22.04.2016
Ряд российских университетов в последние годы в партнерстве с РВК и другими институтами развития смогли стать лидерами в области создания инноваций в своих регионах, экосистемными центрами. Сегодня ректоры этих учебных заведений собрались на пленарном заседании второго дня форума «Экосистема инноваций: университеты и научные организации». Для дальнейшего распространения лучших практик сохраняются барьеры и ограничения, которые зачастую воспринимаются как непреодолимые, – именно о них предложил поговорить модератор дискуссии Евгений Кузнецов. Что нужно делать внутри университетов, чтобы в них произошли качественные изменения и движение в сторону университета 3.0? Такой вопрос адресовал замгендиректора РВК сегодняшним спикерам.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский предостерег участников обсуждения от иллюзии, что ориентации на предпринимательство достаточно, чтобы создать новый тип университета. «Нужно кардинально перестраивать все основные процессы университета, в том числе, образование и науку. Ключевой становится проблема изменения ментальности», — сказал эксперт. Один из факторов, мешающих менять университеты с традициями, по мнению Галажинского, — это подсознательное нежелание российских профессоров быть богатыми. «Ученые не стремятся к финансовым результатам, так как, по их мнению, сам тип научной деятельности предполагает бескорыстный научный поиск, служение. Ключевой управленческий ход здесь — это формирование коллективных субъектов управления изменениями. Нужно максимально широкое привлечение к управлению стейкхолдеров: необходимо создавать советы, комиссии, например, советы промышленных партнеров. А это большой вызов для университета: ему нужно открыться и позволить “посторонним людям” влиять на свою политику», — считает ректор ТГУ.
Ректор Сколтеха Александр Кулешов уверен, что для перехода к новому качеству российские вузы должны брать на себя функции интеграции, однако сегодня они к ним совершенно не готовы. «У российских инженеров отсутствует понимание того, что конечному потребителю нужен законченный продукт, разработчики же предлагают какие-то нюансы и детали. В университетах существует титаническое непонимание простого факта: не имеет смысла предлагать какие-то куски решений, даже если они в разы лучше аналогов».
Евгений Кузнецов согласился с экспертом и предложил университетам два варианта решения проблемы: либо встраиваться в глобальные продукты, либо ждать, пока в России сформируются компании-интеграторы. «Интеграция на среднем уровне потихоньку начинается, но нужно ее поддерживать. Так, некоторые российские средние компании, работающие в том числе с крупным нефтяным и энергетическим бизнесом, сегодня берут на себя функцию интеграции, и часто задачи, которые они приносят в университеты, — более научно-интересные и практически применимые, чем то, что университеты делают сами, или то, что они пытаются сделать с крупными компаниями», — рассказал программный директор РВК. Включатся ли в этот процесс университеты, покажет время, но уже сегодня в вузах есть примеры такой интеграции, уверен Кузнецов: «Санкт-петербургский Политех ведет интеграцию сразу по двум направлениям: компьютерное моделирование и прототипирование и 3D-принтинг», — говорит эксперт.
Ответ на вопрос, как университет может заинтересовать бизнес, на заседании сформулировал ректор НГУ Михаил Федорук. Эксперт считает, что для этого нужно создавать спинофф-компании и консультировать малый бизнес. Кроме того, надо создавать в университетах совместные программы и кафедры с бизнесом.
Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО, считает, что начинать изменения в университетах нужно с прогноза научно-технологического развития, и уже на его базе проводить образовательный форсайт: «Образовательные программы должны заглянуть вперед, ведь сегодня мы готовим специалистов, которые будут нужны в 2023-2025 гг.».
Об этом же в своим резюмирующем слове говорил Игорь Агамирзян. По его словам, пока мы осмысляем переход к университетам 3.0, перед нами возникают новые критические вопросы. Кроме перехода к сетевой структуре организации работы в академической среде (мы рассказывали об этом вчера: https://goo.gl/koTGQF), речь идет о вызовах, связанных с мультидисциплинарностью, гуманитарным аспектом технологического развития и с пониманием социологии и экономики организации науки и образования. Так, для формирования креативного класса гуманитарные специальности важны не меньше, чем инженерные, и нарастающий в нашей стране разрыв между техническими и гуманитарными аспектами образования – это еще одна проблема, которую обозначил глава РВК.
Вообще, в России отсутствует информация о том, как в реальности устроена академическая среда, поделился своим недавним открытием Игорь Агамирзян: «Работая над Стратегией научно-технологического развития РФ, я обнаружил, что у нас практически нет исследований по социологии науки и образования. У нас практически нет понимания, как устроена экономика науки и образования. У нас считанные единицы людей вообще занимаются этими вопросами. А без этого понимания социально-экономического аспекта организации образования и науки мы вряд ли можем надеяться на эффективное развитие университетских экосистем, на переход к модели открытого университета, или университета 3.0». Глава РВК предложил экспертам обсудить эти темы на форуме «Экосистема инноваций: университеты и научные центры» в следующем году.
