08.12.2015
РВК и Intel составили портрет типичного российского технологического энтузиаста, или, по международной терминологии, мейкера, и изучили экосистему, сложившуюся вокруг любителей создавать «умные» устройства своими руками. Сегодня на конференции в институте «Стрелка» были представлены результаты большого исследовательского проекта, реализованного в партнерстве с Европейским университетом в Санкт-Петербурге, компанией «Делойт», проектом GoTo, ресурсами Хабрахабр и Edutainme.
В фокусе исследования – действующие в нашей стране центры концентрации движения: фаблабы, мейкер- и хакспейсы, школьные кружки и онлайн-сообщества. На конференции Игорь Агамирзян подчеркнул, что для РВК поддержка мейкеров – это поддержка появления новых рынков и технологий: «Новые индустрии рождаются не из военной сферы и не из госзаказа, а в любительских сообществах, и формируют их простые люди, одержимые идеей технического творчества». Гюнтер Юрген (Guenther Juenger), региональный директор Intel по внешним связям, напомнил, что корпорация была создана в буквальном смысле в гараже, и никто тогда не предполагал, что этот бизнес приобретет глобальный масштаб. Он заметил, что для нового поколения инноваторов время никогда не было более благоприятным, чем сегодня, в период изменений глобальных рынков и индустрий, открывающих новые окна возможностей.
Выяснилось, что на сегодняшний день насчитывается порядка 1200 активных сообществ энтузиастов в сфере технического творчества и около 3000 лабораторий цифрового прототипирования в мире. За последние три года в мире количество площадок выросло в среднем в 2,5 раза, а рост числа тематических онлайн-площадок и их подписчиков составил около 150%. На примере США, Китая и Финляндии был отмечен и значительный рост интереса к деятельности таких сообществ со стороны государства, вузов, крупного бизнеса. Например, в двух самым масштабных мероприятиях в этой области – Maker Faire в Нью-Йорке и Bay Area (Калифорния) – в прошлом году приняли участие 214 тысяч человек, что равно населению небольшого города. Пример господдержки движения – два года подряд ярмарки достижений технического творчества проходят в Белом доме при участии президента США.
Отдельно исследованы характерные для российских мейкерских сообществ типажи: для пристального наблюдения были выбраны 5 площадок в северной столице и одна – в Перми. «Мы не занимались анализом биографических траекторий мейкеров, но нашли общие черты: их интерес к технологическому творчеству зарождается в детстве. Как правило, эти люди хотели создавать новые устройства, присутствовать в кружках, но тогда их интерес никто не разделял. Теперь они вовлекаются в сообщества через собственные проекты, широкомасштабные мероприятия или образовательные курсы», – рассказала Анна Черныш, научный сотрудник Центра исследований госуправления Европейского Университета.
Типичный российский мейкер – это мужчина 25-35 лет с высшим техническим образованием, как правило, житель мегаполиса – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Новосибирска. Работает в сфере IT, науки или образования и почти не имеет таких же технических энтузиастов среди друзей. В России на сегодняшний день мейкерство и технологическое творчество – в основном мужская сфера деятельности: 82% участников групп в социальных сетях мужского пола, а роль женщин ограничена маркетингом и организацией мероприятий. Гюнтер Юрген рассказал, что по результатам исследования Intel запустит в России программу по вовлечению женщин в техническое творчество, так как их участие важно и с точки зрения жизнеспособности сообществ, и с точки зрения бизнес-успеха мейкерских проектов.
Образовательный проект Edutainme изучал в рамках исследования такое явление, как дети-изобретатели. Сейчас школьников в кружках по робототехнике в 5-7 раз меньше, чем в художественном творчестве и спорте. Владимир Синельников, сооснователь и руководитель проекта, объяснил, что в России не хватает медиабренда, развивающего формат «сделай сам». Не хватает и открытых ярмарок научно-технических достижений для школьников, куда можно прийти «за компанию», в качестве досуга. Не хватает также специализированных центров подготовки для наставников и надежных каналов информации для родителей: последние просто не знают о разнообразии кружков робототехники и технического творчества.
Как компании-участники исследовательского проекта планируют использовать его результаты, рассказал Илья Курмышев, директор по продвижению инновационной деятельности РВК: «Одна из наших целей – развитие горизонтальных связей в сообществе – уже реализуется: на портале Хабрахабр создан новый раздел, который показал высокий интерес IT-сообщества к тематике DIY. Люди стали активнее обмениваться информацией между собой. Мы продолжим работать с активными сетевыми сообществами, способными вовлекать новую аудиторию, будем помогать в развитии компетенций лидеров сообществ, знакомить их с лучшими мировыми практиками, создавать новые образовательные и нетворкинговые инструменты. Будем создавать и офлайн-площадки, недостаток которых показало исследование. Среди идей – проведение следующим летом в России большой ярмарки по примеру Maker Faire. Результаты исследования также помогут дополнить дорожную карту Национальной технологической инициативы ( по развитию кружкового движения».
