19.04.2016
Первые дирижабли полетели еще в конце XIX века, и в начале XX века воздухоплавание бурно развивалось. Сегодня есть основания полагать, что дирижаблестроение вступает в новую эру, а современные управляемые аэростатные суда считаются экономичными, безопасными, экологичными, а в ряде случаев более дешевыми и удобными, чем другие виды транспорта. Причем дирижабли расширяют спектр своих возможностей: это не только грузовые и пассажирские перевозки, но и мониторинг, аэрофотосъемка, научные (в том числе космические) исследования, телекоммуникации, реклама, туризм, гуманитарные миссии, военные цели и безопасность. Развивается и беспилотное воздухоплавание, а беспилотники — это одно из направлений в рамках рынка Национальной технологической инициативы. О том, где уже используются дирижабли и куда они могут полететь в будущем, в нашем новом дайджесте технологий
Современные дирижабли отличаются от предшественников первой половины XX века и материалами, и технологиями. Так, вместо взрывоопасного водорода используют гелий; системы пилотирования и бортовое оборудование позволяют проходить заранее заданные маршруты и управлять аэростатом на малых скоростях. Один из примеров новейших технологий дирижаблестроения продемонстрировала недавно британская Hybrid Air Vehicles. Ее 92-метровый гибрид Airlander 10 стал самым большим воздушным судном в мире. Он сочетает три принципа воздухоплавания: элементы самолета с неподвижным крылом, вертолета и аэростата. Оболочка состоит из трех слоев самых прочных материалов: углеродистого волокна, майлара и кевлара. Дирижабль сможет перевозить 48 пассажиров и 10 т груза и летать без посадки 5 дней с экипажем и три недели в беспилотном режиме. Четыре двигателя разгоняют его до 150 км/ч. Компания планирует с 2018 года производить 10–20 таких дирижаблей в год. На свой проект Hybrid Air Vehicles получила грант в $4 млн от британского правительства, еще $2,5 млн от ЕС и средства около тысячи частных акционеров.
На дирижабли как грузовой транспорт обращают внимание, в первую очередь, нефтяные, газовые и горнодобывающие компании, которым зачастую слишком дорого и затруднительно строить дороги, вертолетные площадки и прочую инфраструктуру. В конце марта американская Lockheed Martin Corporation, одна из крупнейших в мире компаний ВПК, получила первый заказ от основанной в Великобритании Straightline Aviation общей суммой в $480 млн на производство 12 грузовых гибридных дирижаблей, которые разрабатывались более 10 лет. Каждый из LMH-1 размером почти с футбольное поле сможет перевозить 20 т грузов и 19 пассажиров. Их поставка начнется в 2018 г. Эта сделка дает основания говорить о создании нового рынка транспорта, который может сформировать альтернативные глобальные сети перевозок и повлиять на смежные отрасли. Lockheed прогнозирует, что спрос на гибридные дирижабли в ближайшие 10 лет составит около 500 единиц. А в 2014 году геологоразведочная компания Amur Minerals Corporation, разрабатывающая никелевые и медные месторождения на севере Хабаровского края, сообщила о намерении использовать дирижабли для доставки оборудования и вывоза руды. Компания планирует использовать два дирижабля ML868 (250 т) американской Aeroscraft Corporation (Aeros): для нее это альтернатива строительству 320 км железной дороги до БАМа. Серийное производство Aeros должна запустить в 2016 г.
В секторе пассажирских перевозок дирижабли пока используются скорее для туристических полетов. Но идут разработки и транспортного воздухоплавания. Недавно новосибирские ученые запатентовали технологию «воздушных троллейбусов»: дирижабли смогут двигаться по проводам на высоте десятков метров.
В современном российском дирижаблестроении уже есть примеры успешных разработок. Воздухоплавательный центр «Авгуръ» в Киржаче выпускает несколько моделей управляемых аэростатов. Десятиместный Au-30 «Аргус» развивает крейсерскую скорость 40–80 км/ч, а максимальная длительность его полета — 24 ч. «Аргус» можно модифицировать под конкретные цели: туризм, спасательные операции и т.д. Двухместный AU‑12, первый экспортируемый российский дирижабль, подходит для патрулирования, рекламных кампаний, аэросъемки и др. Разрабатываемый 130‑метровый «Атлант 100» http://rosaerosystems.ru/atlant/ будет брать на «борт» до 200 человек и до 60 т. Крейсерская скорость судна — до 150 км/ч. Вертикальный взлет и посадку дирижабль сможет осуществлять даже с неподготовленных площадок и с водной поверхности. А в 2015 году Объединенная приборостроительная корпорация представила на салоне МАКС первый российский беспилотный дирижабль ДП‑29.