Взгляд со стороны на российские университеты на панельной дискуссии представил основатель «София Антиполис» Доминик Фаш. Университет старого формата, по мнению эксперта, обречен, потому что изменилась система распределения знания. «В США университеты успешно перестраиваются на новую модель, задача Европы и России — создать собственную модель, или скопировать американскую, но я не считаю, что второй вариант — правильный», — говорит эксперт.
Смотреть на Facebook
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский предостерег участников обсуждения от иллюзии, что ориентации на предпринимательство достаточно, чтобы создать новый тип университета. «Нужно кардинально перестраивать все основные процессы университета, в том числе, образование и науку. Ключевой становится проблема изменения ментальности», — сказал эксперт. Один из факторов, мешающих менять университеты с традициями, по мнению Галажинского, — это подсознательное нежелание российских профессоров быть богатыми. «Ученые не стремятся к финансовым результатам, так как, по их мнению, сам тип научной деятельности предполагает бескорыстный научный поиск, служение. Ключевой управленческий ход здесь — это формирование коллективных субъектов управления изменениями. Нужно максимально широкое привлечение к управлению стейкхолдеров: необходимо создавать советы, комиссии, например, советы промышленных партнеров. А это большой вызов для университета: ему нужно открыться и позволить “посторонним людям” влиять на свою политику», — считает ректор ТГУ.
Ректор Сколтеха Александр Кулешов уверен, что для перехода к новому качеству российские вузы должны брать на себя функции интеграции, однако сегодня они к ним совершенно не готовы. «У российских инженеров отсутствует понимание того, что конечному потребителю нужен законченный продукт, разработчики же предлагают какие-то нюансы и детали. В университетах существует титаническое непонимание простого факта: не имеет смысла предлагать какие-то куски решений, даже если они в разы лучше аналогов».
Евгений Кузнецов согласился с экспертом и предложил университетам два варианта решения проблемы: либо встраиваться в глобальные продукты, либо ждать, пока в России сформируются компании-интеграторы. «Интеграция на среднем уровне потихоньку начинается, но нужно ее поддерживать. Так, некоторые российские средние компании, работающие в том числе с крупным нефтяным и энергетическим бизнесом, сегодня берут на себя функцию интеграции, и часто задачи, которые они приносят в университеты, — более научно-интересные и практически применимые, чем то, что университеты делают сами, или то, что они пытаются сделать с крупными компаниями», — рассказал программный директор РВК. Включатся ли в этот процесс университеты, покажет время, но уже сегодня в вузах есть примеры такой интеграции, уверен Кузнецов: «Санкт-петербургский Политех ведет интеграцию сразу по двум направлениям: компьютерное моделирование и прототипирование и 3D-принтинг», — говорит эксперт.
Ответ на вопрос, как университет может заинтересовать бизнес, на заседании сформулировал ректор НГУ Михаил Федорук. Эксперт считает, что для этого нужно создавать спинофф-компании и консультировать малый бизнес. Кроме того, надо создавать в университетах совместные программы и кафедры с бизнесом.
Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО, считает, что начинать изменения в университетах нужно с прогноза научно-технологического развития, и уже на его базе проводить образовательный форсайт: «Образовательные программы должны заглянуть вперед, ведь сегодня мы готовим специалистов, которые будут нужны в 2023-2025 гг.».
Об этом же в своим резюмирующем слове говорил Игорь Агамирзян. По его словам, пока мы осмысляем переход к университетам 3.0, перед нами возникают новые критические вопросы. Кроме перехода к сетевой структуре организации работы в академической среде (мы рассказывали об этом вчера: https://goo.gl/koTGQF), речь идет о вызовах, связанных с мультидисциплинарностью, гуманитарным аспектом технологического развития и с пониманием социологии и экономики организации науки и образования. Так, для формирования креативного класса гуманитарные специальности важны не меньше, чем инженерные, и нарастающий в нашей стране разрыв между техническими и гуманитарными аспектами образования – это еще одна проблема, которую обозначил глава РВК.
Вообще, в России отсутствует информация о том, как в реальности устроена академическая среда, поделился своим недавним открытием Игорь Агамирзян: «Работая над Стратегией научно-технологического развития РФ, я обнаружил, что у нас практически нет исследований по социологии науки и образования. У нас практически нет понимания, как устроена экономика науки и образования. У нас считанные единицы людей вообще занимаются этими вопросами. А без этого понимания социально-экономического аспекта организации образования и науки мы вряд ли можем надеяться на эффективное развитие университетских экосистем, на переход к модели открытого университета, или университета 3.0». Глава РВК предложил экспертам обсудить эти темы на форуме «Экосистема инноваций: университеты и научные центры» в следующем году.
Взгляд со стороны на российские университеты на панельной дискуссии представил основатель «София Антиполис» Доминик Фаш. Университет старого формата, по мнению эксперта, обречен, потому что изменилась система распределения знания. «В США университеты успешно перестраиваются на новую модель, задача Европы и России — создать собственную модель, или скопировать американскую, но я не считаю, что второй вариант — правильный», — говорит эксперт.
