25.05.2016
Как российские 3D-принтеры смогут напечатать наноспутники на борту МКС и чем полезен институт мейкерства для развития предпринимательства, нам рассказал Федор Антонов, CEO компании Anisoprint, участник команды корабля «Бизнес»
— Расскажите о вашей компании: чем ваши решения отличаются от уже существующих технологий 3D-печати?
— Anisoprint — это стартап в области новых производственных технологий и новых материалов. Мы создаем технологию и оборудование для 3D-печати композитными материалами. Спектр представленных на рынке 3D-принтеров очень широк. На одном его конце — небольшие и недорогие персональные принтеры, которые печатают пластиком. Но пластик — это не конструкционный материал, из него нельзя делать функциональные детали. Такую печать называют быстрым прототипированием: она пригодна для создания макетов, моделей, игрушек. На другом конце спектра —профессиональные промышленные машины для лазерного спекания деталей сложной формы из порошковых металлов, керамики, полимеров. Эти машины могут стоить миллионы долларов. А вот доступного оборудования, на котором можно аддитивным способом изготавливать небольшие функциональные детали сложной геометрии, на рынке 3D-принтинга нет. Прежде всего, это проблема для мейкера: допустим, у него есть часть конструкции, которую он хочет сделать сам, но за неимением инструмента вынужден заказывать ее. И решение этой проблемы — композитная печать. Наш продукт позиционируется как b2c — для мейкеров — и отчасти как b2g, потому что наши принтеры будут востребованы в ЦМИТах, фаблабах. При этом по цене ($2 тыс.) этот принтер попадает в сегмент персональных устройств 3D-печати.
— Почему композит нельзя напечатать на обычном 3D-принтере?
— Как печатает принтер? Ниточка за ниточкой он наплавляет пластик. Если вы в эту струйку пластика добавите армирующее волокно, например углеродное, то получается композит (углепластик, карбон), но только в том случае, если пластик будет внутри волокна. А он очень вязкий и без большого давления внутрь не затекает. Как мы решили эту проблему? Из сырого армирующего волокна мы делаем композитное волокно — «леску» — и печатаем уже этой леской. Наше ноу-хау — это и материал, и технология изготовления, и печатная головка. При этом наш конечный продукт — сама печатная головка, и клиент может выбрать, на какой станок ее поставить.
— А где могут применяться изделия, изготовленные на вашем 3D-принтере?
— Начну с того, что когда мы проектируем изделие из композитов, мы проектируем не только форму, но и его внутреннюю структуру. Крайне важно управлять направлением укладки волокон, потому что прочность композитов вдоль волокна очень высокая, поперек же она ограничивается прочностью связующего материала. Это явление называется анизотропией (название нашей компании, кстати, происходит именно от этого слова).
Анизотропия — огромное преимущество композита, она дает возможность сфокусировать прочность именно в том направлении, в котором материал работает в конструкции. Мы создали автоматизированную технологию изготовления небольших изделий сложной формы из композитов, позволяющую очень четко контролировать направление волокна. Раньше ее не было: даже если вся конструкция состояла из композита, небольшие детали сложной геометрии в ней были фрезерованы из алюминия. Наш материал и технологии позволяют значительно облегчать вес конструкции. Это нужно, в первую очередь, для аэрокосмического сегмента (коптеры, элементы спутников, панели солнечных батарей и так далее), для носимых «устройств» сегмента персонального здоровья (ортезы, протезы, экзоскелеты), а также для высокоскоростного наземного транспорта. Это наши основные рынки.
Приведу пример. Вместе с компанией «Спутникс» — первым в России частным производителем спутников — мы разрабатываем вариант нашего принтера для МКС. В американском сегменте МКС есть обычный пластиковый 3D-принтер. Мы же создаем такое устройство, чтобы космонавт непосредственно на МКС смог, например, напечатать рабочие конструкции наноспутника, встроить в них электронику — и запустить его. Это очень перспективное направление. Сейчас космические аппараты проектируются с расчетом на пусковые нагрузки: конструкция должна выдержать взлет. А если мы запускаем спутник уже на орбите, этих нагрузок нет — и можно сильно экономить на весе аппарата.
— На Форсайт-флоте 2016 вы работали в группе TechNet, расскажите о результатах?
— Мы придумали формат взаимодействия между высокотехнологическим бизнесом и мейкерским сообществом, и я считаю это важным результатом. Идея вот в чем: у бизнеса есть технологические задачи, которые он может поставить многочисленному мейкерскому сообществу и быстро получить ответ: либо в виде эффективного решения, либо по крайней мере в виде накопленных ошибок. Самый простой вариант — бизнес создает открытую площадку для мейкеров при своем производстве или конструкторском бюро и через этот канал транслирует свои задачи изобретателям. Нас пригласили в рабочую группу TechNet проработать платформу такого взаимодействия.
