22.04.2016
В Московском государственном университете сегодня проходит Форум популяризаторов науки и технологий. Он проводится совместно с Фестивалем науки в рамках Акселератора сетевых мероприятий — инициативы РВК, призванной создать инфраструктуру для распространения научных знаний, продвижения технологий и технического образования. Участники просветительского движения — организаторы фестивалей науки, научных слэмов, хакатонов, представители научно-популярных медиа, музеев, фаблабов, корпораций и инвестиционных фондов — приехали на форум из разных регионов России, чтобы обменяться опытом, попытаться вместе решить возникающие проблемы и понять, куда двигаться. Пленарное заседание форума было посвящено теме «Идеи и тренды популяризации», главные из которых — мультиформатность, интерактивность, развлекательность, снижение возраста аудитории.
«В нашей стране существует сильная культура и традиция популяризации науки. Но сегодня разовые мероприятия должны быть поддержаны систематической деятельностью», — обратился с приветственным словом к участникам форума Сергей Салихов, директор департамента науки и технологий Минобрнауки РФ. «Одна из задач науки — донести до общества, для чего наука нужна», — убежден Алексей Хохлов, академик, проректор МГУ. По его словам за последние годы внимание к популяризации науки резко возросло. Он пожелал участникам получить новые знания и применить их в своей работе.
Модератор встречи Илья Курмышев отметил, что на пленарном заседании форума удалось представить целую палитру форматов, которые развивают сегодня популяризаторы науки в России.
О нескольких форматах рассказал Александр Дубынин, директор Фестиваля науки Eureka!FEST. «Необычная площадка, необычное время. Мы должны избавиться от представления о науке как о чем-то скучном, — убежден спикер. — Эти принципы заложены в основу фестиваля Eureka!FEST, программа которого постоянно расширяется, привлекая детскую и семейную аудиторию. Множатся форматы, количество мероприятий возрастает. Это парадоксально, потому что сама наука переживает сложные времена. Следующий этап развития просветительского движения — появление новых заказчиков популяризации науки. Можно взглянуть, например, на общеевропейский проект Places, который помогает “подружить” научное сообщество с сообществом городским, с муниципалитетами, с людьми, которые принимают решения».
О красноярском научном музее «Ньютон-парк» рассказал его основатель Антон Шарыпов. Музей родился буквально в гараже, где первые экспонаты Антон Шарыпов мастерил вместе со своим отцом. Проблема, которую он попытался решить, создавая этот музей, заключается в том, что большинство абитуриентов попадают на естественно-научные факультеты «случайно». «Три кита» музея, позволяющего мотивировать школьников, — это интерактивные экспонаты, эксперимент-шоу и мастер-класс научно-технического творчества. А чтобы рассказать о том, как реализовать себя в научно-технической сфере в Красноярском крае, запущен пробный проект: тематические экспозиции, посвященные градообразующим предприятиям региона. По мнению Антона Шарыпова, именно тесная работа с предприятиями открывает музею новый горизонт развития.
Другой формат, Science Slam, пришел в Россию из Германии в 2013 году. Молодые ученые в максимально неформальной обстановке рассказывают о своих исследованиях так, чтобы это было понятно любой публике. В 2015 году на слэмах выступили 300 ученых, их посетили 15 тыс. человек в 25 регионах. В начале года зарегистрирована всероссийская ассоциация Science Slam, которая объединяет местные команды по сетевому принципу и координирует их работу. По словам Дениса Пушкина, руководителя направления Science Slam Kids, ассоциация видит семь направлений развития слэмов, среди которых городские, университетские, школьные форматы, а также слэмы по заказу корпораций. Основные источники дохода для организаторов — продажа билетов: «Все мероприятия платные, и люди готовы за них платить», — подчеркивает спикер.
Должна ли популяризации науки быть платной и приносить доход? Ирина Якутенко, редактор проекта ТАСС «Чердак», констатирует: сегодня в нашем обществе считается, что «нехорошо» брать деньги за просветительские мероприятия. Однако, по ее мнению, это мешает появлению популяризатора как настоящей профессии, а также не позволяет контролировать качество этой деятельности.
Еще один просветительский формат представила Евгения Михина, заместитель генерального директора сети Информационных центров по атомной энергии. Такие центры открываются по всему миру рядом с предприятиями атомной энергетики, чтобы рассказывать людям о своей деятельности, развенчивать мифы. Синергия сотрудничества с крупными компаниями и с другими популяризаторами — это залог развития просветительского движения в России, убеждена Евгения Михина.
Драйвером продвижения науки в обществе становится формат визуализации знаний, который успешно развивает студия Visual Science. О том, как многомиллионную аудиторию собирают ролики с научной анимацией, а «фотографии» вирусов с атомной детализацией публикуются в ведущих мировых СМИ, рассказал генеральный директор Visual Science Иван Константинов.
