07.05.2020
Виртуальная и дополненная реальность — технологии, которые взорвали рынок несколько лет назад, породив множество стартапов и интересных проектов. Однако многие из них так и не довели продукт до рынка, в том числе из-за существующих барьеров. В рамках серии интервью с руководителями Центров компетенций НТИ мы поговорили с Александром Лукичевым — руководителем ЦК НТИ по нейротехнологиям и VR/AR на базе ДВФУ. Александр рассказал, что происходит с технологиями сегодня и почему самыми перспективными нишами для VR/AR-проектов он считает медицину и образование.
Что, на ваш взгляд, перспективнее — AR или VR?
Тут, скорее, нельзя говорить, что будет перспективнее. Рынок AR ждет свой «iPhone» — пользовательскую гарнитуру, потребительское устройство, после которого начнется рывок. Думаю, что в течение 3–5 лет такое устройство появится. В сфере VR хайп прошел, рынок стал дисциплинированнее, и теперь технология воспринимается как инструмент с понятным функционалом. Проблемы с внедрением есть: это отсутствие диалога между государством и рынком, отток венчурного финансирования, отсутствие рыночного спроса и так далее. Но в технологию я верю.
На каких направлениях сосредоточен Центр и почему?
Центр работает над двумя большими проектами — «Образование» и «Медицина». В этих социальных областях эффект от внедрения технологии определит новые форматы взаимодействия и откроет дополнительные возможности. При этом оба рынка в России пока закрыты для инноваций. Мы пытаемся пройти этот путь, чтобы выстроить схему: где и что должно быть валидировано, какие метрики должны быть посчитаны, как должен происходить процесс внедрения. Прорабатываем сценарий для того, чтобы у компаний формировалось понимание, что хочет государство и как ему продавать.
Считается, что VR- и AR-технологии могут не просто помочь в развитии медицины и образовательной сферы, но и кардинально поменять их. Так ли это? Может, уже сейчас существуют примеры?
В образовательном сегменте за внедрением технологий VR/AR последует повышение эффективности обучения, в том числе онлайн, и его доступность без потери в качестве в удаленных регионах страны. Похожая ситуация в медицине. Погружение в VR помогает проводить реабилитацию после сложных травм — Центр компетенций НТИ на базе ДВФУ разрабатывает такие тренажеры. AR в медицине используется, например, для визуализации поврежденного органа и «помещения» 3D-модели на теле пациента при операции, которые проходят качественнее и быстрее. Такой продукт пытается вывести на рынок белорусская компания ARtoMED.
Что из образовательных продуктов Центра может стать доступным для широкого круга пользователей?
Постепенно заполняется линейка образовательных продуктов для средней школы. Уже готов контент по физике, химии и недавно появился прототип контента по английскому языку. Планируется, что до конца года появится VR-контент для уроков биологии, математики и истории.
Центр занимается нейротехнологиями, преимущественно для реабилитации после определенных тяжелых заболеваний и травм в медицине. Расскажите подробнее о проекте и имеющихся перспективах и проблемах.
Да, верно, мы работаем над созданием комплекса для реабилитации пациентов с осложненной позвоночно-спинномозговой травмой. Сотрудники Центра исследуют результативность использования системы стимуляции спинного мозга (Spinal cord stimulation, SCS) в комплексе с технологиями нейромодуляции, роботизированной реабилитации и VR. Операции мы проводим совместно со специалистами Казанского федерального университета.
Какие еще проекты разрабатывает Центр?
По медицинскому направлению мы также работаем над созданием реабилитационного программно-аппаратного комплекса с применением технологий VR/AR и интерфейсов с двухсторонней связью. Разработка ведется совместно с компанией VR Electronics LTD, предоставляющей тактильный костюм Teslasuit — это интерфейс между телом человека и иммерсивными XR-приложениями. Не связанный с VR/AR проект Центра — система оцифровки болезни Паркинсона. Цель проекта — накопление информации о динамике изменения состояния пациента с момента постановки диагноза для предсказания развития болезни.
Как устроена образовательная деятельность Центра?
На базе Школы цифровой экономики ДВФУ при поддержке Центра реализуется магистратура по Computer Science с усиленной подготовкой в области VR/AR. С начала 2020 года открыты программы дополнительного образования: «VR-технологии в практической деятельности психолога» на базе Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, специализация по созданию VR-приложений, состоящая из трех курсов (Базовый Unreal Engine, дизайн уровней в среде UN4 и углубленный курс создания VR- контента) и другие профили. Также мы создали курсы по Unreal Engine. Мы приглашаем специалистов к разработке новых или обновлению существующих образовательных программ по программированию и использованию VR/AR. Мы готовы запускать новые курсы, программы переподготовки, программы повышения квалификации в области подготовки кадров для цифровой экономики.
