12.03.2020
Делимся очередным кейсом из проекта «Инновации: разбор полетов» журнала «Стимул». Сегодня это история сервиса онлайн-видео Vidimax, в которой роковую роль сыграла смена акционеров. Рассказываем, как Vidimax из успешного стартапа превратился в бизнес-провал.
Идея создания сервиса Vidimax принадлежит Светлане Беловой — топ-менеджеру из сферы телекома. Увидев перспективную нишу на рынке, Светлана в 2009 году решила запустить платформу с онлайн-видео. Отличие от конкурентов заключалось в том, что контент должны были закупать мелкие провайдеры — консолидация позволила бы заработать и им, и правообладателям. Работать сервис должен был по модели b2b2c и объединял следующую цепочку: правообладатель — небольшой провайдер — зритель.
Найти инвестиции Светлане удалось почти сразу — в марте 2009 года она обратилась в инвестиционный фонд «Тройка Диалог», где ее проектом заинтересовались. «Тройке» понравилась предложенная Светланой бизнес-модель и команда, которую к тому времени собрала основательница Vidimax. Топ-менеджмент фонда «загорелся» идеей и уже через 3 месяца ООО «Видимакс» получило инвестиции в размере 4,25 млн долларов от венчурного фонда Татарстана, находящегося под управлением «Тройки Диалог». Команда Светланы получила в бизнесе 25%.
В начале 2010 года состоялся официальный запуск Vidimax. По бизнес-модели интернет-провайдер, работающий с Vidimax, получал 25% отчислений от дохода, полученного с конечного пользователя, сам сервис — около 20%, а более 50% уходило правообладателю. Партнерами Vidimax стали около 40 провайдеров, а вскоре удалось договориться и с правообладателями. В 2011 году сервис подошел к точке операционной окупаемости. Рынок бурно рос, и у Vidimax появились сильные конкуренты, например онлайн-кинотеатр ivi. Топ-менеджеры ivi заинтересовались сервисом Светланы и в 2012 году захотели купить компанию, но их условия не устроили ни Vidimax, ни «Тройку». В итоге сделка не состоялась, но вскоре стало ясно, что компанию ждут куда более серьезные испытания, чем неудачные переговоры.
В марте 2011 года Сбербанк объявил о приобретении 100% «Тройки Диалог». Смена команды затянулась, и новые управленцы из Сбербанка занялись Vidimax лишь в 2013 году. Сразу стало ясно, что у них со Светланой разные взгляды на будущее сервиса: например, новые акционеры захотели полностью перейти на рекламную модель. Инвестировать в закупку нового контента, который мотивировал бы зрителей терпеть рекламу, они не захотели. Светлана была категорически против такого решения. В итоге в конце 2014 года общее собрание акционеров сместило ее с должности гендиректора компании, которую она же создала.
Спустя полгода — после того, как заявление об увольнении написал новый генеральный директор, — Светлану попросили вернуться на антикризисное управление. За время ее отсутствия проблемы Vidimax только усугубились. У компании накопились долги. Акционеры поняли, что бизнесу может прийти конец.
Сейчас Светлана называет возвращение в Vidimax своей главной ошибкой: компания была расшатана до основания, а инвестировать в ее спасение достаточные суммы акционеры не хотели. В конце 2015 года Светлана поняла, что в таких условиях бизнес не спасти, и снова ушла из компании. С 22 марта 2017 года ООО «Видимакс» находится в стадии ликвидации.
Для Светланы и ее команды история не закончилась — в конце 2017 года они совместно с ФРИИ учредили компанию IDX, которая занимается удаленной цифровой идентификацией. Стартап успешно работает, а инвестиция ФРИИ в IDX признана «лучшей сделкой ранней стадии» жюри Национальной премии «Венчурный инвестор — 2017».
Какие возможности компания упустила? На разных этапах Vidimax мог:
• развивать и усиливать исходную бизнес-модель агрегатора b2b2c. Продолжать сотрудничество с прежним гендиректором;
• выбрать рекламную модель дистрибуции контента (большие инвестиции);
• продать бизнес конкуренту (обмен на его акции).
