11.12.2015
Сегодня после пленарного заседания работа на форуме в Сочи проходит одновременно на шести параллельных секциях в формате стратсессий, дискуссий, практических семинаров. Воркшоп для представителей вузов, инновационного бизнеса, рабочих групп НТИ провела директор правового департамента РВК Наталия Полякова, которая вместе с приглашенными экспертами развенчала самые стойкие мифы в области интеллектуальной собственности (ИС).
Один из опасных мифов об ИС — представление, что самый лучший патент можно получить, например, обратившись напрямую в патентное ведомство США. «Это может плохо закончиться для неопытных авторов. Вы не имеете права патентовать свое изобретение за рубежом в обход Роспатента: любая заявка должна сначала пройти проверку на секретность. Вам необязательно патентовать изобретение в России, но проверку пройти вы обязаны», — объяснила Н.Полякова. Мариелла Массаро, адвокат юридической фирмы Jacobaccie Associati, рассказала, как разрабатывать патентную стратегию и как выбирать страны для патентования своих изобретений: «Патентовать нужно, чтобы запретить использование другими лицами вашего изобретения, предоставить лицензию или передать права на патент, привлечь внимание инвесторов, получить доступ к программам финансирования. Но ни у кого нет финансовых ресурсов, чтобы оформить, а затем защищать свои права на интеллектуальную собственность во всем мире. Чаще всего выбор падает на страны, где производится запатентованное изобретение, или где находятся конкуренты правообладателя, или где будет продаваться запатентованное изобретение». Мариелла подсказала, что, с момента первой подачи заявки — как правило, это национальная заявка — у вас есть 30 месяцев, при патентовании по процедуре РСТ, чтобы выбрать страны патентования. За этот срок она советовала усилить свой патент подачей дополнительных патентных заявок на отдельные элементы изобретения – это особенно актуально, если в вашей области работает сразу много конкурентов.
Анна Костыра, партнер Компании E&Y, остановилась на мифах о товарных знаках/знаках обслуживания: «Ошибка считать, что товарным знаком может быть только логотип (слово или изображение), что зарегистрированный товарный знак защищен во всем мире, что в качестве товарного знака можно зарегистрировать любое слово и запретить остальным его использовать». Эксперт рассказала, что в качестве товарного знака можно зарегистрировать, например, слово или словосочетание, слоган, изображение, трехмерный объект, звук, видеоролик, запах, цвет, доменное имя, интерфейс сайта или приложения. «Трехмерный товарный знак часто используется, например, для защиты внешнего вида заправочных станций. Отличный ход – зарегистрировать фирменный цвет (например, красный цвет подошвы туфель), форму своего продукта (например, изображение круглой конфеты в кокосовой обсыпке), запах в вашем магазине или дизайн витрины. Такая защита работает намного лучше, но в случае большой популярности вашего товарного знака может быть и обратный эффект – он станет именем нарицательным и потеряет различительную способность, как это произошло, например, с фирмой Ксерокс».
Мифы о ноу-хау развенчивал партнер Nevsky IP Law Николай Зайченко. Он напомнил, что в октябре 2014 года вступили в силу изменения российского законодательства о ноу-хау: если раньше мерой защиты для секретов производства был только режим коммерческой тайны, то теперь введение такого режима стало необязательным. «Преимущества ноу-хау перед патентом: конфиденциальная информация закрыта от третьих лиц, вам не требуется проведение какой-либо государственной регистрации, срок действия не ограничен, и при этом у вас сохраняется право требовать прекращения дальнейшего распространения однажды незаконно распространенной информации. Без ноу-хау невозможно использование патентов, а без запатентованной технологии невозможно применение ноу-хау. Лучшая практика – комбинирование патентной защиты и режима ноу-хау и введение режима ноу-хау в отношении узкого перечня действительно секретной информации».
Смотреть на Facebook
Один из опасных мифов об ИС — представление, что самый лучший патент можно получить, например, обратившись напрямую в патентное ведомство США. «Это может плохо закончиться для неопытных авторов. Вы не имеете права патентовать свое изобретение за рубежом в обход Роспатента: любая заявка должна сначала пройти проверку на секретность. Вам необязательно патентовать изобретение в России, но проверку пройти вы обязаны», — объяснила Н.Полякова. Мариелла Массаро, адвокат юридической фирмы Jacobaccie Associati, рассказала, как разрабатывать патентную стратегию и как выбирать страны для патентования своих изобретений: «Патентовать нужно, чтобы запретить использование другими лицами вашего изобретения, предоставить лицензию или передать права на патент, привлечь внимание инвесторов, получить доступ к программам финансирования. Но ни у кого нет финансовых ресурсов, чтобы оформить, а затем защищать свои права на интеллектуальную собственность во всем мире. Чаще всего выбор падает на страны, где производится запатентованное изобретение, или где находятся конкуренты правообладателя, или где будет продаваться запатентованное изобретение». Мариелла подсказала, что, с момента первой подачи заявки — как правило, это национальная заявка — у вас есть 30 месяцев, при патентовании по процедуре РСТ, чтобы выбрать страны патентования. За этот срок она советовала усилить свой патент подачей дополнительных патентных заявок на отдельные элементы изобретения – это особенно актуально, если в вашей области работает сразу много конкурентов.
Анна Костыра, партнер Компании E&Y, остановилась на мифах о товарных знаках/знаках обслуживания: «Ошибка считать, что товарным знаком может быть только логотип (слово или изображение), что зарегистрированный товарный знак защищен во всем мире, что в качестве товарного знака можно зарегистрировать любое слово и запретить остальным его использовать». Эксперт рассказала, что в качестве товарного знака можно зарегистрировать, например, слово или словосочетание, слоган, изображение, трехмерный объект, звук, видеоролик, запах, цвет, доменное имя, интерфейс сайта или приложения. «Трехмерный товарный знак часто используется, например, для защиты внешнего вида заправочных станций. Отличный ход – зарегистрировать фирменный цвет (например, красный цвет подошвы туфель), форму своего продукта (например, изображение круглой конфеты в кокосовой обсыпке), запах в вашем магазине или дизайн витрины. Такая защита работает намного лучше, но в случае большой популярности вашего товарного знака может быть и обратный эффект – он станет именем нарицательным и потеряет различительную способность, как это произошло, например, с фирмой Ксерокс».
Мифы о ноу-хау развенчивал партнер Nevsky IP Law Николай Зайченко. Он напомнил, что в октябре 2014 года вступили в силу изменения российского законодательства о ноу-хау: если раньше мерой защиты для секретов производства был только режим коммерческой тайны, то теперь введение такого режима стало необязательным. «Преимущества ноу-хау перед патентом: конфиденциальная информация закрыта от третьих лиц, вам не требуется проведение какой-либо государственной регистрации, срок действия не ограничен, и при этом у вас сохраняется право требовать прекращения дальнейшего распространения однажды незаконно распространенной информации. Без ноу-хау невозможно использование патентов, а без запатентованной технологии невозможно применение ноу-хау. Лучшая практика – комбинирование патентной защиты и режима ноу-хау и введение режима ноу-хау в отношении узкого перечня действительно секретной информации».