«Космическое» направление активно развивает NASA: в 2014 году агентство объявило конкурс «20-20‑20 Airship Challenge» на создание стратосферного дирижабля, который сможет 20 часов находиться в верхних слоях стратосферы (на высоте 20 км), имея «на борту» оборудование весом 20 кг. Далее NASA планирует в 10 раз увеличить вес оборудования и длительность полета. Такие дирижабли позволят вести наблюдения за планетами и получать снимки высокого разрешения, создавать климатические карты и предупреждать природные катаклизмы. Их можно использовать для телекоммуникационных сетей и вышек беспроводного интернета. Кстати, в сфере телекоммуникаций воздушные суда уже используются. Например, крупная американская компания Direct TV: ее дирижабли производства Van Wagner Airship Group LLC с огромными светодиодными экранами (640 кв.м) «плавают» над Штатами уже примерно 10 лет. Гиростабилизированная камера обеспечивает превосходное видео со спортивных событий, которое передается на землю по микроволновой нисходящей линии связи.
Первый дирижабль для полетов в ближний космос в 2015 году запустил Китай. А NASA в рамках проекта пилотируемого полета на Венеру HAVOC рассматривает возможность использовать дирижабли с солнечными батареями в качестве станций для пребывания экипажей и научных наблюдений. Они будут находиться на высоте 50 км над поверхностью Венеры, где условия обитания человека более подходящие, чем на пылающей поверхности планеты.
По теме:
1. Тим Скоренко. Самые большие дирижабли XXI века. — 7 сентября 2013. — http://goo.gl/rMel9C.
2. Олег Макаров. Зачем они возвращаются?: Нужны ли сегодня дирижабли? — 19 сентября 2008. — http://goo.gl/uS43rT.
3. Ari Phillips. The airships of the future have arrived. — 5 апреля 2016. — http://goo.gl/u4lHSV.
4. Грузовые дирижабли. — http://goo.gl/c8vgkt.
5. Олег Макаров. Как взлетают дирижабли. — 17 декабря 2013. — http://goo.gl/5j2FZ0.
Смотреть на Facebook
Современные дирижабли отличаются от предшественников первой половины XX века и материалами, и технологиями. Так, вместо взрывоопасного водорода используют гелий; системы пилотирования и бортовое оборудование позволяют проходить заранее заданные маршруты и управлять аэростатом на малых скоростях. Один из примеров новейших технологий дирижаблестроения продемонстрировала недавно британская Hybrid Air Vehicles. Ее 92-метровый гибрид Airlander 10 стал самым большим воздушным судном в мире. Он сочетает три принципа воздухоплавания: элементы самолета с неподвижным крылом, вертолета и аэростата. Оболочка состоит из трех слоев самых прочных материалов: углеродистого волокна, майлара и кевлара. Дирижабль сможет перевозить 48 пассажиров и 10 т груза и летать без посадки 5 дней с экипажем и три недели в беспилотном режиме. Четыре двигателя разгоняют его до 150 км/ч. Компания планирует с 2018 года производить 10–20 таких дирижаблей в год. На свой проект Hybrid Air Vehicles получила грант в $4 млн от британского правительства, еще $2,5 млн от ЕС и средства около тысячи частных акционеров.
