04.12.2015
В DI Telegraph продолжается Media Makers – вторая ежегодная конференция о будущем новых медиа, организованная РВК и Slon.ru. Формат Media Makers – динамичный и разнообразный: короткие выступления экспертов и создателей самых известных медиапроектов страны с рассказом об опыте использования новых технологий и о видении будущего индустрии сменяют мастер-классы и экспресс-обсуждения. Одним из них стала дискуссия «Говорить о сложном, или Как просветительские медиа собирают аудиторию», где участвовали главный редактор «ПостНауки» Ивар Максутов и редакционный директор проекта Arzamas Алексей Мунипов. Модерировал обсуждение директор по продвижению инновационной деятельности РВК Илья Курмышев.
Задавая тон дискуссии, Илья заметил, что, согласно исследованиям, за последние годы интерес к научно-популярному контенту сильно вырос. «Это видно в большом количестве новых мероприятий и медиа-проектов, которые появляются в этой сфере», – сказал он. С ним согласился и Ивар Максутов, заметив, однако, что этот тренд, по его собственному опыту, стал прослеживаться только в последний год. «В конце же 2011, года, когда задумывалась «ПостНаука», казалось, что просветительский проект в России никому не нужен. При этом, я, как научный сотрудник и преподаватель, понимал, что просветительских медиа в стране просто нет, и ученый, попадая в медиа-контекст, всегда «обрезается» журналистами, оказывается не до конца понят. Нужно было придумать пространство, где ученые могут говорить с аудиторией без посредников, где не будут искажаться их идеи. Сначала мы в успех нашего проекта не верили, долгое время оставалось ощущение, что все, что происходит с «ПостНаукой» – это странная случайность, и скоро все печально закончится. Поэтому мы старались отснять как можно больше лекций сразу, чтобы был запас и чтобы этот музей научных идей где-то сохранялся», – поделился главный редактор «ПостНауки».
Научная журналистика, по мнению эксперта, с одной стороны похожа на любую другую отраслевую журналистику, а с другой – сильно от нее отличается. «Задача журналиста, пишущего о науке, состоит не в том, чтобы разузнать у ученого какой-то секрет, а в том, чтобы быть просветителем, помочь ученому рассказать историю. И проблема в том, что какое бы хорошие ни было у журналиста образование, он не может понять, что происходит в науке, его знания устаревают в тот момент, когда он покидает стены университета. При этом, как мне кажется, сами ученые достаточно хорошо подкованы, а пространство медиа так сильно расширилось, что ученые могут рассказывать свои истории самостоятельно, и максимум что должен делать журналист – переупаковывать контент, но всегда в соавторстве», – считает Ивар.
Редакционный директор проекта Arzamas Алексей Мунипов говорил на примере Arzamas о разнице между образовательными и просветительскими проектами: «Мы пока скорее просветительский проект – у нас нет обратной связи с читателем, мы не выдаем дипломов и не претендуем на конечное знание по какому-то большому вопросу. Пока мы – научно-популярно-развлекательное медиа». Однако Алексей признался, что в планах редакции – развитие Arzamas именно в сторону образовательного проекта. Это не мешает использовать дополнительные инфотейнмент-форматы для расширенияаудитории: «Каждый наш видеокурс обвешан дополнительными материалами по теме, в частности, мы делаем игры – вроде игры про писателей, устроенной по принципу головоломки «волк, коза и капуста», или игры по теории официальной народности».
Смотреть на Facebook
Задавая тон дискуссии, Илья заметил, что, согласно исследованиям, за последние годы интерес к научно-популярному контенту сильно вырос. «Это видно в большом количестве новых мероприятий и медиа-проектов, которые появляются в этой сфере», – сказал он. С ним согласился и Ивар Максутов, заметив, однако, что этот тренд, по его собственному опыту, стал прослеживаться только в последний год. «В конце же 2011, года, когда задумывалась «ПостНаука», казалось, что просветительский проект в России никому не нужен. При этом, я, как научный сотрудник и преподаватель, понимал, что просветительских медиа в стране просто нет, и ученый, попадая в медиа-контекст, всегда «обрезается» журналистами, оказывается не до конца понят. Нужно было придумать пространство, где ученые могут говорить с аудиторией без посредников, где не будут искажаться их идеи. Сначала мы в успех нашего проекта не верили, долгое время оставалось ощущение, что все, что происходит с «ПостНаукой» – это странная случайность, и скоро все печально закончится. Поэтому мы старались отснять как можно больше лекций сразу, чтобы был запас и чтобы этот музей научных идей где-то сохранялся», – поделился главный редактор «ПостНауки».
Научная журналистика, по мнению эксперта, с одной стороны похожа на любую другую отраслевую журналистику, а с другой – сильно от нее отличается. «Задача журналиста, пишущего о науке, состоит не в том, чтобы разузнать у ученого какой-то секрет, а в том, чтобы быть просветителем, помочь ученому рассказать историю. И проблема в том, что какое бы хорошие ни было у журналиста образование, он не может понять, что происходит в науке, его знания устаревают в тот момент, когда он покидает стены университета. При этом, как мне кажется, сами ученые достаточно хорошо подкованы, а пространство медиа так сильно расширилось, что ученые могут рассказывать свои истории самостоятельно, и максимум что должен делать журналист – переупаковывать контент, но всегда в соавторстве», – считает Ивар.
Редакционный директор проекта Arzamas Алексей Мунипов говорил на примере Arzamas о разнице между образовательными и просветительскими проектами: «Мы пока скорее просветительский проект – у нас нет обратной связи с читателем, мы не выдаем дипломов и не претендуем на конечное знание по какому-то большому вопросу. Пока мы – научно-популярно-развлекательное медиа». Однако Алексей признался, что в планах редакции – развитие Arzamas именно в сторону образовательного проекта. Это не мешает использовать дополнительные инфотейнмент-форматы для расширенияаудитории: «Каждый наш видеокурс обвешан дополнительными материалами по теме, в частности, мы делаем игры – вроде игры про писателей, устроенной по принципу головоломки «волк, коза и капуста», или игры по теории официальной народности».
