31.05.2016
Как развивать инфраструктуру для технического творчества в России, зачем мейкерам акселераторы и почему бизнесу стоит пристальнее присмотреться к DIY-сообществам? Об этом нам рассказал Владислав Луначев, основатель пермского мейкерспейса и участник рабочей группы TechNet корабля «Бизнес» на Форсайт-флоте 2016.
— Тема мейкерства мне всегда была близка. С 14 лет я начал разрабатывать собственные решения. Например, во времена, когда я катался на роликах, у меня было два патента на системы амортизации рам. Сейчас одна из моих задач, помимо работы над своими проектами, — развивать инфраструктуру мейкерства в России, в том числе в Перми.
Мейкерство — это коллективная история. Например, в нашем мейкерспейсе нет бюджетов: мы работаем на 35 квадратных метрах в городском бизнес-инкубаторе, мебель, которая там стоит, сделана своими руками, а все инструменты участники собрали, используя личные контакты.
— Какие трудности испытывают мейкеры в России?
— Одна из главных проблем, с которой сталкиваются все члены российского DIY-сообщества, — ограниченный доступ к материалам. И вся философия успеха мейкерства как пути проб и ошибок, но ошибок «быстрых и дешевых» (Alexander Osterwalder “Design & Thinking”), оказывается невыполнимой на практике, когда отсутствие материалов и выстроенной логистики мешает сделать проект быстро и дешево. Россия попыталась взять американскую модель развития мейкерства: была создана сеть фаблабов и ЦМИТов — мастерских с необходимыми для технического творчества инструментами. Но в США работают специальные магазины, где буквально в паре кварталов от мастерской можно купить все, что необходимо для проекта. В России же нет такой инфраструктуры, поэтому в ЦМИТах преимущественно создаются поделки из органического стекла и фанеры, а что-то более интересное можно встретить редко. Кроме того, нехватка материалов вынуждает мейкеров искать альтернативные решения из доступных средств, а это значительно замедляет разработку. В результате то, что в США делается за день, в России требует недели.
— Как создать в России эффективную инфраструктуру для мейкерства?
Для этого, на мой взгляд, нужно дополнить существующую сеть фаблабов и хакспейсов недостающими элементами. Лично я пришел к формату трехуровневой модели. На первом уровне — магазины материалов. Размещение всех торговых точек в одном месте очень удобно для изобретателей. Если дополнить ассортимент магазинов инновационными материалами, то мейкеры смогли бы найти там все необходимое для работы. Второй уровень — это сам мейкерспейс с общим пространством и небольшими студиями. Наконец, третий уровень DIY-инфраструктуры — это акселератор. В мастерских создается немало вещей, которые могли бы стать хорошо продаваемым продуктом, но их создатели просто не думают о продвижении на рынке. Для этого и нужен акселератор, где специалисты с бизнес-компетенциями смогут систематически находить интересные решения и помогать дорабатывать их до рыночного уровня.
— Зачем вы решили участвовать в Форсайт-флоте?
Основной состав группы TechNet НТИ до участия в Форсайт-флоте рассматривал DIY-сообщества преимущественно как поставщика кадров. Но я с такой позицией не согласен, и на Форсайт-флоте мы вместе с единомышленниками пытались показать альтернативную точку зрения: в мейкерских сообществах по всему миру создаются технологические бизнесы, хотя это и не простой процесс. Мастерские чутко реагируют на новые технологические тренды, один из которых — уменьшение «порога входа» в техническое творчество. Так, на днях вышел журнал Wired со статьей ”The End of Code” (http://goo.gl/Ic2ssW), в которой утверждается, что в будущем исчезнет программирование в привычном понимании: мы будем не программировать, а тренировать программы. Другой пример: сейчас при работе с 3D-принтером нужно вручную настраивать температуру, толщину материала, а для этого необходимо иметь специальную подготовку. Но уже сегодня существуют решения, которые позволяют освободить себя от такой работы, добавив сенсоры. Скоро инструмент будет сам «понимать», с каким материалом он работает и какие нужны настройки. Все это сможет значительно облегчить работу мейкеров в лабораториях и мастерских по всему миру.