Кейс по ссылке: http://bit.ly/2W5HoDt
А весь спецпроект можно увидеть здесь: http://bit.ly/339f2K7
Смотреть на Facebook
Идея создания сервиса Vidimax принадлежит Светлане Беловой — топ-менеджеру из сферы телекома. Увидев перспективную нишу на рынке, Светлана в 2009 году решила запустить платформу с онлайн-видео. Отличие от конкурентов заключалось в том, что контент должны были закупать мелкие провайдеры — консолидация позволила бы заработать и им, и правообладателям. Работать сервис должен был по модели b2b2c и объединял следующую цепочку: правообладатель — небольшой провайдер — зритель.
Найти инвестиции Светлане удалось почти сразу — в марте 2009 года она обратилась в инвестиционный фонд «Тройка Диалог», где ее проектом заинтересовались. «Тройке» понравилась предложенная Светланой бизнес-модель и команда, которую к тому времени собрала основательница Vidimax. Топ-менеджмент фонда «загорелся» идеей и уже через 3 месяца ООО «Видимакс» получило инвестиции в размере 4,25 млн долларов от венчурного фонда Татарстана, находящегося под управлением «Тройки Диалог». Команда Светланы получила в бизнесе 25%.
В начале 2010 года состоялся официальный запуск Vidimax. По бизнес-модели интернет-провайдер, работающий с Vidimax, получал 25% отчислений от дохода, полученного с конечного пользователя, сам сервис — около 20%, а более 50% уходило правообладателю. Партнерами Vidimax стали около 40 провайдеров, а вскоре удалось договориться и с правообладателями. В 2011 году сервис подошел к точке операционной окупаемости. Рынок бурно рос, и у Vidimax появились сильные конкуренты, например онлайн-кинотеатр ivi. Топ-менеджеры ivi заинтересовались сервисом Светланы и в 2012 году захотели купить компанию, но их условия не устроили ни Vidimax, ни «Тройку». В итоге сделка не состоялась, но вскоре стало ясно, что компанию ждут куда более серьезные испытания, чем неудачные переговоры.
В марте 2011 года Сбербанк объявил о приобретении 100% «Тройки Диалог». Смена команды затянулась, и новые управленцы из Сбербанка занялись Vidimax лишь в 2013 году. Сразу стало ясно, что у них со Светланой разные взгляды на будущее сервиса: например, новые акционеры захотели полностью перейти на рекламную модель. Инвестировать в закупку нового контента, который мотивировал бы зрителей терпеть рекламу, они не захотели. Светлана была категорически против такого решения. В итоге в конце 2014 года общее собрание акционеров сместило ее с должности гендиректора компании, которую она же создала.
Спустя полгода — после того, как заявление об увольнении написал новый генеральный директор, — Светлану попросили вернуться на антикризисное управление. За время ее отсутствия проблемы Vidimax только усугубились. У компании накопились долги. Акционеры поняли, что бизнесу может прийти конец.
Сейчас Светлана называет возвращение в Vidimax своей главной ошибкой: компания была расшатана до основания, а инвестировать в ее спасение достаточные суммы акционеры не хотели. В конце 2015 года Светлана поняла, что в таких условиях бизнес не спасти, и снова ушла из компании. С 22 марта 2017 года ООО «Видимакс» находится в стадии ликвидации.
Для Светланы и ее команды история не закончилась — в конце 2017 года они совместно с ФРИИ учредили компанию IDX, которая занимается удаленной цифровой идентификацией. Стартап успешно работает, а инвестиция ФРИИ в IDX признана «лучшей сделкой ранней стадии» жюри Национальной премии «Венчурный инвестор — 2017».
Какие возможности компания упустила? На разных этапах Vidimax мог:
• развивать и усиливать исходную бизнес-модель агрегатора b2b2c. Продолжать сотрудничество с прежним гендиректором;
• выбрать рекламную модель дистрибуции контента (большие инвестиции);
• продать бизнес конкуренту (обмен на его акции).
Кейс по ссылке: http://bit.ly/2W5HoDt
А весь спецпроект можно увидеть здесь: http://bit.ly/339f2K7
