12.11.2015
10 ноября в Москве прошла очередная встреча из серии Дней открытых дверей в корпорациях – совместного проекта РВК и iR&DClub’а по изучению и распространению лучших практик открытых инноваций. Менеджеров по управлению инновациями, представителей корпораций, венчурных фондов и институтов развития на этот раз принимала у себя команда Альфа-Лаборатории — подразделения Альфа-Банка, занимающегося разработкой и развитием инновационных IT и fintech-продуктов. «В Альфа-Лаборатории разрабатывается большинство электронных продуктов банка, среди которых – интернет- и мобильный банк, p2p-переводы, эквайринг. Около 30% всех интернет-платежей России проходят через нас. Наши клиенты — это 2 млн физических и 200 тыс. юридических лиц», — рассказал Никита Абраменко, менеджер по инновациям.
Основана лаборатория была два года назад, и за это время модель доказала свою эффективность: чистая прибыль подразделения в прошлом году составила трехзначное число в долларовом эквиваленте, при том, что в штате лаборатории работает всего 200 человек. Располагается инновационное подразделение Альфа-Банка в отдельном офисе. «Мы специально обособились от основного банка и создали здесь свою среду. В Альфа-Банке работает больше 20 тысяч человек, это достаточно громоздкая структура со всеми проблемами крупных компаний: сильным сопротивлением новым вещам, бюрократией, документооборотом и трудностями с принятием решений. Был прецедент, когда один договор для запуска электронного продукта согласовывали полтора года. И тогда мы решили собрать людей, связанных с созданием электроонных продуктов, в одном месте. Лаборатория — это принцип, по которому решил пойти банк, чтобы создавать больше добавочной стоимости», — объяснил Никита.
По словам сотрудников, Альфа-Лаборатория — это «стартап внутри корпорации», а внутри этого стартапа есть еще один — R&D-подразделение. «Это пять человек, которые занимаются исследованиями и разработками. За прошлый год через них прошло больше 150 проектов новых банковских продуктов, некоторые уже запустились», — продолжил Никита Абраменко. Он объяснил, как проходит разработка проектов в Лаборатории: «За основу в нашей работе мы взяли культуру стартапов, многие вещи пришли из методологий lean и agile. Принципы такие: уход от процессов и переход от мнений к гипотезам, продукт важнее документации, задача важнее контракта, а изменения важнее плана. Каждый проект в начале представляет из себя набор гипотез, которые необходимо проверить. Запускаем первую версию продукта в виде MVP. Затем итерациями наращиваем функционал или приходим к пониманию, что гипотезы были неверными. Бывали ситуации, когда мы перед самым запуском понимали, что это не то и не сработает, — это очень напряженная работа».
«В первый год существования R&D процесс проверки перспективных бизнес-гипотез был обособлен от стандартных банковских методологий, — рассказал руководитель перспективных проектов Михаил Эссаулов. — Однако сейчас картина обратная: опыт внедрения проекта через проверку гипотезы становится примером для других подразделений. По всему банку сейчас запущена стратегическая инициатива: “цифровизация” через методологии lean и agile, отчасти мы стали ее “провайдерами”. Например, сотрудники Лабы сейчас преподают agile / lean / scrum / kanban в разных подразделениях банка, рассказывают о нашем опыте. За год 200 человек повлияло на структуру всего банка, лаборатория в какой-то мере повела за собой всю компанию».
На встрече представители Альфа-Лаборатории рассказали и о том, как банк работает с внешними проектами. «У нас есть такие программы, как AlfaCamp — двухмесячный акселератор, и Альфа-старт — программа экспертной поддержки для стартапов в сфере fintech и e-commerce, – рассказал руководитель проекта “Альфа-Старт” Сергей Максимчук. – Предпочтение отдается проектам, участвовавшим в акселераторах, имеющим подтвержденный спрос и первые продажи и проинвестированным фондом или самими основателями. Стартапам мы предоставляем доступ к нашей экспертизе и нашим технологиям, даем выход на рынки, где представлен Альфа-Банк, и на наших партнеров, например, X5 Retail Group и Beeline, а некоторые продукты тестируем совместно с клиентами банка».
