25.05.2016
Как университетам перестать «штамповать» однотипных специалистов, которые с большой вероятностью через десять лет останутся без работы, и начать готовить кадры для нового технологического уклада? Об этом сегодня на пресс-конференции в ТАСС «Подготовка инженерных кадров: профессии будущего» рассказал Евгений Кузнецов. По мнению эксперта, сейчас происходит не просто рутинное обновление конкретных сфер, идет революция сразу во всех индустриях. «Disruptive technologies — революционные, взрывные технологии — фактически полностью меняют ландшафт индустрий», — говорит замглавы РВК. И за этими изменениями, по его мнению, следуют и большие угрозы.
«На последнем форуме в Давосе многие участники отмечали, что в ближайшие десять лет начнется резкое вытеснение людей роботами с традиционных рабочих мест. Причем речь идет не только о физическом труде и о промышленности. Речь идет даже о рутинном интеллектуальном труде, в первую очередь, в рутинном управлении. На форуме были приведены такие цифры: объем вытеснения в Великобритании достигает 35%, в США — 47%, а в Китае — 77%. В России, при интенсивном развитии событий, речь может идти о двух третях рабочих мест», — говорит Кузнецов.
Это очень серьезный вызов, к которому крайне важно быть готовым, уверен программный директор РВК. В ближайшие десятилетия мы получим резкое увеличение потребности в креативных профессиях, в людях, способных решать сложные задачи.
В рамках НТИ, с одной стороны, идет работа над созданием новых индустрий, а с другой — над тем, чтобы общество было готово к трансформациям и не пропустило переломный момент, объясняет замгендиректора РВК. Чтобы образование соответствовало потребностям, предъявляемым к нему новыми рынками, ему нужно меняться в корне. «Классическое школьное и даже в некотором роде университетское образование зарождалось вместе с индустриальной эпохой, когда нужно было готовить множество типовых специалистов. Именно эта потребность привела к созданию таких методов стандартизации, как система классов в школе. А экономике будущего нужны люди совершенно другого склада, способные к проектному и креативному мышлению, обладающие кросс-дисциплинарными компетенциями. Те университеты, которые осознали это изменение, начинают действовать более активно, позволяя своим студентам с первого курса заниматься проектной работой».
Университетам важно понимать, что такое стартап, говорит Кузнецов: «Последние несколько десятилетий сформировалась модель создания новых компаний: практически все они проходили стадию стартапа. В современном мире лидерами по созданию новых стартапов являются университеты». Крайне важно, чтобы образование становилось междисциплинарным, уверен программный директор РВК. Так, сейчас бурно развиваются нейронауки, изучающие работу человеческого мозга и внедряющие принципы этой работы в индустрии. Чтобы быть хорошим специалистом в нейронауках, нужно разбираться в нейробиологии, медицине, лингвистике, искусственном интеллекте — то есть в четырех абсолютно разных областях знания.
«В современном образовании происходит сильная конвергенция, и конечно, чтобы следовать этому тренду, от университетов требуется большая гибкость. Я полностью согласен с тезисом, что университет становится венчурным, что нужно вкладываться в очень разные специальности, часто неожиданные, потому что только так у студента появится шанс через пять лет попасть в будущее, которое развивается сейчас. Университет должен пытаться предугадать будущее, иначе запрос работодателей будет драматически расходиться с продуктом, который готовит университет. Уже сейчас Google и E&Y объявили, что больше не обращают внимание на наличие диплома о высшем образовании при поступлении сотрудника на работу», — говорит Евгений Кузнецов.
«Что мы планируем делать в связи с этим? Вместе с лучшими университетами думать о создании новых образовательных трендов под задачи НТИ. Кроме того, в ближайшие годы мы будем серьезно экспериментировать с новыми специальностями и формировать новые профессии. Сейчас это происходит стихийным образом: в формате хакатонов, летних и зимних школ, свободного образования —дистанционных курсов, кружков. Но нужно будет найти способ переносить такую практику в институциональное образование, потому что главный запрос к образованию сегодня — это гибкость», — уверен замглавы РВК.
Смотреть на Facebook
«На последнем форуме в Давосе многие участники отмечали, что в ближайшие десять лет начнется резкое вытеснение людей роботами с традиционных рабочих мест. Причем речь идет не только о физическом труде и о промышленности. Речь идет даже о рутинном интеллектуальном труде, в первую очередь, в рутинном управлении. На форуме были приведены такие цифры: объем вытеснения в Великобритании достигает 35%, в США — 47%, а в Китае — 77%. В России, при интенсивном развитии событий, речь может идти о двух третях рабочих мест», — говорит Кузнецов.
Это очень серьезный вызов, к которому крайне важно быть готовым, уверен программный директор РВК. В ближайшие десятилетия мы получим резкое увеличение потребности в креативных профессиях, в людях, способных решать сложные задачи.
В рамках НТИ, с одной стороны, идет работа над созданием новых индустрий, а с другой — над тем, чтобы общество было готово к трансформациям и не пропустило переломный момент, объясняет замгендиректора РВК. Чтобы образование соответствовало потребностям, предъявляемым к нему новыми рынками, ему нужно меняться в корне. «Классическое школьное и даже в некотором роде университетское образование зарождалось вместе с индустриальной эпохой, когда нужно было готовить множество типовых специалистов. Именно эта потребность привела к созданию таких методов стандартизации, как система классов в школе. А экономике будущего нужны люди совершенно другого склада, способные к проектному и креативному мышлению, обладающие кросс-дисциплинарными компетенциями. Те университеты, которые осознали это изменение, начинают действовать более активно, позволяя своим студентам с первого курса заниматься проектной работой».
Университетам важно понимать, что такое стартап, говорит Кузнецов: «Последние несколько десятилетий сформировалась модель создания новых компаний: практически все они проходили стадию стартапа. В современном мире лидерами по созданию новых стартапов являются университеты». Крайне важно, чтобы образование становилось междисциплинарным, уверен программный директор РВК. Так, сейчас бурно развиваются нейронауки, изучающие работу человеческого мозга и внедряющие принципы этой работы в индустрии. Чтобы быть хорошим специалистом в нейронауках, нужно разбираться в нейробиологии, медицине, лингвистике, искусственном интеллекте — то есть в четырех абсолютно разных областях знания.
«В современном образовании происходит сильная конвергенция, и конечно, чтобы следовать этому тренду, от университетов требуется большая гибкость. Я полностью согласен с тезисом, что университет становится венчурным, что нужно вкладываться в очень разные специальности, часто неожиданные, потому что только так у студента появится шанс через пять лет попасть в будущее, которое развивается сейчас. Университет должен пытаться предугадать будущее, иначе запрос работодателей будет драматически расходиться с продуктом, который готовит университет. Уже сейчас Google и E&Y объявили, что больше не обращают внимание на наличие диплома о высшем образовании при поступлении сотрудника на работу», — говорит Евгений Кузнецов.
«Что мы планируем делать в связи с этим? Вместе с лучшими университетами думать о создании новых образовательных трендов под задачи НТИ. Кроме того, в ближайшие годы мы будем серьезно экспериментировать с новыми специальностями и формировать новые профессии. Сейчас это происходит стихийным образом: в формате хакатонов, летних и зимних школ, свободного образования —дистанционных курсов, кружков. Но нужно будет найти способ переносить такую практику в институциональное образование, потому что главный запрос к образованию сегодня — это гибкость», — уверен замглавы РВК.