На дирижабли как грузовой транспорт обращают внимание, в первую очередь, нефтяные, газовые и горнодобывающие компании, которым зачастую слишком дорого и затруднительно строить дороги, вертолетные площадки и прочую инфраструктуру. В конце марта американская Lockheed Martin Corporation, одна из крупнейших в мире компаний ВПК, получила первый заказ от основанной в Великобритании Straightline Aviation общей суммой в $480 млн на производство 12 грузовых гибридных дирижаблей, которые разрабатывались более 10 лет. Каждый из LMH-1 размером почти с футбольное поле сможет перевозить 20 т грузов и 19 пассажиров. Их поставка начнется в 2018 г. Эта сделка дает основания говорить о создании нового рынка транспорта, который может сформировать альтернативные глобальные сети перевозок и повлиять на смежные отрасли. Lockheed прогнозирует, что спрос на гибридные дирижабли в ближайшие 10 лет составит около 500 единиц. А в 2014 году геологоразведочная компания Amur Minerals Corporation, разрабатывающая никелевые и медные месторождения на севере Хабаровского края, сообщила о намерении использовать дирижабли для доставки оборудования и вывоза руды. Компания планирует использовать два дирижабля ML868 (250 т) американской Aeroscraft Corporation (Aeros): для нее это альтернатива строительству 320 км железной дороги до БАМа. Серийное производство Aeros должна запустить в 2016 г.
В секторе пассажирских перевозок дирижабли пока используются скорее для туристических полетов. Но идут разработки и транспортного воздухоплавания. Недавно новосибирские ученые запатентовали технологию «воздушных троллейбусов»: дирижабли смогут двигаться по проводам на высоте десятков метров.
В современном российском дирижаблестроении уже есть примеры успешных разработок. Воздухоплавательный центр «Авгуръ» в Киржаче выпускает несколько моделей управляемых аэростатов. Десятиместный Au-30 «Аргус» развивает крейсерскую скорость 40–80 км/ч, а максимальная длительность его полета — 24 ч. «Аргус» можно модифицировать под конкретные цели: туризм, спасательные операции и т.д. Двухместный AU‑12, первый экспортируемый российский дирижабль, подходит для патрулирования, рекламных кампаний, аэросъемки и др. Разрабатываемый 130‑метровый «Атлант 100» http://rosaerosystems.ru/atlant/ будет брать на «борт» до 200 человек и до 60 т. Крейсерская скорость судна — до 150 км/ч. Вертикальный взлет и посадку дирижабль сможет осуществлять даже с неподготовленных площадок и с водной поверхности. А в 2015 году Объединенная приборостроительная корпорация представила на салоне МАКС первый российский беспилотный дирижабль ДП‑29.
«Космическое» направление активно развивает NASA: в 2014 году агентство объявило конкурс «20-20‑20 Airship Challenge» на создание стратосферного дирижабля, который сможет 20 часов находиться в верхних слоях стратосферы (на высоте 20 км), имея «на борту» оборудование весом 20 кг. Далее NASA планирует в 10 раз увеличить вес оборудования и длительность полета. Такие дирижабли позволят вести наблюдения за планетами и получать снимки высокого разрешения, создавать климатические карты и предупреждать природные катаклизмы. Их можно использовать для телекоммуникационных сетей и вышек беспроводного интернета. Кстати, в сфере телекоммуникаций воздушные суда уже используются. Например, крупная американская компания Direct TV: ее дирижабли производства Van Wagner Airship Group LLC с огромными светодиодными экранами (640 кв.м) «плавают» над Штатами уже примерно 10 лет. Гиростабилизированная камера обеспечивает превосходное видео со спортивных событий, которое передается на землю по микроволновой нисходящей линии связи.
Первый дирижабль для полетов в ближний космос в 2015 году запустил Китай. А NASA в рамках проекта пилотируемого полета на Венеру HAVOC рассматривает возможность использовать дирижабли с солнечными батареями в качестве станций для пребывания экипажей и научных наблюдений. Они будут находиться на высоте 50 км над поверхностью Венеры, где условия обитания человека более подходящие, чем на пылающей поверхности планеты.
По теме:
1. Тим Скоренко. Самые большие дирижабли XXI века. — 7 сентября 2013. — http://goo.gl/rMel9C.
2. Олег Макаров. Зачем они возвращаются?: Нужны ли сегодня дирижабли? — 19 сентября 2008. — http://goo.gl/uS43rT.
3. Ari Phillips. The airships of the future have arrived. — 5 апреля 2016. — http://goo.gl/u4lHSV.
4. Грузовые дирижабли. — http://goo.gl/c8vgkt.
5. Олег Макаров. Как взлетают дирижабли. — 17 декабря 2013. — http://goo.gl/5j2FZ0.
