19.11.2015
На фотографии – картина засухи в Бразилии, составленная по спутниковым данным системой стартапа Astro Digital, героя новостей последней недели. Этот российский проект занял второе место в питч-соревновании Slush 100 startups на ежегодном форуме в Хельсинки, где он был представлен Фондом «Сколково». Это действительно масштабное событие и большая победа: из 1700 стартапов со всего мира, участвовавших в конференции, около тысячи подавали заявку на отбор в конкурс ста лучших, из сотни были отобраны 25 полуфиналистов, затем четыре финалиста, выступавших в итоге перед жюри из представителей очень известных фондов. Такая победа – это гарантированное внимание к проекту журналистов и инвесторов всего мира. «Мы очень громко заявили о себе в Европе и были услышаны тысячами людей. Это крайне важно для стартапа, где быстрый рост — необходимое условие выживания», — сказала нам Екатерина Котенко-Ленгольд, выпускница Сколтеха, сооснователь и вице-президент по развитию бизнеса Astro Digital. В онлайн-интерфейсе и через API этой системы любая организация, оплатившая недорогую подписку, может обрабатывать данные, собираемые системой из различных источников, создавать нужные ей карты и встраивать их в свои системы и приложения – для высокоточного земледелия, экологического мониторинга, городского планирования и так далее.
Мы спросили Екатерину, что помогло ей победить. Оказывается, навык выступления перед инвесторами и большой аудиторией она получила, участвуя в конкурсе МИТ$100K и одновременно проходя акселерационную программу Startup Access (SA) в Бостоне, тогда еще как основатель ImageAiry, впоследствии объединившегося с Astro Digital. «Умение интересно рассказывать о своей работе, “зажигать” аудиторию необходимо для победы на конкурсах типа Slush 100. В ходе Startup Access я прошла через “карусель” питчей перед инвесторами и экспертами. Это очень ценный опыт, позволяющий “дистиллировать” идею стартапа и научиться преподносить ее в удобоваримой форме», — рассказала Екатерина. Двухнедельные акселерационные программы для стартапов из России бостонский бизнес-инкубатор Startup Access проводит дважды в год, а РВК предоставляет шанс пройти ее многим стартапам, не имеющим возможности самостоятельно оплатить такую поездку. Image Airy участвовал в такой программе при поддержке РВК весной 2014 года вместе с 16 другими стартапами.
По мнению Елены Кадейкиной (https://www.facebook.com/yelena.kadeykina), управляющего партнера StartUp Access, то, насколько полезной оказывается акселерация для участника, зависит целиком от него самого и его установок: «Очень важно, чтобы наши участники были открыты к другому мнению, готовы много работать. Наша программа с Сергеем Грибовым (https://www.facebook.com/sgribov) не обещает быстрый успех. Мы стараемся дать людям доступ к ресурсам и экспертизе. Большинство российских стартапов с точки зрения продукта на сегодня не конкурентноспособны на международном рынке, но есть человеческий капитал, и его мы пытаемся развивать. С каждым следующим набором уровень участников растет, и это меня очень радует». Екатерина Котенго-Ленгольд целиком согласна с этим: «Важно, чтобы человек четко понимал, что он хочет от подобной программы получить, чему научиться. Для нашей команды польза, безусловно, была, и весьма значительная. Это знакомство с новыми людьми, заразительная атмосфера предпринимательства, витающая в воздухе, возможность выступить перед “настоящими” инвесторами и получить обратную связь. Особенно это актуально для начинающих — стартапу важно заложить правильный фундамент, избавиться от части опасных иллюзий, и наметить дорогу к успеху. В этом программы типа SA могут здорово помочь».
Елена Кадейкина, которая была ментором Image Airy, говорит, что сама Екатерина, как и другие студенты Сколтеха, проходящие программу одновременно с ней (РВК тогда предоставила возможность участия трем сколтеховским командам), отличалась той открытостью, готовностью воспринимать новую информацию и менять подходы, которая позволяет извлечь из общения с менторами максимум: «Катя большая молодец. Она фантастически заряжена на работу и живет своей компанией. Она умеет сохранять контакты, правильно распределять ресурсы и слушать. Рада видеть, что и Саша Кудряшова, которая стояла у истоков проекта, сейчас по-прежнему активно вовлечна в него. Горда за успех девочек и их команды на Slush! Замечательно, что Катя обсуждает со мной свой успех на Slush лишь как этап, прекрасно осознавая, что залог успеха компании — не приз конкурса или поднятые инвестиции, а платящие клиенты!»
Екатерина Котенко-Ленголд нашла проект своей мечты – «делать космические технологии полезными для каждого и открывать потенциал спутниковой съемки для десятков индустрий». Она желает командам, которым РВК дает возможность попасть в одну из глобальных акселерационных программ, не упускать возможность «более четко разметить путь к мечте и получить менторскую поддержку и советы от ведущих мировых инвесторов и экспертов». Чтобы сделать это наиболее эффективно, Елена Кадейкина советует концентрироваться на умении слушать, проявить искренний интерес к другим проектам и предпринимателям и помогать им, четко осознавать наличие культурных различий, стараясь следовать местным правилам, быть вовлеченным, используя каждую встречу, каждое мероприятие как последний шанс, и не в последнюю очередь – уважать менторов и ценить их время. Ее дополняет Георгий Гоголев, руководитель службы развития инновационной экосистемы РВК: «Основателям стартапов, не имеющим предыдущего опыта запуска технологических компаний по модели взрывного роста, навыков общения с инвесторами, клиентами и партнерами, очень полезно участвовать в качественных акселерационных программах типа SA. Наличие опытных менторов, группы единомышленников и плотной программы релевантных встреч дает возможность определить правильную бизнес-модель, найти инвестора и за две недели сделать рывок, который при поступательном развитии мог бы занять год. А в мировой конкурентной среде для стартапа промедление равносильно смерти».
