Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Новости

В условиях кризиса российские ученые осваивают альтернативные способы привлечения средств

02.03.2016 В условиях кризиса российские ученые осваивают альтернативные способы привлечения средств

Молодая аудитория, знакомая с интернет-платежами, более склонна участвовать в краудфандинге научных проектов, при этом сам сбор средств на краудфандинговых площадках позволяет привлечь внимание СМИ и крупных спонсоров. Об этом рассказали эксперты конференции «Где найти деньги на научные проекты в кризис?», которая прошла 26 февраля в рамках образовательно-практического проекта РВК «Коммуникационная лаборатория» во ФРИИ Сити Холл.

По данным ЮНЕСКО, Россия тратит на науку 1,12% ВВП, уступая по этому показателю США, странам ЕС, Китаю и Бразилии. При этом большую часть финансирования науки в стране обеспечивает государственный бюджет, а доля инвестиций коммерческого сектора в научные разработки составляет около 20% от общего объема. По мнению экспертов «Коммуникационной лаборатории» РВК, для нового качественного скачка в развитии научным организациям недостаточно лишь государственной поддержки. Ученым необходимо научиться работать и с другими источниками финансирования: искать дополнительные средства в бизнес-секторе или прибегать к общественной поддержке путем краудфандинга.

«Уже несколько российских проектов, связанных с наукой, преодолели на краудфандинговых площадках рубеж в миллион рублей, а некоторые из них собрали до двух миллионов, — объясняет заместитель генерального директора, исполнительный директор РВК Александр Потапов. — Такая тенденция говорит о высоком интересе общества к науке и готовности активной части интернет-пользователей поддерживать ученых не только лайками и репостами, но и собственными деньгами».

Среди «проектов-миллионеров» — сборы на лунный микроспутник популяризатора космонавтики Виталия Егорова и спутник «Маяк» Александра Шаенко, которые выступили на конференции.

«Краудфандинг — это бесплатный пиар, так о вашем проекте узнают гораздо больше людей, – говорит Виталий Егоров. – На запрос средств чаще откликается молодежь, которая больше знакома с электронными переводами. Но если подать проект так, что он действительно заинтересует, то любой пенсионер научится пользоваться интернетом».

Коммуникационная лаборатория

В 2015 году Уральский федеральный университет с помощью краудфандинга собрал более полумиллиона рублей на экспедицию по поиску метеоритов в Антарктиде. Такой успех был обеспечен во многом благодаря грамотной и эффективной организации кампании: привлечению амбассадора проекта — Виктора Гроховского — разработки креативной символики, вовлечению волонтеров.

По словам начальника отдела партнерских отношений УрФУ Леонида Скобелина, «когда партнер видит, что даже обычные студенты поддерживают проект, то понимает, что дело стоящее, и нужно его спонсировать. Поэтому лучше начинать именно с массового фандрайзинга. Однако в нашей стране нет культуры академического фандрайзинга. Мы помогаем больным, но на науку жертвовать пока не привыкли. Одна из составляющих миссии нашего проекта – доносить до общества, что наука стоит вложений».

Руководитель программы Master of Science Management Высшей школы научно-управленческих кадров РАН Иван Дементьев считает, что нельзя заставить коммерческие компании инвестировать в науку – вместо этого нужно убедить бизнес инвестировать в свой научный интерес с управляемыми рисками. Свое отношение стоит изменить и самим ученым:

«Когда ученые, перестанут относиться к бизнесу, как к людям, которые пытаются все отобрать, между ними наладится коммуникация», – считает Олег Мальсагов, Советник ректора Университета ИТМО по развитию, соучредитель техноброкерской компании Деловой Альянс.

Эксперты конференции сошлись во мнении, что в условиях рыночной экономики привлечение средств на научные проекты должно происходить через различные каналы. Научные организации должны активно осваивать новые технологии фандрайзинга и налаживать научные коммуникации с бизнесом и общественностью.



Справочная информация

О «Коммуникационной лаборатории»

Образовательно-практический проект РВК «Коммуникационная лаборатория» призван укрепить связи в цепочке информационной экосистемы «наука — образование — СМИ — общественность» и «наука — бизнес».

Задачи проекта:

  • развитие сообщества специалистов, формирующих и распространяющих научно-популярную информацию и занимающихся просветительской деятельностью: ученых, научных журналистов, коммуникаторов;
  • продвижение и реализация основных принципов открытой науки: доступность данных и результатов исследований, распространение информации об исследованиях для всех уровней заинтересованного общества, вовлечение представителей гражданского общества и бизнеса в научную деятельность;
  • развитие профессии научного коммуникатора, за счёт увеличения численности специалистов в данной области, а также повышения их профессионального уровня.

Уже в первый год своего существования проект громко заявил о себе — 19 февраля 2015 года «Коммуникационная лаборатория» была отмечена специальным призом «Лучший проект продвижения научных достижений и инноваций» в рамках XVIII Национальной премии в области связей с общественностью «Серебряный Лучник».

По итогам 2014 года проект инициировал более 270 публикаций в онлайн- и печатных СМИ, на радио и ТВ, вдохновил ряд институтов на создание собственных пресс-служб, способствовал учреждению специальной номинации «Коммуникационная лаборатория» в рамках конкурса Tech in Media, а также привлек множество партнеров среди ведущих научно-образовательных учреждений страны и более 500 участников специальных мероприятий. В 2015 году «Коммуникационная лаборатория» начала свою работу в Красноярске, Новосибирске, Ярославле, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

К участию в проекте приглашены ученые, представители департаментов коммуникаций европейских и американских вузов и исследовательских организаций, журналисты и редакторы научных, научно-популярных и общественных СМИ, популяризаторы науки, авторы и организаторы собственных проектов по популяризации науки, представители пресс-служб вузов и НИИ, владельцы наукоемких бизнесов, профессиональные коммуникационные ассоциации, а также все участники экосистемы, заинтересованные в развитии научных коммуникаций в России.

О РВК

ОАО «РВК» — государственный фонд фондов, институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Уставный капитал ОАО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло 22, их суммарный размер — 31,9 млрд руб. Доля ОАО «РВК» — 19,1 млрд руб. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний достигло 179. Совокупный объем проинвестированных средств — 16,4 млрд руб. C 2015 года РВК определена как проектный офис по реализации НТИ — программы мер, нацеленной на формирование принципиально новых рынков и создание условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.

Место проведения: