня в стране работает 226 таких центров в 32 регионах. «В следующем году мы планируем открыть центры еще в 20 регионах, причем наша задача — распространить ЦМИТы в городах с населением менее 500 тыс. человек», — рассказала Анна Бухало, руководитель проекта ЦМИТов.
Илья Курмышев, директор по продвижению инновационной деятельности РВК, отметил несколько факторов, влияющих на развитие мейкерского движения. Первый — инфраструктура площадок, и в России сформировалась плотная сеть центров технического творчества, с этим уже нет больших проблем. Второй фактор — коммуникационная инфраструктура. Пока обмен информацией и опытом между мейкерами, между различными кружками, ЦМИТами идет очень неактивно, поэтому РВК старается поддержать создание новых форматов коммуникаций — профильные ярмарки (https://goo.gl/EN6Oo8), выставки, информационные ресурсы, создает возможности для обмена опытом с зарубежными фаблабами (goo.gl/RMKX2Y). Отдельный вызов — популяризация технического творчества. Решения здесь — в информационном продвижении самой идеологии мейкерства, мотивации молодежи к инженерной деятельности.
«Последнее время все заметнее проблема смешения принципов организации и оценки «любительского» по своему характеру технического творчества и деятельности стартапов, — отмечает Илья Курмышев. — Конечно, эти вещи связаны, и из мейкерских проектов часто вырастают интересные бизнесы. Однако задавать коммерческую рамку на старте, особенно когда речь идет о детских проектах, — неправильно. Мне приходилось наблюдать, как команды энтузиастов были крайне демотивированы, не находя инвестиций и достаточного числа заказчиков для интересных с технологической точки зрения продуктов. Но является ли это критерием качества и результата для мейкеров? Очевидно, для них нужно создавать другой образ результата. Развитие технологий и компетенций, самореализация и профориентация участников мейкерских команд являются во многих случаях достаточной ценностью. Нужно находить конкурсные, грантовые и другие инструменты поддержки. И параллельно строить связи между «профессионалами» и «любителями» через систему заказов (скорее не на продукт, а на технологическое решение), через развитие наставничества, через вовлечение в коммерческие проекты и работу рядом с профессиональными командами, часто на одном оборудовании».
Советник гендиректора Фонда содействия Иван Бортник согласился с тезисом о необходимости четко разделять любительское техтворчество и стартап-активность. Он акцентировал внимание и на проблеме коммуникаций, упомянутой Ильей Курмышевым. Вопрос Ивана Бортника участникам круглого стола показал, что российские ЦМИТы редко используют системы видеоконференции для обмена опытом с другими центрами техтворчества. Советник гендиректора Фонда содействия считает организацию такого общения мейкеров на базе ЦМИТов крайне важным, он сослался на свой опыт поездки в Чикаго, в фаблаб одного из самых продвинутых в США музеев науки: «Для их фаблаба было принципиальным дать детям возможность общаться с мейкерами со всего мира».
Игорь Ищенко, руководитель технополиса «Москва», поднял проблему нехватки компетентных специалистов, способных работать на оборудовании в ЦМИТах и обучать школьников и студентов: «ЦМИТы формируют запрос на новую номенклатуру профессий. Нужно привлекать в такие центры состоявшихся технологических предпринимателей, чтобы они передавали свой опыт студентам и показывали им успешный пример».
Смотреть на Facebook
Проект по созданию центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТов) был запущен в 2012 году, и на сегодня в стране работает 226 таких центров в 32 регионах. «В следующем году мы планируем открыть центры еще в 20 регионах, причем наша задача — распространить ЦМИТы в городах с населением менее 500 тыс. человек», — рассказала Анна Бухало, руководитель проекта ЦМИТов.
Илья Курмышев, директор по продвижению инновационной деятельности РВК, отметил несколько факторов, влияющих на развитие мейкерского движения. Первый — инфраструктура площадок, и в России сформировалась плотная сеть центров технического творчества, с этим уже нет больших проблем. Второй фактор — коммуникационная инфраструктура. Пока обмен информацией и опытом между мейкерами, между различными кружками, ЦМИТами идет очень неактивно, поэтому РВК старается поддержать создание новых форматов коммуникаций — профильные ярмарки (https://goo.gl/EN6Oo8), выставки, информационные ресурсы, создает возможности для обмена опытом с зарубежными фаблабами (goo.gl/RMKX2Y). Отдельный вызов — популяризация технического творчества. Решения здесь — в информационном продвижении самой идеологии мейкерства, мотивации молодежи к инженерной деятельности.
«Последнее время все заметнее проблема смешения принципов организации и оценки «любительского» по своему характеру технического творчества и деятельности стартапов, — отмечает Илья Курмышев. — Конечно, эти вещи связаны, и из мейкерских проектов часто вырастают интересные бизнесы. Однако задавать коммерческую рамку на старте, особенно когда речь идет о детских проектах, — неправильно. Мне приходилось наблюдать, как команды энтузиастов были крайне демотивированы, не находя инвестиций и достаточного числа заказчиков для интересных с технологической точки зрения продуктов. Но является ли это критерием качества и результата для мейкеров? Очевидно, для них нужно создавать другой образ результата. Развитие технологий и компетенций, самореализация и профориентация участников мейкерских команд являются во многих случаях достаточной ценностью. Нужно находить конкурсные, грантовые и другие инструменты поддержки. И параллельно строить связи между «профессионалами» и «любителями» через систему заказов (скорее не на продукт, а на технологическое решение), через развитие наставничества, через вовлечение в коммерческие проекты и работу рядом с профессиональными командами, часто на одном оборудовании».
Советник гендиректора Фонда содействия Иван Бортник согласился с тезисом о необходимости четко разделять любительское техтворчество и стартап-активность. Он акцентировал внимание и на проблеме коммуникаций, упомянутой Ильей Курмышевым. Вопрос Ивана Бортника участникам круглого стола показал, что российские ЦМИТы редко используют системы видеоконференции для обмена опытом с другими центрами техтворчества. Советник гендиректора Фонда содействия считает организацию такого общения мейкеров на базе ЦМИТов крайне важным, он сослался на свой опыт поездки в Чикаго, в фаблаб одного из самых продвинутых в США музеев науки: «Для их фаблаба было принципиальным дать детям возможность общаться с мейкерами со всего мира».
Игорь Ищенко, руководитель технополиса «Москва», поднял проблему нехватки компетентных специалистов, способных работать на оборудовании в ЦМИТах и обучать школьников и студентов: «ЦМИТы формируют запрос на новую номенклатуру профессий. Нужно привлекать в такие центры состоявшихся технологических предпринимателей, чтобы они передавали свой опыт студентам и показывали им успешный пример».