В Альфа-Лаборатории понимают, что вокруг стартапов уже сложилась целая экосистема, и для эффективной работы с проектами необходимо встраиваться в партнерскую сеть. «Мы начали с институтов развития и крупных компаний и предложили им свою экспертизу и технологии для профильных нам проектов. Например, у нас есть своя номинация в акселераторе GenerationS. Этот подход позволяет нам получать более качественные проекты, он эффективен и для нас, и для партнеров, и для самих стартапов. Например, мы направляем толковые проекты, которые ищут инвестиции, к нашим партнерам в фонды, специализирующиеся на fintech».
Смотреть на Facebook
Основана лаборатория была два года назад, и за это время модель доказала свою эффективность: чистая прибыль подразделения в прошлом году составила трехзначное число в долларовом эквиваленте, при том, что в штате лаборатории работает всего 200 человек. Располагается инновационное подразделение Альфа-Банка в отдельном офисе. «Мы специально обособились от основного банка и создали здесь свою среду. В Альфа-Банке работает больше 20 тысяч человек, это достаточно громоздкая структура со всеми проблемами крупных компаний: сильным сопротивлением новым вещам, бюрократией, документооборотом и трудностями с принятием решений. Был прецедент, когда один договор для запуска электронного продукта согласовывали полтора года. И тогда мы решили собрать людей, связанных с созданием электроонных продуктов, в одном месте. Лаборатория — это принцип, по которому решил пойти банк, чтобы создавать больше добавочной стоимости», — объяснил Никита.
По словам сотрудников, Альфа-Лаборатория — это «стартап внутри корпорации», а внутри этого стартапа есть еще один — R&D-подразделение. «Это пять человек, которые занимаются исследованиями и разработками. За прошлый год через них прошло больше 150 проектов новых банковских продуктов, некоторые уже запустились», — продолжил Никита Абраменко. Он объяснил, как проходит разработка проектов в Лаборатории: «За основу в нашей работе мы взяли культуру стартапов, многие вещи пришли из методологий lean и agile. Принципы такие: уход от процессов и переход от мнений к гипотезам, продукт важнее документации, задача важнее контракта, а изменения важнее плана. Каждый проект в начале представляет из себя набор гипотез, которые необходимо проверить. Запускаем первую версию продукта в виде MVP. Затем итерациями наращиваем функционал или приходим к пониманию, что гипотезы были неверными. Бывали ситуации, когда мы перед самым запуском понимали, что это не то и не сработает, — это очень напряженная работа».
«В первый год существования R&D процесс проверки перспективных бизнес-гипотез был обособлен от стандартных банковских методологий, — рассказал руководитель перспективных проектов Михаил Эссаулов. — Однако сейчас картина обратная: опыт внедрения проекта через проверку гипотезы становится примером для других подразделений. По всему банку сейчас запущена стратегическая инициатива: “цифровизация” через методологии lean и agile, отчасти мы стали ее “провайдерами”. Например, сотрудники Лабы сейчас преподают agile / lean / scrum / kanban в разных подразделениях банка, рассказывают о нашем опыте. За год 200 человек повлияло на структуру всего банка, лаборатория в какой-то мере повела за собой всю компанию».
На встрече представители Альфа-Лаборатории рассказали и о том, как банк работает с внешними проектами. «У нас есть такие программы, как AlfaCamp — двухмесячный акселератор, и Альфа-старт — программа экспертной поддержки для стартапов в сфере fintech и e-commerce, – рассказал руководитель проекта “Альфа-Старт” Сергей Максимчук. – Предпочтение отдается проектам, участвовавшим в акселераторах, имеющим подтвержденный спрос и первые продажи и проинвестированным фондом или самими основателями. Стартапам мы предоставляем доступ к нашей экспертизе и нашим технологиям, даем выход на рынки, где представлен Альфа-Банк, и на наших партнеров, например, X5 Retail Group и Beeline, а некоторые продукты тестируем совместно с клиентами банка».
В Альфа-Лаборатории понимают, что вокруг стартапов уже сложилась целая экосистема, и для эффективной работы с проектами необходимо встраиваться в партнерскую сеть. «Мы начали с институтов развития и крупных компаний и предложили им свою экспертизу и технологии для профильных нам проектов. Например, у нас есть своя номинация в акселераторе GenerationS. Этот подход позволяет нам получать более качественные проекты, он эффективен и для нас, и для партнеров, и для самих стартапов. Например, мы направляем толковые проекты, которые ищут инвестиции, к нашим партнерам в фонды, специализирующиеся на fintech».