Смотреть на Facebook
Что, на ваш взгляд, перспективнее — AR или VR?
Тут, скорее, нельзя говорить, что будет перспективнее. Рынок AR ждет свой «iPhone» — пользовательскую гарнитуру, потребительское устройство, после которого начнется рывок. Думаю, что в течение 3–5 лет такое устройство появится. В сфере VR хайп прошел, рынок стал дисциплинированнее, и теперь технология воспринимается как инструмент с понятным функционалом. Проблемы с внедрением есть: это отсутствие диалога между государством и рынком, отток венчурного финансирования, отсутствие рыночного спроса и так далее. Но в технологию я верю.
На каких направлениях сосредоточен Центр и почему?
Центр работает над двумя большими проектами — «Образование» и «Медицина». В этих социальных областях эффект от внедрения технологии определит новые форматы взаимодействия и откроет дополнительные возможности. При этом оба рынка в России пока закрыты для инноваций. Мы пытаемся пройти этот путь, чтобы выстроить схему: где и что должно быть валидировано, какие метрики должны быть посчитаны, как должен происходить процесс внедрения. Прорабатываем сценарий для того, чтобы у компаний формировалось понимание, что хочет государство и как ему продавать.
Считается, что VR- и AR-технологии могут не просто помочь в развитии медицины и образовательной сферы, но и кардинально поменять их. Так ли это? Может, уже сейчас существуют примеры?
В образовательном сегменте за внедрением технологий VR/AR последует повышение эффективности обучения, в том числе онлайн, и его доступность без потери в качестве в удаленных регионах страны. Похожая ситуация в медицине. Погружение в VR помогает проводить реабилитацию после сложных травм — Центр компетенций НТИ на базе ДВФУ разрабатывает такие тренажеры. AR в медицине используется, например, для визуализации поврежденного органа и «помещения» 3D-модели на теле пациента при операции, которые проходят качественнее и быстрее. Такой продукт пытается вывести на рынок белорусская компания ARtoMED.
Что из образовательных продуктов Центра может стать доступным для широкого круга пользователей?
Постепенно заполняется линейка образовательных продуктов для средней школы. Уже готов контент по физике, химии и недавно появился прототип контента по английскому языку. Планируется, что до конца года появится VR-контент для уроков биологии, математики и истории.
Центр занимается нейротехнологиями, преимущественно для реабилитации после определенных тяжелых заболеваний и травм в медицине. Расскажите подробнее о проекте и имеющихся перспективах и проблемах.
Да, верно, мы работаем над созданием комплекса для реабилитации пациентов с осложненной позвоночно-спинномозговой травмой. Сотрудники Центра исследуют результативность использования системы стимуляции спинного мозга (Spinal cord stimulation, SCS) в комплексе с технологиями нейромодуляции, роботизированной реабилитации и VR. Операции мы проводим совместно со специалистами Казанского федерального университета.
Какие еще проекты разрабатывает Центр?
По медицинскому направлению мы также работаем над созданием реабилитационного программно-аппаратного комплекса с применением технологий VR/AR и интерфейсов с двухсторонней связью. Разработка ведется совместно с компанией VR Electronics LTD, предоставляющей тактильный костюм Teslasuit — это интерфейс между телом человека и иммерсивными XR-приложениями. Не связанный с VR/AR проект Центра — система оцифровки болезни Паркинсона. Цель проекта — накопление информации о динамике изменения состояния пациента с момента постановки диагноза для предсказания развития болезни.
Как устроена образовательная деятельность Центра?
На базе Школы цифровой экономики ДВФУ при поддержке Центра реализуется магистратура по Computer Science с усиленной подготовкой в области VR/AR. С начала 2020 года открыты программы дополнительного образования: «VR-технологии в практической деятельности психолога» на базе Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, специализация по созданию VR-приложений, состоящая из трех курсов (Базовый Unreal Engine, дизайн уровней в среде UN4 и углубленный курс создания VR- контента) и другие профили. Также мы создали курсы по Unreal Engine. Мы приглашаем специалистов к разработке новых или обновлению существующих образовательных программ по программированию и использованию VR/AR. Мы готовы запускать новые курсы, программы переподготовки, программы повышения квалификации в области подготовки кадров для цифровой экономики.