Смотреть на Facebook
— Тема мейкерства мне всегда была близка. С 14 лет я начал разрабатывать собственные решения. Например, во времена, когда я катался на роликах, у меня было два патента на системы амортизации рам. Сейчас одна из моих задач, помимо работы над своими проектами, — развивать инфраструктуру мейкерства в России, в том числе в Перми.
Мейкерство — это коллективная история. Например, в нашем мейкерспейсе нет бюджетов: мы работаем на 35 квадратных метрах в городском бизнес-инкубаторе, мебель, которая там стоит, сделана своими руками, а все инструменты участники собрали, используя личные контакты.
— Какие трудности испытывают мейкеры в России?
— Одна из главных проблем, с которой сталкиваются все члены российского DIY-сообщества, — ограниченный доступ к материалам. И вся философия успеха мейкерства как пути проб и ошибок, но ошибок «быстрых и дешевых» (Alexander Osterwalder “Design & Thinking”), оказывается невыполнимой на практике, когда отсутствие материалов и выстроенной логистики мешает сделать проект быстро и дешево. Россия попыталась взять американскую модель развития мейкерства: была создана сеть фаблабов и ЦМИТов — мастерских с необходимыми для технического творчества инструментами. Но в США работают специальные магазины, где буквально в паре кварталов от мастерской можно купить все, что необходимо для проекта. В России же нет такой инфраструктуры, поэтому в ЦМИТах преимущественно создаются поделки из органического стекла и фанеры, а что-то более интересное можно встретить редко. Кроме того, нехватка материалов вынуждает мейкеров искать альтернативные решения из доступных средств, а это значительно замедляет разработку. В результате то, что в США делается за день, в России требует недели.
— Как создать в России эффективную инфраструктуру для мейкерства?
Для этого, на мой взгляд, нужно дополнить существующую сеть фаблабов и хакспейсов недостающими элементами. Лично я пришел к формату трехуровневой модели. На первом уровне — магазины материалов. Размещение всех торговых точек в одном месте очень удобно для изобретателей. Если дополнить ассортимент магазинов инновационными материалами, то мейкеры смогли бы найти там все необходимое для работы. Второй уровень — это сам мейкерспейс с общим пространством и небольшими студиями. Наконец, третий уровень DIY-инфраструктуры — это акселератор. В мастерских создается немало вещей, которые могли бы стать хорошо продаваемым продуктом, но их создатели просто не думают о продвижении на рынке. Для этого и нужен акселератор, где специалисты с бизнес-компетенциями смогут систематически находить интересные решения и помогать дорабатывать их до рыночного уровня.
— Зачем вы решили участвовать в Форсайт-флоте?
Основной состав группы TechNet НТИ до участия в Форсайт-флоте рассматривал DIY-сообщества преимущественно как поставщика кадров. Но я с такой позицией не согласен, и на Форсайт-флоте мы вместе с единомышленниками пытались показать альтернативную точку зрения: в мейкерских сообществах по всему миру создаются технологические бизнесы, хотя это и не простой процесс. Мастерские чутко реагируют на новые технологические тренды, один из которых — уменьшение «порога входа» в техническое творчество. Так, на днях вышел журнал Wired со статьей ”The End of Code” (http://goo.gl/Ic2ssW), в которой утверждается, что в будущем исчезнет программирование в привычном понимании: мы будем не программировать, а тренировать программы. Другой пример: сейчас при работе с 3D-принтером нужно вручную настраивать температуру, толщину материала, а для этого необходимо иметь специальную подготовку. Но уже сегодня существуют решения, которые позволяют освободить себя от такой работы, добавив сенсоры. Скоро инструмент будет сам «понимать», с каким материалом он работает и какие нужны настройки. Все это сможет значительно облегчить работу мейкеров в лабораториях и мастерских по всему миру.
