17.10.2017
В Южной Корее, Великобритании, Малайзии, Канаде и с 2016 года в России существуют программы, направленные на поддержку не только стартапов, но и скейлапов – успешно растущих на протяжении нескольких лет компаний, и «Скрытых чемпионов» – предприятий, которые стремятся стать глобальными лидерами своего рынка. В российскую программу «Национальные чемпионы» в прошлом году на базе организуемого РВК рейтинга «ТехУспех» были отобраны 30 компаний, с которыми Минэкономразвития России ведет работу по поддержке роста и трансформации в глобальные бизнесы российского базирования. Эксперты обсудили опыт и практики поддержки быстрорастущих компаний и первые результаты реализации проекта «Национальные чемпионы» на сессии «Школа чемпионов. Как страны поддерживают свои быстрорастущие компании?» в рамках Форума «Открытые инновации.
Модератор сессии Дан Медовников, директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, отметил актуальность темы «Национальных чемпионов»: «Институты развития разных стран стали уделять внимание не стартапам, а скейлапам. С такими компаниями можно достичь значимых результатов, которые будут видны на макроэкономическом уровне». Он добавил, что по мере роста «газелей» и «национальных чемпионов» они требуют другого уровня сервиса от институтов развития. Например, в Азии такие компании получают прямую поддержку государства.
«Наша программа включает около 300 компаний», – делится Байк Сунджин, глава подразделения планирования для компаний высокого потенциала Корейского института развития технологий – KIAT, - «Мы выбираем и проверяем экспорт и состояние компаний, оцениваем их стратегию роста в горизонте 3-5 лет: включает ли она инновации и экспортную программу, как эта программа будет управляться». Сунджин отметил, что задача его подразделения — усилить эти компании и реализовать их экспортный потенциал.
Дамир Мусин руководитель проекта «Национальные чемпионы» в АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» рассказал об опыте Казахстанской инициативы. В рамках программы компании получили финансовую, поддержку в виде 26 млрд рублей, а также институациональную и консалтинговую поддержку: «В рамках институциональной поддержки никто не хотел заниматься протекционизмом, потому что нам важно развивать не отдельные компании, а всю отрасль».
Артем Шадрин, директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития, рассказал о програме «Национальные чемпионы: «Идея программы – в поддержке технологических компаний лидеров при помощи трёх аспектов: финансовая поддержка, помощь с контактами госкомпаний, помощь с выходом на внешние рынки. Компании получили всё это бесплатно в рамках проекта. Мы решили отобрать отобрать 30 компаний с высокими темпами роста 15-20 % в год, объемы продаж в размере от 400 млн до 20 млрд рублей». Во втором этапе будут отобраны ещё 15-30 компаний на базе рейтинга «Техуспех», организованного РВК.
Михаил Антонов, заместитель генерального директора – директор по развитию инновационной инфраструктуры АО «РВК», заявил, что в новой стратегии РВК есть и «Техуспех» и «Национальные чемпионы»: «Мы хотим и имеем цель сконцентрировать эти компании на НТИ. На протяжении реализации проекта у нас сложилась компетенция в понимании проблем компаний серьезного роста на начальных и средних стадиях. Компания может производить инновационный продукт, но по свои бизнес-процессам не являться инновационной и предлагать архаичные бизнес-модели и модели продаж. Наша главная задача – оказывать отобранным нацчемпионам и другим компаниям из рейтинга «Техуспех» помощь в выработке прорывных бизнес-моделей, которые дополнят инновационный продукцию с потенциалом и сделают их глобальными игроками».
Смотреть на Facebook
Модератор сессии Дан Медовников, директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, отметил актуальность темы «Национальных чемпионов»: «Институты развития разных стран стали уделять внимание не стартапам, а скейлапам. С такими компаниями можно достичь значимых результатов, которые будут видны на макроэкономическом уровне». Он добавил, что по мере роста «газелей» и «национальных чемпионов» они требуют другого уровня сервиса от институтов развития. Например, в Азии такие компании получают прямую поддержку государства.
«Наша программа включает около 300 компаний», – делится Байк Сунджин, глава подразделения планирования для компаний высокого потенциала Корейского института развития технологий – KIAT, - «Мы выбираем и проверяем экспорт и состояние компаний, оцениваем их стратегию роста в горизонте 3-5 лет: включает ли она инновации и экспортную программу, как эта программа будет управляться». Сунджин отметил, что задача его подразделения — усилить эти компании и реализовать их экспортный потенциал.
Дамир Мусин руководитель проекта «Национальные чемпионы» в АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» рассказал об опыте Казахстанской инициативы. В рамках программы компании получили финансовую, поддержку в виде 26 млрд рублей, а также институациональную и консалтинговую поддержку: «В рамках институциональной поддержки никто не хотел заниматься протекционизмом, потому что нам важно развивать не отдельные компании, а всю отрасль».
Артем Шадрин, директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития, рассказал о програме «Национальные чемпионы: «Идея программы – в поддержке технологических компаний лидеров при помощи трёх аспектов: финансовая поддержка, помощь с контактами госкомпаний, помощь с выходом на внешние рынки. Компании получили всё это бесплатно в рамках проекта. Мы решили отобрать отобрать 30 компаний с высокими темпами роста 15-20 % в год, объемы продаж в размере от 400 млн до 20 млрд рублей». Во втором этапе будут отобраны ещё 15-30 компаний на базе рейтинга «Техуспех», организованного РВК.
Михаил Антонов, заместитель генерального директора – директор по развитию инновационной инфраструктуры АО «РВК», заявил, что в новой стратегии РВК есть и «Техуспех» и «Национальные чемпионы»: «Мы хотим и имеем цель сконцентрировать эти компании на НТИ. На протяжении реализации проекта у нас сложилась компетенция в понимании проблем компаний серьезного роста на начальных и средних стадиях. Компания может производить инновационный продукт, но по свои бизнес-процессам не являться инновационной и предлагать архаичные бизнес-модели и модели продаж. Наша главная задача – оказывать отобранным нацчемпионам и другим компаниям из рейтинга «Техуспех» помощь в выработке прорывных бизнес-моделей, которые дополнят инновационный продукцию с потенциалом и сделают их глобальными игроками».