Смотреть на Facebook
Мы спросили Екатерину, что помогло ей победить. Оказывается, навык выступления перед инвесторами и большой аудиторией она получила, участвуя в конкурсе МИТ$100K и одновременно проходя акселерационную программу Startup Access (SA) в Бостоне, тогда еще как основатель ImageAiry, впоследствии объединившегося с Astro Digital. «Умение интересно рассказывать о своей работе, “зажигать” аудиторию необходимо для победы на конкурсах типа Slush 100. В ходе Startup Access я прошла через “карусель” питчей перед инвесторами и экспертами. Это очень ценный опыт, позволяющий “дистиллировать” идею стартапа и научиться преподносить ее в удобоваримой форме», — рассказала Екатерина. Двухнедельные акселерационные программы для стартапов из России бостонский бизнес-инкубатор Startup Access проводит дважды в год, а РВК предоставляет шанс пройти ее многим стартапам, не имеющим возможности самостоятельно оплатить такую поездку. Image Airy участвовал в такой программе при поддержке РВК весной 2014 года вместе с 16 другими стартапами.
По мнению Елены Кадейкиной (https://www.facebook.com/yelena.kadeykina), управляющего партнера StartUp Access, то, насколько полезной оказывается акселерация для участника, зависит целиком от него самого и его установок: «Очень важно, чтобы наши участники были открыты к другому мнению, готовы много работать. Наша программа с Сергеем Грибовым (https://www.facebook.com/sgribov) не обещает быстрый успех. Мы стараемся дать людям доступ к ресурсам и экспертизе. Большинство российских стартапов с точки зрения продукта на сегодня не конкурентноспособны на международном рынке, но есть человеческий капитал, и его мы пытаемся развивать. С каждым следующим набором уровень участников растет, и это меня очень радует». Екатерина Котенго-Ленгольд целиком согласна с этим: «Важно, чтобы человек четко понимал, что он хочет от подобной программы получить, чему научиться. Для нашей команды польза, безусловно, была, и весьма значительная. Это знакомство с новыми людьми, заразительная атмосфера предпринимательства, витающая в воздухе, возможность выступить перед “настоящими” инвесторами и получить обратную связь. Особенно это актуально для начинающих — стартапу важно заложить правильный фундамент, избавиться от части опасных иллюзий, и наметить дорогу к успеху. В этом программы типа SA могут здорово помочь».
Елена Кадейкина, которая была ментором Image Airy, говорит, что сама Екатерина, как и другие студенты Сколтеха, проходящие программу одновременно с ней (РВК тогда предоставила возможность участия трем сколтеховским командам), отличалась той открытостью, готовностью воспринимать новую информацию и менять подходы, которая позволяет извлечь из общения с менторами максимум: «Катя большая молодец. Она фантастически заряжена на работу и живет своей компанией. Она умеет сохранять контакты, правильно распределять ресурсы и слушать. Рада видеть, что и Саша Кудряшова, которая стояла у истоков проекта, сейчас по-прежнему активно вовлечна в него. Горда за успех девочек и их команды на Slush! Замечательно, что Катя обсуждает со мной свой успех на Slush лишь как этап, прекрасно осознавая, что залог успеха компании — не приз конкурса или поднятые инвестиции, а платящие клиенты!»
Екатерина Котенко-Ленголд нашла проект своей мечты – «делать космические технологии полезными для каждого и открывать потенциал спутниковой съемки для десятков индустрий». Она желает командам, которым РВК дает возможность попасть в одну из глобальных акселерационных программ, не упускать возможность «более четко разметить путь к мечте и получить менторскую поддержку и советы от ведущих мировых инвесторов и экспертов». Чтобы сделать это наиболее эффективно, Елена Кадейкина советует концентрироваться на умении слушать, проявить искренний интерес к другим проектам и предпринимателям и помогать им, четко осознавать наличие культурных различий, стараясь следовать местным правилам, быть вовлеченным, используя каждую встречу, каждое мероприятие как последний шанс, и не в последнюю очередь – уважать менторов и ценить их время. Ее дополняет Георгий Гоголев, руководитель службы развития инновационной экосистемы РВК: «Основателям стартапов, не имеющим предыдущего опыта запуска технологических компаний по модели взрывного роста, навыков общения с инвесторами, клиентами и партнерами, очень полезно участвовать в качественных акселерационных программах типа SA. Наличие опытных менторов, группы единомышленников и плотной программы релевантных встреч дает возможность определить правильную бизнес-модель, найти инвестора и за две недели сделать рывок, который при поступательном развитии мог бы занять год. А в мировой конкурентной среде для стартапа промедление равносильно смерти».