С презентациями всех участников сегодняшней конференции и краткими выводами исследования можно ознакомиться здесь: http://goo.gl/N0QNp9. Ссылкой на полную версию исследования мы обязательно поделимся после публикации.
Смотреть на Facebook
В фокусе исследования – действующие в нашей стране центры концентрации движения: фаблабы, мейкер- и хакспейсы, школьные кружки и онлайн-сообщества. На конференции Игорь Агамирзян подчеркнул, что для РВК поддержка мейкеров – это поддержка появления новых рынков и технологий: «Новые индустрии рождаются не из военной сферы и не из госзаказа, а в любительских сообществах, и формируют их простые люди, одержимые идеей технического творчества». Гюнтер Юрген (Guenther Juenger), региональный директор Intel по внешним связям, напомнил, что корпорация была создана в буквальном смысле в гараже, и никто тогда не предполагал, что этот бизнес приобретет глобальный масштаб. Он заметил, что для нового поколения инноваторов время никогда не было более благоприятным, чем сегодня, в период изменений глобальных рынков и индустрий, открывающих новые окна возможностей.
Выяснилось, что на сегодняшний день насчитывается порядка 1200 активных сообществ энтузиастов в сфере технического творчества и около 3000 лабораторий цифрового прототипирования в мире. За последние три года в мире количество площадок выросло в среднем в 2,5 раза, а рост числа тематических онлайн-площадок и их подписчиков составил около 150%. На примере США, Китая и Финляндии был отмечен и значительный рост интереса к деятельности таких сообществ со стороны государства, вузов, крупного бизнеса. Например, в двух самым масштабных мероприятиях в этой области – Maker Faire в Нью-Йорке и Bay Area (Калифорния) – в прошлом году приняли участие 214 тысяч человек, что равно населению небольшого города. Пример господдержки движения – два года подряд ярмарки достижений технического творчества проходят в Белом доме при участии президента США.
Отдельно исследованы характерные для российских мейкерских сообществ типажи: для пристального наблюдения были выбраны 5 площадок в северной столице и одна – в Перми. «Мы не занимались анализом биографических траекторий мейкеров, но нашли общие черты: их интерес к технологическому творчеству зарождается в детстве. Как правило, эти люди хотели создавать новые устройства, присутствовать в кружках, но тогда их интерес никто не разделял. Теперь они вовлекаются в сообщества через собственные проекты, широкомасштабные мероприятия или образовательные курсы», – рассказала Анна Черныш, научный сотрудник Центра исследований госуправления Европейского Университета.
Типичный российский мейкер – это мужчина 25-35 лет с высшим техническим образованием, как правило, житель мегаполиса – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Новосибирска. Работает в сфере IT, науки или образования и почти не имеет таких же технических энтузиастов среди друзей. В России на сегодняшний день мейкерство и технологическое творчество – в основном мужская сфера деятельности: 82% участников групп в социальных сетях мужского пола, а роль женщин ограничена маркетингом и организацией мероприятий. Гюнтер Юрген рассказал, что по результатам исследования Intel запустит в России программу по вовлечению женщин в техническое творчество, так как их участие важно и с точки зрения жизнеспособности сообществ, и с точки зрения бизнес-успеха мейкерских проектов.
Образовательный проект Edutainme изучал в рамках исследования такое явление, как дети-изобретатели. Сейчас школьников в кружках по робототехнике в 5-7 раз меньше, чем в художественном творчестве и спорте. Владимир Синельников, сооснователь и руководитель проекта, объяснил, что в России не хватает медиабренда, развивающего формат «сделай сам». Не хватает и открытых ярмарок научно-технических достижений для школьников, куда можно прийти «за компанию», в качестве досуга. Не хватает также специализированных центров подготовки для наставников и надежных каналов информации для родителей: последние просто не знают о разнообразии кружков робототехники и технического творчества.
Как компании-участники исследовательского проекта планируют использовать его результаты, рассказал Илья Курмышев, директор по продвижению инновационной деятельности РВК: «Одна из наших целей – развитие горизонтальных связей в сообществе – уже реализуется: на портале Хабрахабр создан новый раздел, который показал высокий интерес IT-сообщества к тематике DIY. Люди стали активнее обмениваться информацией между собой. Мы продолжим работать с активными сетевыми сообществами, способными вовлекать новую аудиторию, будем помогать в развитии компетенций лидеров сообществ, знакомить их с лучшими мировыми практиками, создавать новые образовательные и нетворкинговые инструменты. Будем создавать и офлайн-площадки, недостаток которых показало исследование. Среди идей – проведение следующим летом в России большой ярмарки по примеру Maker Faire. Результаты исследования также помогут дополнить дорожную карту Национальной технологической инициативы ( по развитию кружкового движения».
С презентациями всех участников сегодняшней конференции и краткими выводами исследования можно ознакомиться здесь: http://goo.gl/N0QNp9. Ссылкой на полную версию исследования мы обязательно поделимся после публикации.