Полина Дятлова, заместитель директора FabLab «Политех», говорит о том, как американская модель мейкерства трансформировалась в России в центры молодежного инновационного творчества. «Политех» дает возможность командного конструирования, проводит школы, интенсивы, соревнования конструкторов. Он также позволяет реализовать персональные проекты. Один из ярких примеров — проект, который завершился созданием настоящего протеза руки для девочки-инвалида. «Конечно, где-то это уже делается, и делается на другом уровне, но когда это создано соседом, студентом третьего курса, — это хороший пример для молодежи».
Смотреть на Facebook
«В нашей стране существует сильная культура и традиция популяризации науки. Но сегодня разовые мероприятия должны быть поддержаны систематической деятельностью», — обратился с приветственным словом к участникам форума Сергей Салихов, директор департамента науки и технологий Минобрнауки РФ. «Одна из задач науки — донести до общества, для чего наука нужна», — убежден Алексей Хохлов, академик, проректор МГУ. По его словам за последние годы внимание к популяризации науки резко возросло. Он пожелал участникам получить новые знания и применить их в своей работе.
Модератор встречи Илья Курмышев отметил, что на пленарном заседании форума удалось представить целую палитру форматов, которые развивают сегодня популяризаторы науки в России.
О нескольких форматах рассказал Александр Дубынин, директор Фестиваля науки Eureka!FEST. «Необычная площадка, необычное время. Мы должны избавиться от представления о науке как о чем-то скучном, — убежден спикер. — Эти принципы заложены в основу фестиваля Eureka!FEST, программа которого постоянно расширяется, привлекая детскую и семейную аудиторию. Множатся форматы, количество мероприятий возрастает. Это парадоксально, потому что сама наука переживает сложные времена. Следующий этап развития просветительского движения — появление новых заказчиков популяризации науки. Можно взглянуть, например, на общеевропейский проект Places, который помогает “подружить” научное сообщество с сообществом городским, с муниципалитетами, с людьми, которые принимают решения».
О красноярском научном музее «Ньютон-парк» рассказал его основатель Антон Шарыпов. Музей родился буквально в гараже, где первые экспонаты Антон Шарыпов мастерил вместе со своим отцом. Проблема, которую он попытался решить, создавая этот музей, заключается в том, что большинство абитуриентов попадают на естественно-научные факультеты «случайно». «Три кита» музея, позволяющего мотивировать школьников, — это интерактивные экспонаты, эксперимент-шоу и мастер-класс научно-технического творчества. А чтобы рассказать о том, как реализовать себя в научно-технической сфере в Красноярском крае, запущен пробный проект: тематические экспозиции, посвященные градообразующим предприятиям региона. По мнению Антона Шарыпова, именно тесная работа с предприятиями открывает музею новый горизонт развития.
Другой формат, Science Slam, пришел в Россию из Германии в 2013 году. Молодые ученые в максимально неформальной обстановке рассказывают о своих исследованиях так, чтобы это было понятно любой публике. В 2015 году на слэмах выступили 300 ученых, их посетили 15 тыс. человек в 25 регионах. В начале года зарегистрирована всероссийская ассоциация Science Slam, которая объединяет местные команды по сетевому принципу и координирует их работу. По словам Дениса Пушкина, руководителя направления Science Slam Kids, ассоциация видит семь направлений развития слэмов, среди которых городские, университетские, школьные форматы, а также слэмы по заказу корпораций. Основные источники дохода для организаторов — продажа билетов: «Все мероприятия платные, и люди готовы за них платить», — подчеркивает спикер.
Должна ли популяризации науки быть платной и приносить доход? Ирина Якутенко, редактор проекта ТАСС «Чердак», констатирует: сегодня в нашем обществе считается, что «нехорошо» брать деньги за просветительские мероприятия. Однако, по ее мнению, это мешает появлению популяризатора как настоящей профессии, а также не позволяет контролировать качество этой деятельности.
Еще один просветительский формат представила Евгения Михина, заместитель генерального директора сети Информационных центров по атомной энергии. Такие центры открываются по всему миру рядом с предприятиями атомной энергетики, чтобы рассказывать людям о своей деятельности, развенчивать мифы. Синергия сотрудничества с крупными компаниями и с другими популяризаторами — это залог развития просветительского движения в России, убеждена Евгения Михина.
Драйвером продвижения науки в обществе становится формат визуализации знаний, который успешно развивает студия Visual Science. О том, как многомиллионную аудиторию собирают ролики с научной анимацией, а «фотографии» вирусов с атомной детализацией публикуются в ведущих мировых СМИ, рассказал генеральный директор Visual Science Иван Константинов.
Полина Дятлова, заместитель директора FabLab «Политех», говорит о том, как американская модель мейкерства трансформировалась в России в центры молодежного инновационного творчества. «Политех» дает возможность командного конструирования, проводит школы, интенсивы, соревнования конструкторов. Он также позволяет реализовать персональные проекты. Один из ярких примеров — проект, который завершился созданием настоящего протеза руки для девочки-инвалида. «Конечно, где-то это уже делается, и делается на другом уровне, но когда это создано соседом, студентом третьего курса, — это хороший пример для молодежи».
