03.02.2016
Появление возможностей для массового онлайн-обучения в последние годы заставляет кардинально меняться систему образования — одну из самых консервативных и замкнутых областей, которая оставалась практически неизменной на протяжении веков. И в авангарде этих процессов идет человек новой профессии — продюсер онлайн‑курсов, способный учитывать принципиально новые требования, которые возникают при «переходе» образовательного контента из лекционных и семинарских аудиторий в интернет‑пространство. Тонкостям этой профессии посвящена одна из январских передач цикла «Пусть меня научат», выпускаемого радиостанцией Business FM и «Лабораторией новых профессий» при поддержке РВК.
Первые онлайн‑курсы в 1980‑е годы запустил Массачусетский технологический институт: тогда они по сути представляли собой каталог бесплатных видеозаписей курсов MIT, а сейчас уже более десяти лет существует детально проработанный проект MIT OpenCourseWare. В начале 2010‑х появляются массовые открытые онлайн‑курсы (MOOC) и происходит настоящий взрыв в сфере онлайн-образования — запущены три крупнейшие платформы: Сoursera, edX, Udacity. Возникают и российские площадки MOOC — «Лекториум», «Универсариум», UNIWEB, более близкая к формату медиа «ПостНаука» и другие. А недавно Минобрнауки РФ и консорциум из восьми ведущих вузов объявили о создании «Национальной платформы открытого образования», которая должна дать возможность миллионам студентов проходить дистанционное онлайн‑обучение.
Онлайн‑курсы — это не только просвещение, но и рынок. Разные площадки ищут свои способы монетизации услуг (например, плата за выдачу сертификата или за размещение авторского контента) и свои пропорции платных и бесплатных программ. По прогнозам агентства TechNavio, рынок онлайн‑образования будет расти более чем на 5% ежегодно вплоть до 2018 года.
Одна из проблем этой сферы, которую предстоит решить продюсерам онлайн-курсов, — это потеря мотивации слушать программу до конца. По статистике Coursera, до конца доходят только 3–5% записавшихся людей. Поэтому продюсер образовательных онлайн-курсов должен не просто составлять их сценарии, а создавать современный, увлекательный контент, применяя приемы сторителлинга и геймификации, не забывая про педагогический дизайн и необходимость встраивать проверочные тесты и допматериалы, а также учитывая особенности восприятия информации онлайн (например, специалисты edX эмпирически определили, что оптимальная длина образовательного видеоролика — не более шести минут).
В России уже работают несколько образовательных программ разных форматов для будущих продюсеров онлайн‑курсов, в том числе программы «Лекториума» и «Лаборатории новых профессий». Последняя в 2015 году выпустила два набора продюсеров онлайн‑курсов, многие из которых продолжают создавать образовательные продукты в вузах или коммерческих компаниях.
Послушать выпуск программы о профессии продюсера учебных онлайн-курсов можно здесь https://goo.gl/K7IpBt.
Смотреть на Facebook
Первые онлайн‑курсы в 1980‑е годы запустил Массачусетский технологический институт: тогда они по сути представляли собой каталог бесплатных видеозаписей курсов MIT, а сейчас уже более десяти лет существует детально проработанный проект MIT OpenCourseWare. В начале 2010‑х появляются массовые открытые онлайн‑курсы (MOOC) и происходит настоящий взрыв в сфере онлайн-образования — запущены три крупнейшие платформы: Сoursera, edX, Udacity. Возникают и российские площадки MOOC — «Лекториум», «Универсариум», UNIWEB, более близкая к формату медиа «ПостНаука» и другие. А недавно Минобрнауки РФ и консорциум из восьми ведущих вузов объявили о создании «Национальной платформы открытого образования», которая должна дать возможность миллионам студентов проходить дистанционное онлайн‑обучение.
Онлайн‑курсы — это не только просвещение, но и рынок. Разные площадки ищут свои способы монетизации услуг (например, плата за выдачу сертификата или за размещение авторского контента) и свои пропорции платных и бесплатных программ. По прогнозам агентства TechNavio, рынок онлайн‑образования будет расти более чем на 5% ежегодно вплоть до 2018 года.
Одна из проблем этой сферы, которую предстоит решить продюсерам онлайн-курсов, — это потеря мотивации слушать программу до конца. По статистике Coursera, до конца доходят только 3–5% записавшихся людей. Поэтому продюсер образовательных онлайн-курсов должен не просто составлять их сценарии, а создавать современный, увлекательный контент, применяя приемы сторителлинга и геймификации, не забывая про педагогический дизайн и необходимость встраивать проверочные тесты и допматериалы, а также учитывая особенности восприятия информации онлайн (например, специалисты edX эмпирически определили, что оптимальная длина образовательного видеоролика — не более шести минут).
В России уже работают несколько образовательных программ разных форматов для будущих продюсеров онлайн‑курсов, в том числе программы «Лекториума» и «Лаборатории новых профессий». Последняя в 2015 году выпустила два набора продюсеров онлайн‑курсов, многие из которых продолжают создавать образовательные продукты в вузах или коммерческих компаниях.
Послушать выпуск программы о профессии продюсера учебных онлайн-курсов можно здесь https://goo.gl/K7IpBt.