Смотреть на Facebook
— Расскажите о вашей компании: чем ваши решения отличаются от уже существующих технологий 3D-печати?
— Anisoprint — это стартап в области новых производственных технологий и новых материалов. Мы создаем технологию и оборудование для 3D-печати композитными материалами. Спектр представленных на рынке 3D-принтеров очень широк. На одном его конце — небольшие и недорогие персональные принтеры, которые печатают пластиком. Но пластик — это не конструкционный материал, из него нельзя делать функциональные детали. Такую печать называют быстрым прототипированием: она пригодна для создания макетов, моделей, игрушек. На другом конце спектра —профессиональные промышленные машины для лазерного спекания деталей сложной формы из порошковых металлов, керамики, полимеров. Эти машины могут стоить миллионы долларов. А вот доступного оборудования, на котором можно аддитивным способом изготавливать небольшие функциональные детали сложной геометрии, на рынке 3D-принтинга нет. Прежде всего, это проблема для мейкера: допустим, у него есть часть конструкции, которую он хочет сделать сам, но за неимением инструмента вынужден заказывать ее. И решение этой проблемы — композитная печать. Наш продукт позиционируется как b2c — для мейкеров — и отчасти как b2g, потому что наши принтеры будут востребованы в ЦМИТах, фаблабах. При этом по цене ($2 тыс.) этот принтер попадает в сегмент персональных устройств 3D-печати.
— Почему композит нельзя напечатать на обычном 3D-принтере?
— Как печатает принтер? Ниточка за ниточкой он наплавляет пластик. Если вы в эту струйку пластика добавите армирующее волокно, например углеродное, то получается композит (углепластик, карбон), но только в том случае, если пластик будет внутри волокна. А он очень вязкий и без большого давления внутрь не затекает. Как мы решили эту проблему? Из сырого армирующего волокна мы делаем композитное волокно — «леску» — и печатаем уже этой леской. Наше ноу-хау — это и материал, и технология изготовления, и печатная головка. При этом наш конечный продукт — сама печатная головка, и клиент может выбрать, на какой станок ее поставить.
— А где могут применяться изделия, изготовленные на вашем 3D-принтере?
— Начну с того, что когда мы проектируем изделие из композитов, мы проектируем не только форму, но и его внутреннюю структуру. Крайне важно управлять направлением укладки волокон, потому что прочность композитов вдоль волокна очень высокая, поперек же она ограничивается прочностью связующего материала. Это явление называется анизотропией (название нашей компании, кстати, происходит именно от этого слова).
Анизотропия — огромное преимущество композита, она дает возможность сфокусировать прочность именно в том направлении, в котором материал работает в конструкции. Мы создали автоматизированную технологию изготовления небольших изделий сложной формы из композитов, позволяющую очень четко контролировать направление волокна. Раньше ее не было: даже если вся конструкция состояла из композита, небольшие детали сложной геометрии в ней были фрезерованы из алюминия. Наш материал и технологии позволяют значительно облегчать вес конструкции. Это нужно, в первую очередь, для аэрокосмического сегмента (коптеры, элементы спутников, панели солнечных батарей и так далее), для носимых «устройств» сегмента персонального здоровья (ортезы, протезы, экзоскелеты), а также для высокоскоростного наземного транспорта. Это наши основные рынки.
Приведу пример. Вместе с компанией «Спутникс» — первым в России частным производителем спутников — мы разрабатываем вариант нашего принтера для МКС. В американском сегменте МКС есть обычный пластиковый 3D-принтер. Мы же создаем такое устройство, чтобы космонавт непосредственно на МКС смог, например, напечатать рабочие конструкции наноспутника, встроить в них электронику — и запустить его. Это очень перспективное направление. Сейчас космические аппараты проектируются с расчетом на пусковые нагрузки: конструкция должна выдержать взлет. А если мы запускаем спутник уже на орбите, этих нагрузок нет — и можно сильно экономить на весе аппарата.
— На Форсайт-флоте 2016 вы работали в группе TechNet, расскажите о результатах?
— Мы придумали формат взаимодействия между высокотехнологическим бизнесом и мейкерским сообществом, и я считаю это важным результатом. Идея вот в чем: у бизнеса есть технологические задачи, которые он может поставить многочисленному мейкерскому сообществу и быстро получить ответ: либо в виде эффективного решения, либо по крайней мере в виде накопленных ошибок. Самый простой вариант — бизнес создает открытую площадку для мейкеров при своем производстве или конструкторском бюро и через этот канал транслирует свои задачи изобретателям. Нас пригласили в рабочую группу TechNet проработать платформу такого взаимодействия.
