Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Новости

РВК направила проект поправок о выходе НПФ на венчурный рынок в Минэкономразвития РФ

01.02.2019

В Москве состоялось третье заседание рабочей группы Совета венчурного рынка при РВК по вопросам привлечения на рынок средств негосударственных пенсионных фондов. Эксперты рабочей группы — представители Центрального банка РФ, Министерства экономического развития РФ, НПФ и институтов развития, обсудили доработанные предложения по законодательным поправкам и предложениям, открывающие возможность и стимулирующие НПФ к участию на венчурном рынке. Финальный документ будет отправлен в ближайшее время в Минэкономразвития РФ.

Основная идея проекта — законодательно разрешить НПФ вкладывать ограниченную часть средств в венчурные активы, чтобы повысить доходность инвестиций и поддержать развитие инновационного сектора страны. Для этого было предложено использовать финансовые инструменты инвестиционного товарищества (ИТ) и ПИФов венчурных инвестиций. Первый вариант стал основным.

По итогам предыдущих заседаний рабочей группы, состоявшихся в 2018 году, ряд предложений по проекту был скорректирован. На данный момент в числе законодательных поправок предлагается установить максимальный объем инвестирования в доли в общем имуществе товарищей до 10% пенсионных резервов, которые формируются из добровольных отчислений, и до 5% пенсионных накоплений (средства, полученные по обязательному пенсионному страхованию).

Также проектом устанавливаются требования к управляющему товарищу. Данную роль может выполнять комиссия, в которую войдут представители государственных институтов развития. Отдельные требования — к стресс-тестированию. Предлагается распространить на доли в общем имуществе товарищей ИТ подход к стресс-тестированию, применяемый к инвестиционным паям ПИФ. Периодичность оценки — от 1 до 2 раз в течение 2 лет в зависимости от размера доли.

Что касается предлагаемых условий договоров инвестиционного товарищества (ДИТ), то эксперты предлагают включить дополнительные гарантии возврата средств инвестирования. К примеру, обозначить условие участия в ДИТ государственного института развития в качестве товарища-вкладчика, запрет на инвестиции в посевные проекты и право НПФ определять отраслевой фокус объектов инвестирования, а также получать повышенную доходность после достижения точки безубыточности.

Также предлагается вносить в договоры условия, обеспечивающие ликвидность и прозрачность инвестирования. В частности, обозначать право НПФ регулярно получать полную информацию об объектах инвестирования и деятельности управляющего товарища, а также право на продажу своей доли в ИТ третьему внешнему лицу.

«Пенсионные средства активно инвестируются в венчур во многих странах. Например, хорошая практика сложилась в Канаде. Но остается вопрос: начнут ли активно инвестировать в венчур российские НПФ, если снять ограничения? Не факт. Допускать пенсионные деньги можно только при полной уверенности, что они попадут под квалифицированное управление. Сюда включаются и требования к деловой репутации, и к ответственности, и к информационной прозрачности, и другие», — отметил Дмитрий Волков, советник экономического управления развития финансового рынка департамента стратегического развития финансового рынка ЦБ РФ.

«Мы понимаем, что помимо регуляторных ограничений, активность НПФ сдерживают и другие факторы: дефицит квалифицированных управляющих, отсутствие мотивации к получению дополнительной доходности, опасения негативного общественного мнения к размещению пенсионных средств в высокорискованных активах. Работы по дальнейшему развитию рынка предстоит немало. Следующим этапом станет создание первых историй успеха, постепенное освоение нового инструмента, формирование пула венчурных управляющих, отвечающих требованиям пенсионных фондов. Мы подходим к этому вопросу системно, интегрировав целый ряд связанных с ним инициатив в Стратегию развития венчурного рынка до 2030 года. Но решение этих задач будет возможно лишь при наличии разрешительной политики со стороны государства», — подчеркнул Алексей Басов, заместитель генерального директора — инвестиционный директор РВК.

«Целесообразно в дополнение к законопроекту представить справку с описанием мировых подходов по привлечению пенсионных средств в венчурную индустрию, поскольку цель всех прорабатываемых нами совместно с РВК инициатив – это переход к лучшим глобальным практикам в области развития инновационного сектора», — резюмировал Артем Шадрин, директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ.

Работа по регулированию участия НПФ в венчурной индустрии велась РВК в тесном взаимодействии и живом диалоге с представителями частных фондов и инвесторов, институтов развития, органов власти, корпораций и международных консультантов. В результате мы получили комплекс нормативно-правовых актов, благодаря которым экономика инноваций получит еще один инструмент привлечения капитала, а пенсионные фонды — дополнительный финансовый инструмент с приемлемым уровнем риска.




Справочная информация

О РВК

АО «РВК» — государственный фонд фондов, институт развития венчурной отрасли Российской Федерации. Основные цели деятельности АО «РВК»: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ). Уставный капитал АО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных АО «РВК», достигло 25, их суммарный размер — 42,6 млрд руб. Доля АО «РВК» — 25,2 млрд руб. Количество портфельных компаний фондов РВК — 217. Совокупный объем одобренных к инвестированию средств — 18,1 млрд руб.
www.rvc.ru

Место проведения: